Search
Пятница 19 Апрель 2024
  • :
  • :

Мы знаем, что делать при пожаре

Алеся Шлапик,
заведующий, ясли-сад № 26 г.Лида Гродненской области

Людмила Гвоздовская,
воспитатель дошкольного образования высшей категории,

 Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников учреждения дошкольного образования, воспитанников и их родителей безопасному поведению. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасности и умение по возможности избегать их очень актуальны.

В учреждении дошкольного образования «Ясли-сад № 26 г.Лида» работа по формированию у воспитанников представлений о правилах пожарной безопасности проводится целенаправленно и систематически.

IMG_5426

С целью актуализации имеющихся знаний, проявления творческой активности и совершенствования профессионализма в условиях активного взаимодействия включены следующие активные формы работы с педагогами: консультации, семинары-практикумы, педагогические викторины и др.

Интересными и яркими событиями для ребят, дающими не только представление о профессии пожарного-спасателя, но и эмоциональный подъём, насыщены игры и занятия. В ходе занятий проводятся познавательные беседы, демонстрации наглядного материала, обучение навыкам поведения во время чрезвычайных ситуаций, различные игровые соревнования и эстафеты.

Важным показателем эффективности работы являются занятия, вызывающие желание познавать и применять на практике свои знания: «Кто с огнём не осторожен — у того пожар возможен», «Как хорошо мы знаем, что нужно делать при пожаре», «О правилах важных — пожароопасных», «Осторожно — огонь» и др.

Основная цель занятий — не только уточнение, систематизация и увеличение объёма знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения, но и активизация разума и эмоций, стимулирование познавательной и речевой активности каждого воспитанника.

IMG_5418

В группах для детей созданы сюжетно-игровые центры с макетами улиц, строений, светофорами, диспетчерским пультом, пожарной станцией, разными моделями пожарной техники, атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Мы — пожарные», «Мой безопасный дом», «Спасатели спешат на помощь». Дети ищут решение сложившейся ситуации во время проведения игр-викторин и игровых комплексов «Мы — юные спасатели», «Уроки безопасности».

IMG_5372

В ходе сюжетно-ролевых игр ребята знакомятся с работниками специальных служб, узнают о том, что для борьбы с пожарами используются специальная техника и оборудование, получают знания о том, как действовать в случае чрезвычайной ситуации. Дети учатся видеть проблему, строить доказательства, делать выводы из изложенных или продемонстрированных фактов, высказывать гипотезы, составлять план проверки высказываемых предположений. То есть организуется усвоение опыта творческой деятельности по элементам овладения отдельными этапами решения проблемных задач.

IMG_5437

В игротеке подобран разнообразный дидактический материал по безопасности жизнедеятельности, изготовленный педагогами, родителями и детьми: дидактические игры и игровой материал, пожарная техника и снаряжение для спасателей. По данной теме созданы дидактические и настольно-печатные игры: «Пожароопасные предметы», «Горит — не горит», «Кому что нужно для работы», «Найди ошибку и исправь», «Будь осторожен» и др. Цель игр — формирование представлений о правилах поведения во время пожара, закрепление элементарных умений ориентироваться в опасных ситуациях, стимулирование ребёнка замечать и, в силу своих возможностей, предотвращать опасные ситуации, развитие внимания, памяти, логического мышления, воспитание уважения к труду спасателей и пожарных, стремление прийти на помощь.

IMG_5431

С помощью таких игр разыгрываются различные чрезвычайные ситуации, отрабатываются алгоритмы и правила поведения в них. В роли пострадавших выступают как сами дети, так и куклы. Для активной игровой и познавательной деятельности созданы специальные формы спасателей, эмблемы, девиз и речёвки, стихи, которые придают рабочий настрой, ритм и организованность в процессе деятельности.

Широко используются театрализованные игры, детская художественная литература и практический игровой материал. Использование театрально-игровой деятельности (инсценировка сказок «Колобок — палёный бок», «Кошкин дом» и др.) способствует повышению интереса воспитанников к данной теме, а также формированию чувства ответственности за свои поступки и отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Разыгрывая различные игровые чрезвычайные ситуации, воспитанники отрабатывают на практике способы их предупреждения, локализации или ликвидации, спасения людей, берут на себя разнообразные роли (пожарный, спасатель, медицинский работник, водитель, регулировщик, дежурный диспетчер и другие). Решение проблемных ситуаций способствует воспитанию в детях уверенности в своих силах, профилактике страха: «Что не так сделала Баба Яга?», «А как поступил бы ты?», «Помоги исправить ошибки».

Основная цель таких игровых ситуаций — обучение ребёнка пониманию того, что чрезвычайных ситуаций лучше избегать, а в случае возникновения — правильно действовать, проявляя ответственность и взаимопомощь.

IMG_5417

Для закрепления знаний воспитанников об огне, пожароопасных ситуациях, возможных причинах возникновения пожара в работе широко используются:

— ситуации общения «Малышам об огне», «Как происходят пожары», «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару», «Знает каждый гражданин — этот номер ”101“»;

— беседы «Что делать, если случился пожар», «Почему нельзя», «Спичка-невеличка», «А лисички взяли спички», «Тили-тили-тили-бом, разгорелся кошкин дом», «Знай и строго соблюдай правила пожарные», «От шалости до беды — один шаг»;

— рассматривание картин и иллюстраций на тему пожаров: «Откуда может прийти беда», «Опасные места», «А как поступишь ты?», «Внимание — опасность»;

— чтение художественных произведений с последующим обсуждением, загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок об огне.

Принимая во внимание тот факт, что изобразительная деятельность способствует сознательному отражению окружающей действительности, знаний, мыслей, чувств детей широко используется рисование на темы: «В мире опасных предметов», «Нарисуем и спасём», «Пожарная машина», «Пожарный щит», «Нарисуй отгадку», «Пожарный — профессия отважных».

IMG_5445

С воспитанниками 2 раза в год отрабатываются практические занятия по схеме эвакуации детей в случае возникновения пожара, что также способствует закреплению знаний о правилах поведения человека в экстремальных ситуациях. Незабываемым событием для ребят стали организованные экскурсии в ближайшую пожарную часть.

Музыка объединяет эмоциональные и эстетические сферы. Она позволяет ребёнку любого возраста окунуться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться, душевно реагировать. Поэтому широко используются музыкальные развлечения и физкультурные досуги на противопожарную тему: «Пожарные на учениях», «Потуши пожар», «Спички детям не игрушка» и др.

С целью формирования знаний у воспитанников по пожарной безопасности в группах созданы «Уголки безопасности», в которых содержатся дидактические, развивающие игры по обучению навыкам безопасного поведения. Созданы мягкие модули-машины «Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная машина», а также пазлы-вкладыши «Первичные средства пожаротушения», развивающая игра ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии «Кольца Луллия» по противопожарной тематике, режиссёрская игра «Пожар в городе», игра «Волшебное дерево» и многие др.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй формирует у детей дошкольного возраста прочные знания о правилах противопожарной безопасности. С целью информирования родителей о совместной работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности и стимулирования их активного участия в ней, ведётся активная совместная деятельность, способная увлечь и заинтересовать.

С большим интересом мамы и папы воспитанников получают информацию в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации, консультации, где в наличии памятки и буклеты по профилактике несчастных случаев дома, совместные выставки рисунков, наглядно-информационные бюллетени: «Это надо знать родителям», «Меры безопасности дома», «Пожар в квартире», «Пресекайте детские игры с огнём», «Ребёнок и опасность в доме», «Пожар: как спасать детей», «Не допускайте детских шалостей с огнём», «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре» и др.

IMG_5365

Итогом стало участие в беседе-викторине «Огонь — друг или враг?», на которой родители были непосредственными участниками, вместе с детьми показывали приёмы тушения пожара и спасения пострадавших, принимали активное участие на общем родительском собрании «Азбука пожарной безопасности».

В 2014 году наше учреждение дошкольного образования было награждено дипломом I степени за победу в областном этапе республиканского смотра-конкурса «Безопасное детство» и дипломом II степени за победу в республиканском смотре-конкурсе «Безопасное детство».

IMG_5434

Достигнуто главное — наши воспитанники не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют их применять в различных ситуациях, учатся отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих их людей и объектов, способны управлять своим поведением, соблюдать элементарные нормы и правила безопасного поведения в стандартных и нестандартных ситуациях.