Search
Четверг 27 Июль 2017
  • :
  • :

«Материнская школа»: особенности организации

Раиса Косенюк, начальник управления методического обеспечения
дошкольного образования научно-методического учреждения
«Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь, кандидат педагогических наук

Кодекс Республики Беларусь об образовании ориентирует педагогических работников и родителей на совместную партнёрскую деятельность по воспитанию личности ребёнка на всех уровнях образования с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Государственная политика в отношении детей младенческого и раннего возраста в нашей стране предусматривает своей важнейшей задачей всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства и семьи. Младенческий и ранний возраст — начальный этап физического, психического и социального развития личности ребёнка от рождения до трёх лет. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании родители являются субъектами общественных отношений в сфере образования, участниками образовательного процесса. Учебная программа дошкольного образования, которая определяет содержание дошкольного образования в Республике Беларусь, ориентирует педагогов на партнёрские отношения с родителями, сотрудничество и сотворчество. Именно в процессе такого взаимодействия совершенствуется педагогическая позиция родителей и педагогов, формируется единство взглядов на ребёнка как на самоценность, неповторимую уникальность. Специалисты дошкольных учреждений оказывают содействие в личностном развитии и саморазвитии родителей как воспитателей своих детей, приобщении их к психологической и педагогической культуре, умении анализировать и объективно оценивать свои воспитательные возможности и способности, стиль своего общения с детьми. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи рассматривается как взаимодополняющая, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал дошкольного учреждения и семьи.

Однако существует ряд серьёзных проблем в организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в воспитании, обучении и развитии детей. Особенно остро эта проблема касается детей от рождения до трёх лет, не посещающих дошкольные учреждения, воспитывающихся в семье.

Современные данные психолого-педагогических исследований подтверждают, что в системе разно-образных социальных институтов семья является наиболее действенным и значимым в реализации целей воспитания. В ней возникают интимно-личностные отношения, которые имеют важное значение в обеспечении эмоциональной защищённости, психическом развитии и становлении личности ребёнка. Его психофизическое благополучие не может быть достигнуто без участия семьи, в частности, матери или другого значимого взрослого.

Научные исследования доказывают нереализуемость возможностей развития детей от рождения до трёх лет вне постоянного общения с близким человеком, умеющим понимать потребности ребёнка и адекватно на них реагировать. Следовательно, необходимо обеспечивать социально-эмоциональное окружение детей таким образом, чтобы его характеристики отвечали потребностям их развития.

Такими характеристиками определены: принятие ребёнка, чувствительность и отзывчивость по отношению к нему; родитель как «субъект обучения общению», родитель как «субъект обучения действиям с предметами» (Е.И. Исенина, Е.В. Попцова и др.). Принятие определяется как эмоционально тёплое отношение к ребёнку. Чувствительность к потребностям ребёнка — это способность распознать его сигналы; отзывчивость — способность оптимальным образом отреагировать на них и удовлетворить потребность. Отзывчивость включает внимание родителя, его эмпатию, адекватное реагирование, уважение индивидуальности ребёнка, содействие в предметных действиях и общении. Качество родителя как «субъекта обучения общению» включает мотивацию развивать ребёнка, умение устанавливать его внимание к предмету разговора, организовывать очерёдность в разговоре, правильно дозировать порцию самостоятельного разговора (соответственно его возможностям), исправлять ошибки малыша и поддерживать его, побуждать к продолжению разговора, обучать принципам обработки речевой информации и развивать его речевые умения. Качество родителя как «субъекта обучения действиям с предметами» включает в себя мотивацию развивать ребёнка, умение устанавливать его внимание к предмету деятельности, правильно дозировать новую информацию, давать указания соответственно уровню развития и возможностям, исправлять ошибки, поощрять действия, побуждать к самостоятельному решению поставленной задачи.

Отмечая важность чувствительного и отзывчивого взаимодействия с родителями для развития ребёнка, ряд исследователей констатирует, что такая ситуация встречается не всегда. Нередко происходит так, что по различным причинам родители не способны обеспечить ребёнку оптимальных условий развития. Часто они испытывают явное эмоциональное отвержение его, он вызывает у них злость, досаду, раздражение, обиду. Для многих современных родителей характерна эмоционально-негативная оценка. Они признают, что часто бывают грубыми и несдержанными. Мамы и папы, воспитывающие детей от рождения до трёх лет, не осознают свою педагогическую некомпетентность, цели воспитания связывают преимущественно с обучением, не придавая значения воспитанию.

Многие современные родители не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания малыша. В процессе исследования взаимодействия матери и ребёнка раннего возраста установлено нечувствительное и навязчивое поведение матери в нём. Имеют место случаи физического наказания детей.

Учёные отмечают, что трудности в воспитании детей от рождения до трёх лет — это во многом неправильно организованное общение малыша с окружающими его взрослыми людьми и прежде всего — с родителями, указывают на связь проблемного поведения ребёнка с неумением взрослых увидеть в нём развивающуюся личность. Среди частых ошибок, допускаемых при воспитании ребёнка, можно выделить объектное отношение к нему; неприятие родителями своего малыша; ошибки взрослых, содержащиеся в их словесных обращениях к ребёнку; неправильное установление требований, правил, запретов, ограничений; дисбаланс поощрений и наказаний, их неправильное применение; неучитывание или игнорирование возрастных потребностей и особенностей; неучитывание и незнание особенностей протекания кризисных периодов. В качестве часто возникающих последствий неправильной организации общения с ребёнком отмечаются появление плача, страхов, ревности, капризов, непослушания, негативизма, замедленного и несвоевременного развития речи и игры, пассивности, трудности в установлении контакта с незнакомыми людьми, недостаточная эмоциональность и любознательность.

Отсутствие современных методических и информационных материалов по вопросам развития ребёнка от рождения до трёх лет ведёт к тому, что большая часть молодых родителей испытывают затруднения в определении направленности воспитания ребёнка, формировании представлений об особенностях его развития, приобретении навыков взаимодействия с ним. В Республике Беларусь предоставлена возможность воспитания детей до трёх лет в оптимальных условиях семьи. Однако педагогические возможности родителей не всегда соответствуют потребностям развития ребёнка.

Таким образом, возникает необходимость в разработке новых организационных форм педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, выступающей как помощь родителям в воспитании, обеспечивающим как полноценное развитие ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями, так и повышение педагогической компетентности их родителей.

Результаты экспериментальной работы по организации педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, проведённой в нашей стране, позволили выявить в качестве наиболее эффективной организационной формы «Материнскую школу», в которой осуществляется взаимодействие родителей, детей и педагогов. Придаётся особая значимость матери, семье и другому ближайшему окружению в создании условий, которые обеспечивают возможность дальнейшего развития и саморазвития ребёнка. Включение родителей, педагогов и детей в образовательный процесс «Материнской школы» способствует осознанию первыми ответственности за развитие ребёнка, предъявлению к себе требований как к родителю, участию детей в различных видах деятельности совместно со взрослыми, установлению субъект-субъектных отношений. Такая организационная форма педагогической поддержки отвечает потребностям развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым через обеспечение социально-эмоционального окружения, адекватного потребностям его развития, постоянного общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком. Термин «Материнская школа» использовался для определения первой ступени образования в педагогической системе чешского педагога Я.А. Коменского, под которым он подразумевал не общественное учреждение, а форму семейного воспитания. «Материнскими школами» во Франции и некоторых других странах называют дошкольные учреждения. В нашем определении это понятие объединяет усилия дошкольного учреждения и семьи с целью обеспечения полноценного развития ребёнка от рождения до трёх лет и обогащения воспитательного опыта родителей. В «Материнской школе» семейное и общественное воспитание не поляризируются, а выступают как две стороны единого процесса в их интегративном взаимодействии. Каждый субъект взаимодействия максимально использует возможности дошкольного учреждения и семьи. Лучшие образцы семейного воспитания вносятся в условия дошкольного учреждения, а достижения общественного воспитания становятся достоянием семьи.

Организация педагогической поддержки в «Материнской школе» основывается на следующих принципах:

субъектности, предполагающего рассмотрение субъектов педагогической поддержки как активных партнёров взаимодействия и установления социальных связей;

интегративности, подразумевающего одновременную направленность усилий родителей и педагогов на определение содержания и способов сотрудничества с учётом специфики каждого взаимодействующего субъекта;

вариативности, предусматривающего разно-образие форм и методов взаимодействия, опираясь на личностно ориентированный подход к каждому ребёнку и родителю;

адекватности, предусматривающего обеспечение социально-эмоционального окружения ребёнка, адекватного потребностям его развития, постоянного и непрерывающегося общения с чувствительным, отзывчивым и эмоционально доступным близким человеком;

межведомственности, основанного на интеграции усилий субъектов образовательного пространства, направленных на реализацию цели и содержания педагогической поддержки детей.

Подобранный комплекс принципов работы «Материнской школы» упорядочивает, организовывает и приводит в систему деятельность всех участников педагогической поддержки, придавая ей совместность.

Задачи «Материнской школы»:

— организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;

— обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.

Основные функции «Материнской школы»:

диагностическая — изучение особенностей воспитательных отношений в диаде «родитель-ребёнок», выявление их влияния на развитие детей;

образовательная — обеспечение целенаправленной, систематической и компетентной помощи родителям в воспитании ребёнка, содействующей его полноценному развитию;

развивающая — содействие включению различных специалистов в работу «Материнской школы», привлечение их к оказанию помощи родителям, детям, вовлечение родителей в процессы обучения, воспитания и развития;

профилактическая — предупреждение влияния негативных явлений на развитие ребёнка;

методическая — обеспечение родителей необходимыми информационными материалами об особенностях развития детей от рождения до трёх лет, методами и приёмами взаимодействия с ними.

Субъектами педагогической поддержки в «Материнской школе» являются педагоги, родители и дети.

Педагог дошкольного учреждения при реализации педагогической поддержки в «Материнской школе» выполняет следующие функции:

диагностическую — выявление готовности родителей к педагогической поддержке, типов трудностей в воспитании ребёнка, содержания опыта воспитательных отношений, его осознанности и реализации во взаимодействии с ребёнком, отношения ребёнка к себе и другим людям;

методическую — выбор методов, программно-методического обеспечения процесса педагогической поддержки, содействующих обогащению воспитательного опыта родителей и развитию ребёнка;

организационную — организация взаимодействия педагогов, родителей и детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, проведения занятий с родителями и детьми в триаде «педагог-родитель-ребёнок», диаде «педагог-родитель»;

образовательную — содействие формированию ценностно-смыслового компонента, приобретению родителями знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания ребёнка, взаимодействия с ним.

В процессе взаимодействия в триаде «педагог-родитель-ребёнок» педагог выполняет роли организатора, партнёра, наставника, консультанта.

Родители в процессе педагогической поддержки являются её активными участниками, осуществляют непосредственное взаимодействие с детьми и выполняют воспитывающую, обучающую, развивающую и оценочно-рефлексивную функции.

Воспитывающая функция родителей заключается в обеспечении субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком, основанного на понимании его потребностей, безусловном принятии, а также в содействии вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни.

Суть обучающей функции — в содействии познанию ребёнком окружающего мира и себя, усвоению социального опыта, овладению деятельностью, лежащей в основе формирования личности (общение и предметная деятельность).

Развивающая функция заключается в содействии полноценному развитию ребёнка в соответствии с его возрастными потребностями.

Оценочно-рефлексивная функция состоит в осуществлении рефлексии, направленной на содержание опыта воспитательных отношений, способы деятельности по отношению к этому опыту, особенности развития ребёнка.

Родители выступают в роли родителя, партнёра, наставника и обучающегося.

Ребёнок выполняет познавательную, развивающую и регулирующую функции.

Познавательная функция заключается в приобретении способов познания себя и окружающего мира, проявлении познавательной активности.

Развивающая функция направлена на приобретение навыков социального поведения, овладение общением и действиями с предметами как деятельностями, обусловливающими изменения в психологических особенностях личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Регулирующая — установление субъект-субъектных отношений с родителями, другими людьми, влияние на их поведение и действия, перестраивание своего поведения и действий в направлении, диктуемом оценкой взрослого.

Ребёнок выступает в роли партнёра и исследователя.

Взаимодействие субъектов педагогической поддержки в «Материнской школе» осуществляется в дошкольном учреждении и семье.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок» в дошкольном учреждении осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специально оборудованных помещениях. Предметная среда этих помещений включает мебель для взрослых и детей, библиотеку с научно-популярной литературой для родителей, дидактические игрушки для совместных игр детей с педагогами, родителями, сверстниками, материалы для продуктивных видов деятельности, природный материал (песок, глина, вода) и др. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать свои навыки, обеспечивающие успешное жизненное начало для своих детей. Группы совместного пребывания функционируют по гибкому режиму: 2—3 раза в неделю, 2—3,5 часа в день в зависимости от потребностей родителей. С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт со сверстниками и взрослыми. В таких группах решается целый спектр задач, связанных с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, занятий, игр. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские работники. Одновременно в группе могут находиться 3—4 диады «родитель-ребёнок». Совместное пребывание с родителями обеспечивает малышу чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, других родителей со своими детьми, обменяться опытом воспитания.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок» в семье предусматривает посещение педагогами семьи, оказание родителям помощи в воспитании детей, проведение занятий с родителями и детьми.

В процессе проведения занятий взаимодействие педагога с детьми осуществляется в соответствии с их возрастными особенностями и по своему характеру является непосредственным и опосредованным. С детьми в возрасте до одного года непосредственное взаимодействие осуществляет родитель, в возрасте от одного года до трёх лет — и родитель, и педагог.

Взаимодействие в диаде «педагог-родитель» осуществляется как в условиях дошкольного учреждения, так и в условиях семьи. Это зависит от запросов родителей. По своему характеру оно может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное предусматривает проведение занятий и оказание консультативной помощи родителям, которая включает следующие компоненты: повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребёнка, закономерностях и принципах его воспитания и обучения; придание теоретическим знаниям прикладного характера; руководство самообразованием родителей. Встречи проходят по запросу родителей. Организовываются групповые и индивидуальные занятия. Опосредованное взаимодействие с родителями осуществляется посредством использования методических материалов, позволяющих им обогащать опыт воспитательных отношений. Специалисты, осуществляющие педагогическую поддержку, не дают прямых советов, чаще возвращают вопрос самим родителям, тем самым стимулируют поиск ответа на него у самих родителей. Родители имеют возможность размышлять над вопросом столько времени, сколько необходимо, а затем опять обращаться к педагогу, чтобы продолжить разговор.

Важное в работе «Материнской школы» — интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая реализации задач развития личности ребёнка. Её деятельность позволяет выступать педагогам и родителям партнёрами, помогает лучше узнать ребёнка, увидеть друг друга (в позитивном плане) в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности детей, формировать ценностные жизненные ориентации, преодолевать негативные проявления в поведении, изучать опыт других родителей. «Материнская школа» придаёт совместной деятельности людей качественную определённость, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, создание условий для развития и наиболее полной реализации личности.

Работа «Материнской школы» базируется на взаимодействии педагогов и родителей на основе партнёрства, при котором каждая из сторон, глубоко осознавая свою ответственность, вносит вклад в развитие личности ребёнка с учётом своей специфики и активного взаимодействия. Ребёнок является тем центром, который объединяет воспитательные усилия взрослых на основе реализации принципа его личностного развития в деятельности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей становится средством развития не только ребёнка, но и социально ответственных взрослых. Это то, что позволяет рассматривать «Материнскую школу» не только как организационную форму, но и как особый социальный институт, сущность которого прежде всего сконцентрирована в деятельности социальной общности, связанной единством территории.

Методы педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет в «Материнской школе» классифицируются в зависимости от их функции в процессе её реализации: диагностические (опрос, беседа, наблюдение, анализ документации); поддержки конструктивных отношений (одобрения, «Я-высказывания», слушание); активизации и обогащения опыта воспитательных отношений в диаде (самоописание родительского опыта, анализ педагогических ситуаций и произведений художественной литературы, ролевое проигрывание семейных ситуаций, взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности, анализ видеоматериалов).

Формами организации образовательного процесса являются групповые и индивидуальные занятия с родителями в соответствии с их запросами, занятия в триаде «педагог-родитель-ребёнок», а также игры детей.

Занятие может состоять из следующих частей:

1. Вводная часть. Включает обсуждение изменений, вопросов, затруднений, возникших между занятиями, результатов самостоятельной деятельности родителей: использовали ли они новый опыт, как им помогло то, чему они научились; определялись и обсуждались задачи, содержание предстоящего занятия.

2. Основная часть. Определяется содержанием того или иного этапа; включает информационный материал по вопросам воспитания, обучения и развития детей от рождения до трёх лет. Используются педагогические ситуации, литературные произведения, видеоматериалы, тренинговые задания и др., подобранные в соответствии с особенностями родителей и стоящими перед ними и педагогом задачами.

3. Заключительная часть. Включает рефлексию занятия, оценку приобретённого опыта, обсуждение возникших вопросов, тактики работы в период между занятиями.

Текущий мониторинг осуществляется в конце каждого занятия, позволяя оценить его результативность, сделать выводы о необходимости внесения уточнений в дальнейшее сотрудничество, принять решение о переходе к следующему этапу. Он включает в себя оценку родителями следующих позиций: «Что было сегодня полезно для меня?», «Что помогало и что мешало мне в ходе занятия?», «Чем понравилось и чем не понравилось занятие?», «Что нового я заметил (в себе или в ребёнке) во время занятия?», «Какой опыт приобрёл?», «Хочу ли я продолжать сотрудничество с педагогом?», «Что можно порекомендовать педагогу?». В процессе организации педагогической поддержки используется индивидуализированное взаимодействие с родителями, в котором им отводится активная роль в осмыслении, оценке, осуществлении выбора в развитии воспитательных отношений в диаде «родитель-ребёнок», предоставляется самостоятельность в развитии воспитательных функций в ходе взаимодействия с педагогом. Педагог занимает позицию партнёра, оказывающего опосредованную помощь в процессе самоопределения каждого родителя, берёт на себя функции создания содержательной ситуации взаимодействия, её гибкого проектирования, регуляции внутренней работы родителя.

Взаимодействие с родителями осуществляется исходя из их опыта в воспитании ребёнка. Позиция педагога в работе с родителями предполагает: принятие и безусловное положительное отношение к ним; адекватное эмпатическое понимание чувств взрослого и ребёнка; способность педагога в работе оставаться самим собой; на протяжении общения с родителями демонстрировать своё полное доверие к их возможностям; равноправие всех участников педагогического процесса; признание права родителей на свободный выбор; признание права на ошибку и собственную точку зрения, уважение позиции участников; собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию. В соответствии с этим взаимодействие педагога с родителями строится на основе доверия и уважения их выбора, необходимости учёта их позиции относительно предлагаемой поддержки.

Взаимодействие в триаде «педагог-родитель-ребёнок», которое реализуется в ходе занятий, способствует полноценному развитию ребёнка и обогащению опыта воспитательных отношений родителей.

В процессе занятий с детьми от рождения до 1 года ведущая роль во взаимодействии с ребёнком принадлежит родителю, который осуществлял взаимодействие в диаде «родитель-ребёнок». Педагог обеспечивает родителя необходимой информацией об особенностях развития ребёнка, приёмами взаимодействия с ним.

Содержание занятий родителя с ребёнком включает игры, способствующие зрительному и слуховому сосредоточению, развитию движений рук и действий с предметами, общих движений; общения и речи, получению положительных эмоций, приобретению опыта социального поведения и др.

Занятие с детьми от 1 года до 3 лет включает: совместную деятельность в триаде «педагог-родитель-ребёнок» (педагог организует и проводит занятие, родители вместе с детьми выполняют задания, поощряют их действия); самостоятельную деятельность детей (педагог и родитель наблюдают за ними, предоставляют возможность свободного выбора игр, включаются в игру только при необходимости); совместную деятельность в диаде «родитель-ребёнок» (родители организуют деятельность и взаимодействуют с детьми, помогают им, пытаются вызвать у ребёнка эмоциональный отклик и желание подражать взрослым). Содержание занятий включает игры, направленные на содействие овладению двигательными умениями, накоплению первоначального опыта музыкальной деятельности, приобщению детей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также на формирование сенсорных ощущений, ознакомление с окружающим миром и познание себя, обучение действиям с предметами и общению, развитие речи и мелкой моторики. Также используются пальчиковая гимнастика, игры с дидактическими игрушками, имитационные, музыкально-ритмические, инсценировки сказки и др.

Эти занятия являются интегрированными, предполагают широкое использование наглядных средств, особую эмоциональность поведения взрослого, активность и посильную самостоятельность детей.

В процессе самостоятельных игр малыши приобретают навыки действий с предметами, взаимодействия и установления отношений со сверстниками и другими взрослыми, реализуют свободу выбора в предметно-действенной и поведенческой сферах.

 

Примерный конспект занятия с родителями

От рождения до 1 года.

Цель: обогащение представлений родителей об особенностях развития детей от рождения до
1 года.

Вводная часть.

1. Приветствие родителей.

2. Обсуждение изменений, возникших вопросов, затруднений, и результатов самостоятельной деятельности родителей.

3. Введение в тему предстоящего занятия.

Основная часть.

1. Мини-лекция «Развитие детей от рождения до 1 года».

2. Основные вопросы для обсуждения: «Что является важным для развития детей от рождения до
1 года?», «Закономерности развития детей от рождения до 1 года», «Какие особенности имеет общение с детьми от рождения до 1 года?», «Какое значение имеет общение в развитии детей?».

3. Самостоятельная деятельность родителей.

Упражнение «Подбери игру».

Родителям предлагается список и содержание игр, способствующих развитию детей от рождения до 1 года. Они должны понять, на что направлена каждая игра, и объяснить, почему они сделали такой вывод. Каждый родитель должен определить, какие игры нужны для его ребёнка и почему.

Упражнение «Идеальный ребёнок и идеальный родитель».

Родителям предлагаются листы бумаги, фломастеры, карандаши, ножницы, цветная бумага, клей, скотч, ластик. Они должны проанализировать, какими качествами, по их мнению, должны быть наделены идеальный ребёнок и идеальный родитель и создать их творческую модель, используя все предложенные материалы. По окончании работы каждый родитель предлагает свой проект, рассказывает и поясняет его содержание, делится впечатлениями.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Родителям предлагается ответить на следующие вопросы: «Что было сегодня полезно для меня?», «Что помогало и что мешало мне в ходе занятия?», «Чем понравилось и чем не понравилось занятие?», «Что нового я увидел в себе во время занятия?», «Какой опыт приобрёл?» «Хочу ли я продолжать сотрудничество с педагогом?», «Что можно порекомендовать педагогу?».

 

Примерные конспекты занятий в триаде «педагог-родитель-ребёнок»

От рождения до 1 года

Задачи: формировать зрительные и слуховые ориентировочные реакции; способствовать налаживанию эмоционального контакта в общении со взрослым: возникновению у ребёнка улыбки в ответ на улыбку взрослого, появлению «комплекса оживления», разнообразных активных действий в качестве средств общения (отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос и др.).

  • Педагог организует деятельность родителя с ребёнком, даёт рекомендации родителю.
  • Родитель взаимодействует с ребёнком.
  • Ребёнок взаимодействует с родителем.
  • Родитель берёт ребёнка на руки, прижимает к себе, целует носик, пальчики — это укрепляет связь между взрослым и малышом, создаёт у него чувство уверенности и защищённости, привычку к ласке, тёплым словам.
  • Нежно массируя тельце малыша во время бодрствования, родитель старается поймать его взгляд. Близко наклоняясь к ребёнку, поёт ему песенку, улыбается. Берёт на руки, ласково с ним разговаривает, улыбается малышу, вызывает сосредоточение взгляда на своём лице.
  • Родитель подходит к кроватке, в которой лежит малыш, и обращается к нему по имени. Обходит кроватку с другой стороны и снова зовёт. Малыш поворачивает голову на звук.
  • Родитель звонит колокольчиком, затем ещё один раз. Ребёнок ищет источник звука глазами или поворотом головы. Используются различные по звучанию погремушки, музыкальные инструменты.
  • Родитель берёт ребёнка на руки и держит в вертикальном положении, придерживая голову. Предоставляет ему возможность сосредоточиться. Наблюдает, как малыш с интересом рассматривает его. Улыбается и подмигивает ребёнку, разговаривает с ним тихим, ровным голосом. (Ребёнок может не сразу сфокусировать взгляд. Даже если его глаза будут просто скользить по лицу взрослого — это уже большой успех.)
  • Родитель берёт погремушку и гремит ею справа от малыша. Побуждает ребёнка повернуть голову и зафиксировать свой взгляд на ней. Перемещает погремушку и снова гремит ею. Взгляд малыша перемещается вслед за звуком. Использует три положения игрушки: справа, в центре, слева.
  • Родитель кладёт ребёнка на вытянутые руки лицом к себе. Ласково разговаривает с ним, называя его по имени, улыбается. Поймав его взгляд и зафиксировав, пытается продлить контакт как можно дольше. Улыбается малышу, старается вызвать его ответную улыбку, ласково разговаривает, изменяет интонацию, длительность звучания слов, слогов, звуков.
  • Родитель кладёт ребёнка перед собой. После этого, ласково обратившись к нему, изменяет выражение лица так, чтобы это было ощутимым и ярко выраженным: «удивляется», приподняв брови и округлив рот буквой «о»; улыбается и др. Малыш копирует взрослого, имитируя его мимические движения.
  • Родитель берёт в руку яркий воздушный шарик, старается, чтобы малыш поймал его взглядом. Разговаривает с ребёнком, перемещая шарик: «Дашенька, где шарик? Ну-ка, посмотри. А вот он где! Ой, опять исчез! Куда же он подевался? Вот он где…». Старается, чтобы ребёнок не только поворачивал голову, но и следил глазами за шариком. Эта игра развивает зрительное внимание, умение следить за движущимся предметом и узнавать знакомые голоса.

Рекомендации для родителей:

  • доброжелательное отношение к ребёнку: обеспечение эмоционального и тактильного контакта, ласки, обращение по имени, своевременное реагирование на признаки дискомфорта;
  • предоставление возможности малышу активно участвовать в общении;
  • использование голосовых, мимических, игровых приёмов с целью формирования у ребёнка потребности в общении;
  • обеспечение оптимальной длительности бодрствования, ориентация во время бодрствования на реакцию и самочувствие ребёнка.

От 1 до 2 лет

Задачи: развивать речевые, коммуникативные, когнитивные и изобразительные навыки; стимулировать деятельность и активность ребёнка; удовлетворять потребности в любви и принятии, чувствительности и отзывчивости, общении и действиях с предметами во взаимодействии со значимыми взрослыми.

Педагог организует деятельность родителя с ребёнком, даёт рекомендации родителю, взаимодействует с ребёнком и родителем.

Родитель взаимодействует с ребёнком и педагогом.

Ребёнок взаимодействует с родителем, педагогом, другими детьми и взрослыми.

Содержание занятия

В середине групповой комнаты лежит бумажная простыня, под которой спрятан игрушечный кот. Все садятся вокруг простыни и поют песенку. Затем детям предлагается на ощупь определить, что спрятано под простынёй. (Педагог организует деятельность, родители вместе с детьми выполняют задание, поощряют их действия.) Затем дети и родители поднимают простыню и трогают игрушку. Организуется хоровод со стихотворением:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький.

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

(Дети вместе с родителями имитируют действия кота.)

Затем все садятся в круг, организуется пальчиковая гимнастика «Зайчата» для развития мелкой моторики.

Под высокой сосной

(Ребёнок правую руку поднимает вверх, расставив пальчики.)

Скачет зайка косой.

(Родитель из своих пальцев складывает зайца: указательный и средний пальцы вытянуты вверх и ритмично сгибаются, остальные согнуты.)

Под другой сосной

(Ребёнок левую руку поднимает вверх, расставив пальчики.)

Скачет зайка другой.

(Родитель из своих пальцев складывает зайца.)

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

(Родитель растирает пальчики ребёнка.)

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Лёгкие постукивания кончиками пальцев ребёнка по столу.)

Далее педагог организовывает изобразительную деятельность детей и родителей (рисование мелками дорожки для зайчиков).

Педагог показывает, малыши вместе с родителями повторяют движение мелка по бумаге. В этой части занятия следует активно использовать естественно возникающие ситуации. Родители взаимодействуют с детьми, помогают им, пытаются вызвать у ребёнка эмоциональный отклик и желание подражать взрослым.

Следующая часть занятия отводится для свободной игры. В распоряжении детей — различный игровой материал. Педагог и родитель наблюдают за детьми, включаются в их игру только при необходимости. Педагог помогает родителям использовать естественно возникающие ситуации для обучения.

В конце занятия взрослые помогают детям убрать игрушки. Включаются записи с весёлыми детскими песенками, под которые все могут потанцевать. Педагоги прощаются с детьми и родителями.

Рекомендации для родителей:

  • заинтересованное взаимодействие с ребёнком в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы ребёнка, похвала его достижений;
  • доброжелательное и терпеливое отношение к малышу;
  • побуждение ребёнка к совместным действиям с предметами и игрушками, поддержка потребности в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним;
  • поддержка удовольствия от первых успехов и самостоятельных усилий;
  • стимулирование вступления ребёнка в непродолжительный контакт со сверстниками: наблюдение за действиями другого ребёнка; подражание его действиям;
  • поощрение проявления интереса к сверстнику, стремления поделиться игрушками;
  • поощрение желания ребёнка к совместным играм и дальнейшему развитию игрового сюжета.

От 2 до 3 лет

Задачи: способствовать возникновению и развитию положительного отношения ко взрослым и сверстникам; содействовать накоплению двигательного опыта, овладению двигательными умениями в игровой деятельности; удовлетворять потребности ребёнка в ласке и внимании; побуждать к совместному со взрослыми и детьми исполнению стихов и потешек; стимулировать интерес детей к разным видам изобразительной деятельности; поощрять достижения ребёнка.

Педагог организует деятельность родителя с ребёнком, даёт рекомендации, взаимодействует с ребёнком и родителем.

Родитель взаимодействует с ребёнком и педагогом.

Ребёнок взаимодействует с родителем, педагогом, другими детьми и взрослыми.

Содержание занятия

Игра «Знакомство».

Воспитатель, педагог-психолог и музыкальный руководитель приветствуют родителей и детей, предлагают детям поздороваться ладошками и приглашают в игровую комнату. Там воспитатель обращает внимание детей на игрушки, предлагает поиграть с ними. Затем вместе с музыкальным руководителем поют приветственную песенку «Колыбелька», а дети с родителями выполняют движения.

В колыбельке золотой

(Родители сажают малышей на колени.)

Спало солнце за рекой.

(Ручки малышей складывают перед грудью, образуя круг «колыбельку» — имитация качания младенца на руках.)

Встало солнце поутру,

(Руки плавно поднимают, разъединяют),

Разбудило детвору.

(Руки плавно опускают.)

Вышли детки погулять,

(Хлопки ладошками по ножкам поочерёдно.)

Стали прыгать и скакать.

(Одновременное похлопывание.)

И Маша здесь,

(Имена детей.)

Мама Света здесь.

(Имена родителей.)

Далее воспитатель организовывает совместную изобразительную деятельность детей и родителей на тему «Дождик» (рисование пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой взрослыми). Выполнению задания предшествует предварительная работа (рассматривание картин, наблюдение за дождём, прогулки с зонтиком под дождём).

Дети рисуют совместно с родителями. Воспитатель помогает родителям, показывает способы обучения детей.

Затем воспитатель и музыкальный руководитель вместе с родителями ставят оборудование для выполнения физических упражнений, педагог напевает песенку, а родители начинают движение по кругу, выполняя упражнения.

Мы по мостику шагаем, ти-ли-ли да ти-ли-ли,

А потом мы проползаем, ти-ли-ли да ти-ли-ли.

Дети, держа маму за руку, перешагивают через гимнастические палки, проходят по низкой скамейке, поднимаются на стульчик, с него — на высокую скамейку, проходят по ней, спускаются по гимнастической доске, проползают под воротиками.

После выполнения упражнений воспитатель предлагает родителям вместе с детьми разместиться на скамеечках, малышей посадить себе на колени. Воспитатель организовывает игру «Куй, куй, Ковалёк». Затем читает стихотворение, родители вместе с детьми выполняют упражнения.

Куй, куй, Ковалёк,

(Родитель берёт правую ножку ребёнка в руку.)

Подкуй сапожок.

(Ритмично постукивает левой ладошкой малыша.)

На правую ножку — золоту подковку,

(По правой пятке.)

На левую ножку — золоту подковку.

(Затем правой ладошкой по левой пятке.)

Подкуём, подкуём,

(Соединяет стопы.)

Ножки, бегайте бегом.

(2 раза постукивает стопу о стопу.)

Затем родители кладут детей животом себе на колени и выполняют нежные поглаживания.

Пау-паучина

(Родитель плавно водит по спине.)

Паутинку шил.

(Указательным пальцем — по спирали.)

Вдруг закапал дождик,

(Постукивает пальцами по спине.)

Паутинку смыл.

(Мягко поглаживает от шеи ребёнка к пояснице.)

Солнышко всходит,

(Мягко поглаживает ребёнка от поясницы к шее.)

Стало припекать.

(Продолжает поглаживать от поясницы к шее.)

Пау-паучина

(Снова указательным пальцем — по спине по спирали.)

Трудится опять.

После этого воспитатель предлагает пройти помыть руки и подготовиться к чаепитию.

По окончании все берутся за руки и произносят: «Мы старались, мы всё съели, чисто и красиво, мы земле и солнышку говорим спасибо!».

Родители вместе с детьми убирают за собой чашечку и салфетку. Педагог помогает в уборке со стола и прощается с детьми и родителями: «До свиданья, до свиданья, приходите к нам опять. До свиданья, до свиданья, будем вместе мы играть».

Рекомендации для родителей:

  • создание положительного эмоционального настроения у детей;
  • обеспечение эмоциональной поддержки (ласка, одобрение);
  •  поддержка самостоятельности ребёнка, уверенности в себе, своих силах;
  • поощрение желания вступать в контакт со сверстниками; побуждение малышей к игре рядом и вместе со сверстниками;
  • поощрение желания ребёнка пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчён, расстроен;
  • положительное оценивание тех или иных действий и поступков малыша.