Search
Понедельник 24 Июль 2017
  • :
  • :

Пусть дети не знают войны

9 мая 1945 года… Всё дальше от нас уходит эта дата… Наше поколение не проникнуто тем временем, теми надеждами и страхами. Как рассказать нашим воспитанникам о Великой войне? Какие найти слова, чтобы поведать о страданиях людей, что пережили то время? Как донести суть происходившего и вызвать в маленьких душах чувство гордости, сострадания, патриотизма?

На тему Победы сказано много слов, произнесено много речей, написаны книги, песни, стихотворения, сняты кинофильмы. Много ещё скажут, потому что это — огромное горе, которое мы не имеем права забывать. Но где взять знания о той войне, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны, и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы и уже в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Дети — это наше будущее, они должны передать память о грозных событиях войны своим детям, чтобы те жили в мире и согласии. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т.д.

Воспитать патриота — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия учреждения дошкольного образования и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Татьяна СЕМЕНАС,
заместитель заведующей
по основной деятельности,
ясли-сад № 362 г.Минска

ДОРОГА К ПОБЕДЕ

Игровой комплекс

Цель: формирование у воспитанников осознанного отношения к празднованию Дня Победы.

Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на торжество, посвящённое празднованию Победы, воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход мероприятия

Ведущий (В.).

Есть много праздников на свете,

Их любят взрослые и дети.

И каждый с нетерпеньем ждёт

Восьмое марта, Новый год!

Но вот сегодня — день особенный у нас,

Счастливый день,

Великий День Победы!

Её добились прадеды и деды,

И мы о ней расскажем вам сейчас.

Л. Некрасова

Ребята, скоро наступит знаменательный день. Вся страна будет отмечать День Победы. Давайте представим мирное довоенное время. Наша страна крепла и развивалась, росло благосостояние народа. Строились заводы, фабрики, в деревнях выращивали большие урожаи. Дети ходили в детские сады, школы. Была мирная жизнь.

«Танец с ложками» (на мотив русской народной мелодии «Утушка луговая»).

В. Но враг неожиданно и вероломно напал на нашу Родину.

Звучит песня «Священная война» (сл. В. ЛебедеваКумача, муз. А. Александрова).

В. (на фоне песни). Ранним утром 22 июня 1941 года немецкие войска перешли границу Советского Союза, так называлась раньше наша Родина. Все — и стар, и млад — встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну. Вчерашние школьники одевали гимнастёрки, обували сапоги и тоже уходили на фронт.

Дети одевают головные уборы лётчиков, пехотинцев, моряков.

В. А сейчас перенесёмся в те военные годы и посмотрим несколько боевых эпизодов.

Ребёноклётчик (рассматривая карту).

Пехота — здесь, а танки — тут,

Лететь до цели 7 минут.

Понятен боевой приказ,

Противник не уйдёт от нас!

Ребёнокморяк (смотрит в бинокль).

На горизонте самолёт.

По курсу, полный ход — вперёд!

Дети.

Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе как в болоте,

И бьют снаряды по броне.

Снежинки таяли в полёте,

Как ветки с листьями в огне.

И падал в битве человек.

В горячий снег, в кровавый снег...

М. Львов

Ребёнокпехотинец.

А солдатом чтобы стать,

Нужно многое узнать.

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

В. Сейчас всем покажут свою отвагу наши бесстрашные сапёры.

Игра «Сапёры».

В. Важную роль на войне играло донесение. Его необходимо было принести в штаб как можно быстрее.

Игра «Пакет в штаб».

Играют две команды. У каждой — важный пакет, который надо доставить в штаб. По сигналу дети преодолевают препятствия: пробежать по «мосту», перепрыгнуть через «ров», подлезть под «проволоку», пройти через «болото» и т.д. Последний в команде отдаёт пакет командиру штаба.

В. Случались на фронте и минуты отдыха, когда можно было посидеть у костра, исполнить любимую песню. Гармонист брал гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, близких и родных.

На середину зала ставится бутафорский костёр, дети располагаются у него, музыкальный руководитель берёт в руки аккордеон и садится рядом.

Звучит песня «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

В. Но передышки бывали недолгими... Снова рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать, отправить в медсанчасть. Медсестёр учили правильно перевязывать раны, ухаживать за ранеными.

Игра «Перевяжи раненого».

Играют девочки-медсёстры. Напротив них на стульях сидят «раненые бойцы» (мальчики). По сигналу медсёстры должны пробежать, низко присев или наклонившись. Добежав до раненого, быстро перевязать руку или ногу и доставить его в медсанчасть. Игра проводится несколько раз.

В. Четыре долгих года, 1 418 дней и ночей длилась на нашей земле самая страшная война. Победа пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того дня каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы.

Ребёнок.

Трубы поют, барабаны гремят —

Это войска начинают парад!

На центральной стене зажигается «салют».

Дети.

День Победы — это праздник,

Это вечером салют,

Много флагов на параде,

Люди радостно поют.

Никогда забыть не сможем

Мы про подвиги солдат.

«Мир для нас всего дороже!» —

Так ребята говорят.

 Е. Шаламонова

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулемёты не строчат,

Не гибнут люди, города,

Мир нужен на Земле всегда!

П. Шабатина

В. Дорогие ребята! 9 мая с мамами и папами сходите к памятнику нашим воинам-землякам, погибшим за Родину, и возложите цветы.

Под песню «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) дети маршем обходят зал и уходят.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. — Мозырь: Белый Ветер, 2007.

2. Варанецкая, Л.М. Выхоўваем грамадзяніна / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, У.Л. Ждан. — Мінск: Зорны верасень, 2008.

3. Красiла, А.I. Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк для педагогаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыi / А.I. Красiла. — Мазыр: Белы Вецер, 2004.

4. Красюк, В.С. Праменьчыкі выхавання патрыятызму: дапаможнік для педагогаў  устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі: у 2 ч./ В.С. Красюк, М.М. Сцепчанка, К.В. Шавяленка. — Мазыр: Белы Вецер, 2009.

5. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. — Минск: Нар. асвета, 1991.