Search
Понедельник 11 Декабрь 2023
  • :
  • :

«Протяни дорожку»

Дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Ирина КРАВЦОВА, заведующая,

Татьяна КОНСТАНТИНОВА, заместитель заведующей
по основной деятельности, ясли-сад № 3 г.Чаусы Могилёвской области

doroskaЯсли-сад № 3 г.Чаусы Могилёвской области функционирует с 1975 г. Творческой группой разработано много интересных пособий, которые воспитатели используют в работе с детьми. Предлагаем вниманию читателей полифункциональное пособие «Протяни дорожку». Его можно использовать педагогам, родителям, учителям-дефектологам, педагогам-психологам для групповой и индивидуальной работы с детьми 4—7 лет.

Задачи:

  • формировать зрительно-двигательную координацию;
  • формировать чувство пространства на микроплоскости;
  • развивать мыслительные процессы, речь, мелкую моторику, целенаправленность действий;
  • обучать умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам;
  • закрепить полученные знания.

Оборудование: наборное полотно из пластмассы (40×35 см), по правой и левой сторонам кармашки и отверстия для цветных шнурков (длина — 30 см).

«Кто чем питается?»

Задачи: учить детей использовать в речи дательный падеж имён существительных; активизировать словарь по теме «Животные»; обогащать знания о животных.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением животных, на другой — продуктов питания.

Ход игры

Ребёнок определяет, чем питаются животные, и соединяет нужные изображения с помощью шнурков. Затем составляет предложение: «Кошка ест рыбу».

Педагог задаёт дополнительные вопросы: «Что ещё любит кошка?», «Кто любит молоко?» и т.д.

«Определи форму предмета»

Задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими фигурами; уточнить и закрепить знания о них.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), на другой — предметов соответствующей формы.

Ход игры

Ребёнок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя его форму. («Я соединяю круг с яблоком, потому что яблоко круглой формы».)

«Найди контур предмета»

Задачи: учить соотносить предмет с его контурным изображением.

Материал: на левой стороне пособия — предметные картинки, на правой — контурные изображения этих предметов.

Ход игры

Ребёнок соединяет контурные изображения с соответствующими картинками.

«Уточни форму и цвет предметов»

Задачи: упражнять детей в различении цвета и формы предметов; учить различать близкие цвета; упражнять в согласовании прилагательных с существительными (морковь оранжевая), в составлении предложений с союзом «а» (помидор красный, а морковь оранжевая).

Материал: на левой стороне пособия — карточки с цветными прямоугольниками (красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый), на правой — изображения предметов, близких по цвету (помидор, морковь, незабудка, слива, роза, сирень, василёк, баклажан).

Ход игры

Ребёнок соединяет изображение с соответствующим цветным прямоугольником. Педагог спрашивает: «Какого цвета морковь?» («Морковь оранжевая»). Затем предлагает назвать цвета двух предметов («Морковь оранжевая, а помидор красный»).

«Найди маму детёнышу»

Задачи: закреплять знания о домашних и диких животных, их детёнышах; вырабатывать умения соотносить изображение детёныша с картинкой взрослого животного; упражнять в правильном звукопроизношении, имитации голоса животных, совершенствовать навык словообразования.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением детёнышей домашних и диких животных, на другой — взрослых животных.

Ход игры

Ребёнок соединяет изображения детёныша со взрослым животным, называет их и имитирует голоса. («У утки — утёнок. Утёнок крякает «кря-кря-кря».)

«Найди сходство»

Задачи: упражнять детей в выделении первого звука в слове; формировать навык фонематического анализа и синтеза.

Материал: карточки с предметными картинками, названия которых начинаются с гласных звуков; предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков.

Ход игры

Ребёнок соединяет между собой картинки, начинающиеся с одного и того же звука, и аргументирует свой выбор. («Я соединил арбуз и автобус, потому что они начинаются со звука «а».)

«Подбери картинку к схеме»

Задачи: учить находить место звука по трём позициям (начало, середина и конец слова); развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

Материал: на левой стороне пособия — схемы расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, середине или конце схемы), на правой — предметные картинки с данными звуками.

Ход игры

Дети соединяют схемы слов с нужной картинкой. При этом аргументируют свой выбор: «В слове «конфета» звук «н» стоит в середине».

«Соедини похожие предметы»

Задачи: научить детей различать предметы, схожие по назначению и внешне; помочь запомнить их названия; учить обобщать предметы одной группы; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Материал: на правой и левой сторонах пособия — предметные картинки, схожие внешне или по назначению: чашка — стакан, платок — косынка, чайник — кофейник, брюки — шорты, перчатки — варежки и т.д.

Ход игры

Ребёнок соединяет похожие, на его взгляд, предметы и объясняет свой выбор. (Я соединил перчатки и варежки, потому что их надевают на руки».)

«Что было — что будет?»

Задачи: уточнить представление детей о временных понятиях «раньше» и «позже»; развивать логическое мышление.

Материал: на левой стороне пособия — изображения предметов в настоящем (прошлом) времени (яйцо, глина, головастик, гусеница, кирпич и т.д.), на правой — карточки с изображением этих предметов в будущем времени (цыплёнок, посуда, лягушка, бабочка, дом и т.д.).

Ход игры

Дети подбирают две картинки, связанные между собой логической последовательностью, и соединяют их дорожкой, при этом составляют предложение: «Сначала была гусеница, а потом она стала бабочкой».

«Найди недостающий элемент»

Задачи: развивать способность к обобщению; учить мыслить логически.

Материал: на одной стороне пособия — картинки-ситуации, на другой — недостающие к ним элементы.

Ход игры

Ребёнок соединяет дорожкой картинку-ситуацию с подходящим к ней фрагментом. («Я дал девочке, которая прыгает, скакалку. Мальчику дал молоток, потому что он забивает гвоздь».)

«Наоборот»

Задачи: обогащать словарный запас антонимами; развивать сообразительность, быстроту мышления.

Материал: на одной стороне пособия — изображения предметов, на другой — предметы с противоположным значением.

Ход игры

Ребёнок соединяет картинки с противоположным значением.

«Кому что нужно для работы?»

Задачи: учить соотносить орудия труда с профессиями людей; закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные инструменты; активизировать словарь по данной теме.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением людей разных профессий, на другой — изображения инструментов, необходимых им в работе.

Ход игры

Ребёнок соединяет изображение человека определённой профессии с инструментом, необходимым ему при работе. Педагог помогает вопросами: «Что ещё нужно врачу?», «Чем он измеряет температуру?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Задачи: обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных; учить называть жилища животных; активизировать в речи слова, обозначающие жилища.

Материал: на левой стороне пособия — изображения диких и домашних животных, на правой — изображения их жилищ.

Ход игры

Ребёнок называет животное и находит его жилище. При этом составляет предложение, например: «Мышка живёт в норке».

«С какого дерева лист?»

Задачи: упражнять детей в нахождении листьев к деревьям; закреплять знания о деревьях, активизировать словарь.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением листьев, на другой — с изображением деревьев (берёза, дуб, клён, рябина, ель, яблоня, ива, липа).

Ход игры

Ребёнок соединяет изображение листа с изображением дерева. При этом составляет предложения: «Это берёзовый лист. Этот лист берёзы».

«Посчитай-ка»

Задачи: развивать элементарные математические представления; закреплять навыки счёта и умение соотносить цифры с количеством.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением цифр от 0 до 11, на другой — с изображением разного количества предметов.

Ход игры

Ребёнок соединяет при помощи шнурков цифру с определённым количеством предметов.

«Один — много»

Задачи: формировать навыки словообразования существительных; расширить знания в области количественных представлений; воспитывать интерес к значению слова.

Материал: на левой стороне пособия — картинки с изображением предметов в единственном числе, на правой — во множественном.

Ход игры

Ребёнок протягивает шнурок от предмета в единственном числе к карточке с изображением предмета во множественном и называет их: два гуся, два ботинка и т.д.

«Найди половину»

Задачи: развивать у детей внимание, воображение, память.

Материал: карточки с изображением фигур: на левой стороне — одна половина фигуры, на правой — вторая.

Ход игры

Ребёнок соединяет шнурком одну половину фигуры с другой, получая целую и называя её.

«Определи звук и найди предмет»

Задачи: формировать практическое представление о звуке; учить находить заданный звук в словах.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением согласных букв, на другой —
с изображением предметов и животных.

Ход игры

Ребёнок называет звук и находит предмет или животное, название которого начинается на этот звук.

«Составь слог»

Задачи: формировать готовность к чтению; дать представления о гласных и согласных звуках; учить образовывать слоги.

Материал: на одной стороне пособия — карточки с изображением согласных букв, на другой — с изображением гласных.

Ход игры

Ребёнок соединяет при помощи шнурков согласную букву с гласной, образовывая слог и по возможности читает его.










antalya escort alanya escort fethiye escort ankara escort izmir escort bursa escort aydın escort konya escort manisa escort muğla escort kütahya escort trabzon escort istanbul escort şişli escort