Search
Пятница 29 Март 2024
  • :
  • :

«Протяни дорожку»

Дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Ирина КРАВЦОВА, заведующая,

Татьяна КОНСТАНТИНОВА, заместитель заведующей
по основной деятельности, ясли-сад № 3 г.Чаусы Могилёвской области

doroskaЯсли-сад № 3 г.Чаусы Могилёвской области функционирует с 1975 г. Творческой группой разработано много интересных пособий, которые воспитатели используют в работе с детьми. Предлагаем вниманию читателей полифункциональное пособие «Протяни дорожку». Его можно использовать педагогам, родителям, учителям-дефектологам, педагогам-психологам для групповой и индивидуальной работы с детьми 4—7 лет.

Задачи:

  • формировать зрительно-двигательную координацию;
  • формировать чувство пространства на микроплоскости;
  • развивать мыслительные процессы, речь, мелкую моторику, целенаправленность действий;
  • обучать умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам;
  • закрепить полученные знания.

Оборудование: наборное полотно из пластмассы (40×35 см), по правой и левой сторонам кармашки и отверстия для цветных шнурков (длина — 30 см).

«Кто чем питается?»

Задачи: учить детей использовать в речи дательный падеж имён существительных; активизировать словарь по теме «Животные»; обогащать знания о животных.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением животных, на другой — продуктов питания.

Ход игры

Ребёнок определяет, чем питаются животные, и соединяет нужные изображения с помощью шнурков. Затем составляет предложение: «Кошка ест рыбу».

Педагог задаёт дополнительные вопросы: «Что ещё любит кошка?», «Кто любит молоко?» и т.д.

«Определи форму предмета»

Задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими фигурами; уточнить и закрепить знания о них.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), на другой — предметов соответствующей формы.

Ход игры

Ребёнок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя его форму. («Я соединяю круг с яблоком, потому что яблоко круглой формы».)

«Найди контур предмета»

Задачи: учить соотносить предмет с его контурным изображением.

Материал: на левой стороне пособия — предметные картинки, на правой — контурные изображения этих предметов.

Ход игры

Ребёнок соединяет контурные изображения с соответствующими картинками.

«Уточни форму и цвет предметов»

Задачи: упражнять детей в различении цвета и формы предметов; учить различать близкие цвета; упражнять в согласовании прилагательных с существительными (морковь оранжевая), в составлении предложений с союзом «а» (помидор красный, а морковь оранжевая).

Материал: на левой стороне пособия — карточки с цветными прямоугольниками (красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый), на правой — изображения предметов, близких по цвету (помидор, морковь, незабудка, слива, роза, сирень, василёк, баклажан).

Ход игры

Ребёнок соединяет изображение с соответствующим цветным прямоугольником. Педагог спрашивает: «Какого цвета морковь?» («Морковь оранжевая»). Затем предлагает назвать цвета двух предметов («Морковь оранжевая, а помидор красный»).

«Найди маму детёнышу»

Задачи: закреплять знания о домашних и диких животных, их детёнышах; вырабатывать умения соотносить изображение детёныша с картинкой взрослого животного; упражнять в правильном звукопроизношении, имитации голоса животных, совершенствовать навык словообразования.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением детёнышей домашних и диких животных, на другой — взрослых животных.

Ход игры

Ребёнок соединяет изображения детёныша со взрослым животным, называет их и имитирует голоса. («У утки — утёнок. Утёнок крякает «кря-кря-кря».)

«Найди сходство»

Задачи: упражнять детей в выделении первого звука в слове; формировать навык фонематического анализа и синтеза.

Материал: карточки с предметными картинками, названия которых начинаются с гласных звуков; предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков.

Ход игры

Ребёнок соединяет между собой картинки, начинающиеся с одного и того же звука, и аргументирует свой выбор. («Я соединил арбуз и автобус, потому что они начинаются со звука «а».)

«Подбери картинку к схеме»

Задачи: учить находить место звука по трём позициям (начало, середина и конец слова); развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

Материал: на левой стороне пособия — схемы расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, середине или конце схемы), на правой — предметные картинки с данными звуками.

Ход игры

Дети соединяют схемы слов с нужной картинкой. При этом аргументируют свой выбор: «В слове «конфета» звук «н» стоит в середине».

«Соедини похожие предметы»

Задачи: научить детей различать предметы, схожие по назначению и внешне; помочь запомнить их названия; учить обобщать предметы одной группы; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Материал: на правой и левой сторонах пособия — предметные картинки, схожие внешне или по назначению: чашка — стакан, платок — косынка, чайник — кофейник, брюки — шорты, перчатки — варежки и т.д.

Ход игры

Ребёнок соединяет похожие, на его взгляд, предметы и объясняет свой выбор. (Я соединил перчатки и варежки, потому что их надевают на руки».)

«Что было — что будет?»

Задачи: уточнить представление детей о временных понятиях «раньше» и «позже»; развивать логическое мышление.

Материал: на левой стороне пособия — изображения предметов в настоящем (прошлом) времени (яйцо, глина, головастик, гусеница, кирпич и т.д.), на правой — карточки с изображением этих предметов в будущем времени (цыплёнок, посуда, лягушка, бабочка, дом и т.д.).

Ход игры

Дети подбирают две картинки, связанные между собой логической последовательностью, и соединяют их дорожкой, при этом составляют предложение: «Сначала была гусеница, а потом она стала бабочкой».

«Найди недостающий элемент»

Задачи: развивать способность к обобщению; учить мыслить логически.

Материал: на одной стороне пособия — картинки-ситуации, на другой — недостающие к ним элементы.

Ход игры

Ребёнок соединяет дорожкой картинку-ситуацию с подходящим к ней фрагментом. («Я дал девочке, которая прыгает, скакалку. Мальчику дал молоток, потому что он забивает гвоздь».)

«Наоборот»

Задачи: обогащать словарный запас антонимами; развивать сообразительность, быстроту мышления.

Материал: на одной стороне пособия — изображения предметов, на другой — предметы с противоположным значением.

Ход игры

Ребёнок соединяет картинки с противоположным значением.

«Кому что нужно для работы?»

Задачи: учить соотносить орудия труда с профессиями людей; закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные инструменты; активизировать словарь по данной теме.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением людей разных профессий, на другой — изображения инструментов, необходимых им в работе.

Ход игры

Ребёнок соединяет изображение человека определённой профессии с инструментом, необходимым ему при работе. Педагог помогает вопросами: «Что ещё нужно врачу?», «Чем он измеряет температуру?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Задачи: обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных; учить называть жилища животных; активизировать в речи слова, обозначающие жилища.

Материал: на левой стороне пособия — изображения диких и домашних животных, на правой — изображения их жилищ.

Ход игры

Ребёнок называет животное и находит его жилище. При этом составляет предложение, например: «Мышка живёт в норке».

«С какого дерева лист?»

Задачи: упражнять детей в нахождении листьев к деревьям; закреплять знания о деревьях, активизировать словарь.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением листьев, на другой — с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, рябина, ель, яблоня, ива, липа).

Ход игры

Ребёнок соединяет изображение листа с изображением дерева. При этом составляет предложения: «Это берёзовый лист. Этот лист берёзы».

«Посчитай-ка»

Задачи: развивать элементарные математические представления; закреплять навыки счёта и умение соотносить цифры с количеством.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением цифр от 0 до 11, на другой — с изображением разного количества предметов.

Ход игры

Ребёнок соединяет при помощи шнурков цифру с определённым количеством предметов.

«Один — много»

Задачи: формировать навыки словообразования существительных; расширить знания в области количественных представлений; воспитывать интерес к значению слова.

Материал: на левой стороне пособия — картинки с изображением предметов в единственном числе, на правой — во множественном.

Ход игры

Ребёнок протягивает шнурок от предмета в единственном числе к карточке с изображением предмета во множественном и называет их: два гуся, два ботинка и т.д.

«Найди половину»

Задачи: развивать у детей внимание, воображение, память.

Материал: карточки с изображением фигур: на левой стороне — одна половина фигуры, на правой — вторая.

Ход игры

Ребёнок соединяет шнурком одну половину фигуры с другой, получая целую и называя её.

«Определи звук и найди предмет»

Задачи: формировать практическое представление о звуке; учить находить заданный звук в словах.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением согласных букв, на другой —
с изображением предметов и животных.

Ход игры

Ребёнок называет звук и находит предмет или животное, название которого начинается на этот звук.

«Составь слог»

Задачи: формировать готовность к чтению; дать представления о гласных и согласных звуках; учить образовывать слоги.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением согласных букв, на другой — с изображением гласных.

Ход игры

Ребёнок соединяет при помощи шнурков согласную букву с гласной, образовывая слог и по возможности читает его.