Дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Ирина КРАВЦОВА, заведующая,
Татьяна КОНСТАНТИНОВА, заместитель заведующей
по основной деятельности, ясли-сад № 3 г.Чаусы Могилёвской области
Ясли-сад № 3 г.Чаусы Могилёвской области функционирует с 1975 г. Творческой группой разработано много интересных пособий, которые воспитатели используют в работе с детьми. Предлагаем вниманию читателей полифункциональное пособие «Протяни дорожку». Его можно использовать педагогам, родителям, учителям-дефектологам, педагогам-психологам для групповой и индивидуальной работы с детьми 4—7 лет.
Задачи:
- формировать зрительно-двигательную координацию;
- формировать чувство пространства на микроплоскости;
- развивать мыслительные процессы, речь, мелкую моторику, целенаправленность действий;
- обучать умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам;
- закрепить полученные знания.
Оборудование: наборное полотно из пластмассы (40×35 см), по правой и левой сторонам кармашки и отверстия для цветных шнурков (длина — 30 см).
«Кто чем питается?»
Задачи: учить детей использовать в речи дательный падеж имён существительных; активизировать словарь по теме «Животные»; обогащать знания о животных.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением животных, на другой — продуктов питания.
Ход игры
Ребёнок определяет, чем питаются животные, и соединяет нужные изображения с помощью шнурков. Затем составляет предложение: «Кошка ест рыбу».
Педагог задаёт дополнительные вопросы: «Что ещё любит кошка?», «Кто любит молоко?» и т.д.
«Определи форму предмета»
Задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими фигурами; уточнить и закрепить знания о них.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), на другой — предметов соответствующей формы.
Ход игры
Ребёнок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя его форму. («Я соединяю круг с яблоком, потому что яблоко круглой формы».)
«Найди контур предмета»
Задачи: учить соотносить предмет с его контурным изображением.
Материал: на левой стороне пособия — предметные картинки, на правой — контурные изображения этих предметов.
Ход игры
Ребёнок соединяет контурные изображения с соответствующими картинками.
«Уточни форму и цвет предметов»
Задачи: упражнять детей в различении цвета и формы предметов; учить различать близкие цвета; упражнять в согласовании прилагательных с существительными (морковь оранжевая), в составлении предложений с союзом «а» (помидор красный, а морковь оранжевая).
Материал: на левой стороне пособия — карточки с цветными прямоугольниками (красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый), на правой — изображения предметов, близких по цвету (помидор, морковь, незабудка, слива, роза, сирень, василёк, баклажан).
Ход игры
Ребёнок соединяет изображение с соответствующим цветным прямоугольником. Педагог спрашивает: «Какого цвета морковь?» («Морковь оранжевая»). Затем предлагает назвать цвета двух предметов («Морковь оранжевая, а помидор красный»).
«Найди маму детёнышу»
Задачи: закреплять знания о домашних и диких животных, их детёнышах; вырабатывать умения соотносить изображение детёныша с картинкой взрослого животного; упражнять в правильном звукопроизношении, имитации голоса животных, совершенствовать навык словообразования.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением детёнышей домашних и диких животных, на другой — взрослых животных.
Ход игры
Ребёнок соединяет изображения детёныша со взрослым животным, называет их и имитирует голоса. («У утки — утёнок. Утёнок крякает «кря-кря-кря».)
«Найди сходство»
Задачи: упражнять детей в выделении первого звука в слове; формировать навык фонематического анализа и синтеза.
Материал: карточки с предметными картинками, названия которых начинаются с гласных звуков; предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков.
Ход игры
Ребёнок соединяет между собой картинки, начинающиеся с одного и того же звука, и аргументирует свой выбор. («Я соединил арбуз и автобус, потому что они начинаются со звука «а».)
«Подбери картинку к схеме»
Задачи: учить находить место звука по трём позициям (начало, середина и конец слова); развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Материал: на левой стороне пособия — схемы расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, середине или конце схемы), на правой — предметные картинки с данными звуками.
Ход игры
Дети соединяют схемы слов с нужной картинкой. При этом аргументируют свой выбор: «В слове «конфета» звук «н» стоит в середине».
«Соедини похожие предметы»
Задачи: научить детей различать предметы, схожие по назначению и внешне; помочь запомнить их названия; учить обобщать предметы одной группы; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Материал: на правой и левой сторонах пособия — предметные картинки, схожие внешне или по назначению: чашка — стакан, платок — косынка, чайник — кофейник, брюки — шорты, перчатки — варежки и т.д.
Ход игры
Ребёнок соединяет похожие, на его взгляд, предметы и объясняет свой выбор. (Я соединил перчатки и варежки, потому что их надевают на руки».)
«Что было — что будет?»
Задачи: уточнить представление детей о временных понятиях «раньше» и «позже»; развивать логическое мышление.
Материал: на левой стороне пособия — изображения предметов в настоящем (прошлом) времени (яйцо, глина, головастик, гусеница, кирпич и т.д.), на правой — карточки с изображением этих предметов в будущем времени (цыплёнок, посуда, лягушка, бабочка, дом и т.д.).
Ход игры
Дети подбирают две картинки, связанные между собой логической последовательностью, и соединяют их дорожкой, при этом составляют предложение: «Сначала была гусеница, а потом она стала бабочкой».
«Найди недостающий элемент»
Задачи: развивать способность к обобщению; учить мыслить логически.
Материал: на одной стороне пособия — картинки-ситуации, на другой — недостающие к ним элементы.
Ход игры
Ребёнок соединяет дорожкой картинку-ситуацию с подходящим к ней фрагментом. («Я дал девочке, которая прыгает, скакалку. Мальчику дал молоток, потому что он забивает гвоздь».)
«Наоборот»
Задачи: обогащать словарный запас антонимами; развивать сообразительность, быстроту мышления.
Материал: на одной стороне пособия — изображения предметов, на другой — предметы с противоположным значением.
Ход игры
Ребёнок соединяет картинки с противоположным значением.
«Кому что нужно для работы?»
Задачи: учить соотносить орудия труда с профессиями людей; закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные инструменты; активизировать словарь по данной теме.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением людей разных профессий, на другой — изображения инструментов, необходимых им в работе.
Ход игры
Ребёнок соединяет изображение человека определённой профессии с инструментом, необходимым ему при работе. Педагог помогает вопросами: «Что ещё нужно врачу?», «Чем он измеряет температуру?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Задачи: обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных; учить называть жилища животных; активизировать в речи слова, обозначающие жилища.
Материал: на левой стороне пособия — изображения диких и домашних животных, на правой — изображения их жилищ.
Ход игры
Ребёнок называет животное и находит его жилище. При этом составляет предложение, например: «Мышка живёт в норке».
«С какого дерева лист?»
Задачи: упражнять детей в нахождении листьев к деревьям; закреплять знания о деревьях, активизировать словарь.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением листьев, на другой — с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, рябина, ель, яблоня, ива, липа).
Ход игры
Ребёнок соединяет изображение листа с изображением дерева. При этом составляет предложения: «Это берёзовый лист. Этот лист берёзы».
«Посчитай-ка»
Задачи: развивать элементарные математические представления; закреплять навыки счёта и умение соотносить цифры с количеством.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением цифр от 0 до 11, на другой — с изображением разного количества предметов.
Ход игры
Ребёнок соединяет при помощи шнурков цифру с определённым количеством предметов.
«Один — много»
Задачи: формировать навыки словообразования существительных; расширить знания в области количественных представлений; воспитывать интерес к значению слова.
Материал: на левой стороне пособия — картинки с изображением предметов в единственном числе, на правой — во множественном.
Ход игры
Ребёнок протягивает шнурок от предмета в единственном числе к карточке с изображением предмета во множественном и называет их: два гуся, два ботинка и т.д.
«Найди половину»
Задачи: развивать у детей внимание, воображение, память.
Материал: карточки с изображением фигур: на левой стороне — одна половина фигуры, на правой — вторая.
Ход игры
Ребёнок соединяет шнурком одну половину фигуры с другой, получая целую и называя её.
«Определи звук и найди предмет»
Задачи: формировать практическое представление о звуке; учить находить заданный звук в словах.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением согласных букв, на другой —
с изображением предметов и животных.
Ход игры
Ребёнок называет звук и находит предмет или животное, название которого начинается на этот звук.
«Составь слог»
Задачи: формировать готовность к чтению; дать представления о гласных и согласных звуках; учить образовывать слоги.
Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением согласных букв, на другой — с изображением гласных.
Ход игры
Ребёнок соединяет при помощи шнурков согласную букву с гласной, образовывая слог и по возможности читает его.