Search
Пятница 29 Март 2024
  • :
  • :

Тайны кукол

Куклы неразрывно сопровождают всю историю человечества. В кукольной хронике, как в калейдоскопе, высвечиваются время, культура и ремёсла, история, характерные черты и костюм создавшего её народа, традиции и верования в движении и развитии.

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ, обретающий «жизнь» при помощи воображения и воли своего создателя. Вместе с ним она изменялась, осваивала многие материалы и технологии от древних до новейших, отражала универсальные общечеловеческие ценности, схожесть, самобытность и взаимовлияние культур разных народов.

Куклу как культурное явление изучали искусствоведы, философы, культурологи, этнографы, историки, педагоги, коллекционеры. Выдающийся культуролог Ю. Лотман разделил кукол на две основные группы: кукла-игрушка и кукла-модель.

Кукла-игрушка двигается или служит объектом для манипуляций: сюда входят театральные куклы (марионетки, петрушки и т.д.), детские, народные и обрядовые куклы, куклы для шествий, утилитарные (погремушки, бабы на чайник) куклы и телекуклы (изображающие политиков, например).

Кукла-модель статична, это куклы для упражнения, украшения: сюда входят интерьерные, витринные, сувенирные, восковые, коллекционные (авторские), музейные куклы, а также пугала и манекены.

Каждый из этих видов уникален и имеет богатейшую историю.

 

ЭВОЛЮЦИЯ КУКОЛ

 

Можно считать куклой любую фигурку или вещь, которая изображает человека и служит для игры (ритуальной или детской). Это позволит проследить историю куклы с самых древних времён.

Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом и уже из него превратилась в детскую игрушку.

История куклы в качестве игрушки не менее длинная, она наглядно свидетельствует: девочки играли простенькими соломенными, деревянными или тряпичными куклами, а взрослые изобретали для себя кукол всё более изощрённых, сложных и дорогих.

На сегодняшний день самой древней куклой считается фигурка-марионетка, найденная на территории Чехии, ей более 30 тысяч лет. Она представляет собой небольшую фигурку из мамонтовой кости, с подвижно прикреплёнными к туловищу конечностями.

bez-imeni-1

Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока — Шумере и Аккаде — относятся к бронзовому веку. Они очень условные, преимущественно плоские, лишённые ног и округлённые в нижней части туловища. Такие куклы  связаны с обрядами надежд на урожай и верой в помощь умерших предков, использовались на всех континентах, но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии.

Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров, и, чтобы они не убежали из гробницы, их делали в виде чурбанчика без рук, без ног, а головы украшали париками из деревянных и нитяных бус.

bez-imeni-2

Во времена расцвета Египетского царства появились куклы, которыми играми дети, правда, очень богатые, поскольку куклы были дороги и передавались из поколения в поколение, символизируя тем самым преемственность власти и богатства. Они представляли собой совершенные модели с вылепленными из воска лицами, с подвижными ручками и ножками и настоящими длинными красивыми волосами. Одна из известнейших и лучших коллекций кукол принадлежала египетской царице Клеопатре. По эскизам кукольных нарядов она заказывала у портных богатые облачения — такой вот «журнал моды».

bez-imeni-3

В Древнем Риме кукол дарили маленьким девочкам в день праздника бога Сатурна в конце декабря. Они постоянно сопровождали своих маленьких хозяек до дня свадьбы, а во время бракосочетания куклу возлагали на алтарь богини любви Венеры: считалось, что защитная функция куклы иссякала, и теперь обязанность беречь невесту возлагалась на её супруга. Если хозяйка куклы умирала до свадебного торжества, то игрушка оставалась с ней навсегда. Так произошло с древнеримской девочкой Креперейей Трифеной, чья гробница была найдена в конце ХIХ века. Рядом с ней была найдена удивительно красивая кукла из слоновой кости, косы её уложены в венец вокруг головы, как у римских невест, конечности подвижные, на шарнирах.  Было у куклы и приданое: маленький сундучок с нарядами, драгоценностями, гребнями и зеркальцем.

bez-imeni-4

В Древнем Риме в колыбели ребёнка были куклы из кости или древесины, посвящённые Бахусу (богу плодоносящих сил земли). Дети играли глиняными фигурками, а более зажиточные родители дарили своим малышам троянских коней, начинённых фигурками солдат и офицеров, чтобы воспитать дух настоящего воина.

В Древней Греции куклы были важным элементом мистических ритуалов и помогали своим владелицам усвоить тонкости ухода за ребёнком. По-гречески «киклос» («круг») означает нечто свёрнутое, например, тряпочки или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завёртывали, подчиняясь инстинкту материнства.

Восхитительных кукол в роскошных, богато украшенных платьях талантливые мастера делали на заказ состоятельным вельможам для украшения помещений.

bez-imeni-5

Куклы бедноты и аристократии Средних веков схожи, вне зависимости от страны и места происхождения: они условны, бесформенны, предельно аскетичны, задрапированы в складки одежд, скрывающих в соответствии с канонами церковной морали тело, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости.

bez-imeni-6

Обычным делом были врачебные куклы, на которых богатая пациентка могла показать доктору то, на что она жалуется, так как не разрешалось показывать своё тело мужчине, даже если речь шла о медицинском осмотре.

С развитием промышленности и улучшением уровня жизни европейцев, куклы стали вестниками всех модных новинок: педантично сшитая одежда дорогих утонченных деревянных кукол до малейших подробностей передавала новые тенденции в силуэте, крое, отделке. Впервые такие фигурки появились в 1391 году, когда королева Изабелла Английская получила настоящий кукольный гардероб. При этом посланные ей куклы были в рост королевы, так, что она после осмотра туалетов тотчас могла в них нарядиться. Как видим, дело царицы Клеопатры воскресло! Французские куклы «Роuрее» приобретали известность во всей Европе как глашатаи моды.

bez-imeni-7

Их назвали Пандорами — «щедро одарёнными», причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов — для парадного и домашнего выхода. Пандоры исполняли также роль кукол-игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли немногие, и скорее взрослые, чем дети. Все королевские дома Европы владели такими модными куклами. В 1458 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам модных кукол. В конце XVI в. король Генрих IV приобрёл для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. В 1642 г. польская королева просила испанского курьера привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для её портного». С течением времени Пандор стали делать из фарфора, высотой 35 см, снабжали полным гардеробом, начиная от нижнего белья и заканчивая аксессуарами, косметикой и парфюмерией. Их заказывали все богатейшие и знатные люди в Европе и России: для себя — чтобы одеться в соответствии с французской модой, для дочерей — чтобы привить им чувство прекрасного, воспитать вкус. Известны случаи, когда галантно останавливались войны, пропуская роскошно одетые и причёсанные фигурки от границы к границе.

bez-imeni-8

Первые восковые куклы появились в XVII в. в Италии. Из пчелиного воска делали голову, плечи, нижние части рук и ног, крепившиеся к мягкому туловищу металлическими петельками. Производство было долгим и кропотливым, над каждой эксклюзивной куклой работало до семидесяти человек: кто-то делал голову, кто-то глаза, а кто-то причёску. Стоила она баснословно дорого.

bez-imeni-9

Механические куклы известны с глубокой древности, по преданию, первую сделал легендарный Дедал, о механических куклах, перемещавшихся с помощью воды, ртути и песка, рассказывали Аристотель и Плутарх. Золотой век механических кукол наступил во Франции в конце XVII века. Их делали мастера-часовщики. Самой известной является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона — кукла в человеческий рост, изготовленная примерно в 1770 году, которая по-настоящему играла на флейте 12 мелодий, выдувая воздух через двигающиеся губы и перебирая пальцами по отверстиям на флейте. Эта «живая» кукла при дворе Людовика XVI вызвала всеобщий восторг и открыла целую эпоху модных механических кукол.

bez-imeni-10

На заре XVIII столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, до этого известный лишь китайцам. Начиная с 1840г., фарфор, покрытый глазурью, нашёл применение в кукольном деле в Лимбахе, Майсене, Лиможе и прочих европейских центрах керамического производства. Появились фарфороглазурованные куклы. Они сочетали матерчатое мягкое тело и фарфоровые головки и конечности. Их лица расписывались и покрывались глазурью, придававшей яркость и блеск. Для большей устойчивости ноги хрупких кукол укрепляли на подставку.

Вскоре ведущим материалом в производстве кукол стал особый, двойного обжига бисквитный фарфор, фактура которого придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утончённость, превращая их в изысканные произведения искусства. Бисквитные куклы — нарядные красавицы с пробитыми для серёжек ушками, пышными причёсками, тонкими бровями и огромными глазами — завоёвывали сердца не только детей, но и взрослых. Именно так работали прославленные мастера кукольного дела, и в начале XIX в. окончательно определились страны, диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия.

bez-imeni-11

Настоящая революция в истории кукол произошла в 70-е годы XIX века, когда их начали выпускать фабричным способом: лепить из фарфора красивую головку, а все остальные детали изготовлять из дерева, папье-маше, кожи, что позволяло производить разные части кукол в разных мастерских и даже в разных странах. Франция прославилась авторскими, не похожими одна на одну фарфоровыми головками, замечательными париками, сногсшибательными нарядами, а в Германии быстро научились делать более дешёвых кукол с лайковыми телами и деревянными конечностями, заказывая остальное во Франции. Лишь некоторые мастера-кукольники остались верны традициям своего высокого искусства, все они плодотворно сотрудничали с лучшими скульпторами, создававшими образы кукол, и модельерами, придумывавшими роскошные наряды.

Брю (Вrи) по праву носит титул «певца красоты», настолько хороши его куклы — легкоузнаваемые, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, отрешённым ангельским выражением лица и тенью улыбки на губах. Всем своим видом они олицетворяли богатство, роскошь, утончённость.

bez-imeni-12

С именем мастера связывают появление куклы плачущей и пьющей молоко, резиновой непотопляемой и куклы с двумя лицами, не говоря уже о многочисленных усовершенствованиях в креплении и движении. В 1881 г. мастер создал куклу-гурмана, двигающую языком благодаря расположенным сзади головы ниточкам. Сладкоежка «ела» конфеты и возвращала их через дырочку в ножке.

Куклы знаменитого французского мастера Жюмо (Jumeau) выглядят умнее и утончённее: в их создании принимали участие лучшие скульпторы и художники. Некоторые из его кукол носят название «грустных», именно они пользовались наибольшей популярностью: высочайший уровень исполнения, великолепные наряды и очаровательное выражение лица — чуть выступающие большие миндалевидные глаза («сама невинность»), мягкий, слегка приоткрытый ротик и подробная прорисовка лица.

bez-imeni-13

Жюмо популяризировал новый облик куклы — портрет идеального ребенка. Это должно было понравиться не столько детям, сколько взрослым, делавшим покупку. Полагают, что на создание куклы мастера вдохновил портрет четырёхлетнего мальчика — французского короля Генриха IV. Жюмо придумал, как при помощи эластичных резинок соединять конечности на манер настоящих суставов.

Мадмуазель Юрэ (Huret) — настоящая кукольная королева. Истинная француженка, она сочла несправедливым, что кукол раз и навсегда одевали в платье, которое зашивалось так, что его нельзя было снять — и стала выпускать кукол сразу с несколькими туалетами, которые можно было менять. Она предложила образец куклы с сочлененным телом из податливой, упругой гуттаперчи и с фарфоровой головой, с естественными, подобными на человеческие движениями. Такую безумно дорогую чудо-куклу описал Гюго как мечту девочки Козетты в романе «Отверженные», именно её подарил своей внучке.

bez-imeni-14

Японские куклы Имимацу (Ichimatsu), появившиеся в 1740 г., представляли собой детей, по своим пропорциям, внешнему виду и передавали сам дух ребёнка, весёлый и озорной. Они были лёгкими, с мягким телом, париком из человеческих волос и стеклянными глазами. Лицо делали из воска, бамбука или папье-маше, покрывали специальным клеевым составом и расписывали красками «тёплых» тонов.

bez-imeni-15

Эти куклы шокировали европейцев: во-первых, японские мастера не постеснялись сделать для детей кукол с обозначением половых органов, во-вторых, эти куклы были раздетыми, и к ним отдельно продавался набор костюмов и аксессуаров. Однако итимацу подтолкнули кукольных дел мастеров Европы на создание куклы-девочки Веbе, а затем голышей Frozzen Charlie («замёрзший Чарли»), сделанных полностью из глазированного фарфора и пользовавшихся на рубеже 1900 года большой популярностью. Компания Штайнера, например, стала известна благодаря его куклам-малышам, некоторые из которых могли пинать ногой и плакать (функции механизмов включались ключом).

Маротте (Marrotte) или «шутовской жезл» — это необычные вращающиеся музыкальные куклы. Они устроены очень просто: на деревянной палочке крепилась маленькая музыкальная шкатулка, а сверху — изящная фарфоровая головка в неизменном атрибуте — шутовском колпаке, пышная и свободная одежда закрывала шкатулку и, когда палочку вращали в руках, звучала музыка, кукольный костюмчик развевался — кукла словно кружилась в танце.

bez-imeni-16

В середине XIX века, наряду с промышленным подъёмом и экономическим расцветом, проявился особый интерес к духовным потребностям ребёнка — были выдвинуты особые требования к художественности кукол. Для их создания объединялись лучшие художники и педагоги. В России, например, вопросами эстетизации кукол занимались Рерих, Бенуа, Поленова, Добужинский, Билибин. Их мечтам не суждено было сбыться. В Советском Союзе в конце 1920-х гг. кукла была запрещена, её попросту изъяли из детских садов, поскольку считали вредной и воспитывающей мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушками. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они всё равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что, играя с ней, малыши учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли своё законное право на игру с куклой!

bez-imeni-17

В 70-е годы ХХ века в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы — так появились холодные и рациональные пупсы, так знакомые с детства нескольким поколениям девочек, в которых нельзя было узнать созданные художниками Института игрушки образцы. Однако (через 100 лет после Европы!) эти куклы наконец-то научились «ходить» и «говорить».

bez-imeni-18

В ХХ веке промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера.

Официальное рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост новорождённой был 29 сантиметров, вес — 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная причёска «лошадиный» хвост, глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Она предстала в купальнике, подчёркивавшем её грациозную фигуру, в солнечных очках и туфельках. При ней был гардероб в соответствии с последней парижской модой. Вскоре появились Кен — парень, который ей нравится, подружки и друзья, более тридцати разных зверушек, а также дома, автомобили, яхты… Всё, разумеется, класса люкс.

bez-imeni-19

Барби считают классической женщиной, для которой работа — прежде всего. Она сменила десятки профессий, благодаря способности менять цвет своей кожи ассимилировалась во всех странах: в конце концов, каждая девочка должна видеть в Барби подругу. Безупречное лицо или фигуру не раз приводили в соответствие с актуальными трендами, в настоящее время её данные, по сравнению с данными человека, составляют 98-46-82. Барби давно приобрела культовое значение. В Сан-Франциско есть музей Барби, но самое удивительное – она удостоилась чести быть выставленной в Музее восковых фигур «Грэвен» в компании выдающихся людей настоящего и прошлого, с этого момента Барби стали называть «Мисс кукла мира»!

На смену Барби пришла мегапопулярная кукла Братц, которая выглядит довольно вызывающе: непропорциональный подросток с утрированными чертами лица, раскрашенного ярким макияжем, с непропорционально длинными ногами и большой головой в гиперсексуальной одежде.

bez-imeni-20

У производителей современных кукол главенствующая задача — приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью, поэтому они стали более «роботизированы». Современная тенденция  очеловечивания «малыша для малыша» привела к появлению куклы My Real Baby, изобретённой в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожей на настоящего младенца. На её личике может воспроизводиться 15 эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете или говорите, как прикасаетесь; но что особо поражает — её можно научить говорить!

bez-imeni-21

На фоне победоносно шагающих серийных игрушек сложился новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская художественная кукла. Скорее её можно назвать фигурой, объектом, при создании которого причудливо используются не имеющее границ творческое воображение автора и эксклюзивные, дорогие материалы в сочетании с новыми технологиями.

bez-imeni-22

Такая вот эволюция кукол: от условности — к подвижности —  изысканности — роботизированности.

 

КУКЛЫ  ИЗ  ПРАБАБУШКИНОГО  СУНДУКА

Народная  кукла в далёкие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши предки верили в магическую силу фигурок, с помощью которых старались отпугивать «злые» или привлекать «добрые» силы. Кукол изготавливали из самых различных материалов — лоскутков ткани, дерева, глины, соломы, золы, воска, теста.

Традиционная лоскутная кукла — простейшее изображение женской фигуры, символ связи между поколениями, оберег, поэтому при всём разнообразии все они схожи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной весёлой, смеющейся куклы, в ней нет ничего лишнего — в этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с целомудренностью  женских образов, которые постоянно были перед глазами. Важно ещё отметить, что традиционные куклы всегда были безымянными и безликими: имя, как и лицо, уподобляло куклу человеку, а, значит, могло принести вред. У многих народов кукольное  лицо было перетянуто красной нитью косым крестом или  выплетено из цветных нитей сложным узором (украинцы, грузины, осетины, киргизы,  узбеки).

Народные куклы изготавливали с разной целью, поэтому условно можно выделить несколько видов кукол.

Куклы, связанные с возрастными посвящениями, служили символом и помощником перехода из одного состояния, возраста в другое. Например, кукла Пеленашка делалась для деток до 1 года, её сменяла кукла Мамка или Ведучка  — это образ женщины с ребёнком, недавно начавшим ходить, поэтому руки матери и ребёнка – одно целое, она его поддерживает, учит, ведёт, выводит в жизнь. Известна народная кукла Неразлучники, в которой одна общая рука, чтоб молодые шли по жизни «рука об руку».

bez-imeni-23

На целительскую куклу заговором переводили «дух болезни» с больного человека, словно снаряжали в поход, чтобы она унесла болезнь и этим помогла человеку излечиться. Затем  её сжигали или швыряли в реку, ставили на муравейник (в дупло), хоронили. Такова, например, кукла Куянчик – целительская удмуртская кукла, название которой происходит от слова «сбрасывать»; Лухтак, которая издревле и по нынешний день живет в семьях таджиков высокогорных кишлаков. К этому виду можно отнести Кубышку-травницу, На здоровье.

bez-imeni-24

Обережные (обереговые) куклы особые куклы-помощницы, их задача — оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении желаний. Обережные куклы делались для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Основные требования при изготовлении кукол-оберегов были таковы: кукла должна была быть крестообразной, безликой, безымянной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального; ткань для кукол старались использовать старую, с ношеных вещей, и не резать её, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»); ничего нельзя было прокалывать иглой  — всё приматывалось и привязывалось. Таковы, например, куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

bez-imeni-25

Русская  Берегиня  — скрутка из ткани. Такую куклу мать дарила дочери перед свадьбой, чтобы замужество было удачным. К Берегине привязывались куклы-младенцы как символ продолжения рода. Её родная сестра — украинская мотанка, единственное отличие — лицо, перетянутое красной нитью косым крестом как знак плодородия, связи с солнцем.

bez-imeni-26

Параскева — оберег, которая является покровительницей женских ремёсел и рукоделий. Её одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда — игольницы, ножнички, пяльца.

bez-imeni-27

Кукла Погремень имеет белорусские корни. Она выполнялась из ткани, в качестве головы использовались обтянутые тканью маковые головки, скорлупа грецких орехов, другие шарообразные предметы и футлярчики с горохом или зёрнышками.

bez-imeni-28

Ей вторит ненецкая куколка-женщина Нухуко, сделанная из клюва утки, чтобы подчеркнуть связь ребёнка с высшими силами, небесными покровителями рода. Голова-клюв украшалась накосниками  — национальным головным убором. Эта куколка  отражала быт ненцев и традиционные промыслы, общение с ней готовило детей тундры к будущей жизни. Нухуко хранилась в семье и передавалась из поколения в поколение.

bez-imeni-29

Сарубобо (в переводе — «детёшныш обезьяны») — безликая японская игрушка. Таких маленьких куколок делали мамы своим детям из лоскутков старых кимоно. Игрушка должна была делить с ребёнком радость и печаль, оберегать от злых духов, приносить удачу и благополучие. В Японии считается, что не важно, верит или не верит человек в силу действия оберега, всё равно, оберег будет работать.

bez-imeni-30

Обрядовые куклы использовали во время празднования календарных праздников.

Куклу «Крупеничку» (другие названия: «Зернушка», «Зерновушка», «Горошинка»)  наполняли зерном и крупами, подразумевая заговор: гречихой — на сытость и богатство, рисом — на праздник, перловкой — на сытость, овсом   — на силу. Иногда  на дно куклы клали монетку. Крупеничка была главной куклой в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая, её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что только тогда следующий год будет сытым и в семье будет достаток.

bez-imeni-31

Вепсская кукла («капуста», рванка) — обрядовая кукла, согревавшая колыбельку и отводившая порчу от ребёнка; девки делали её, желая выйти замуж, и выставляли на окно, приглашая свататься, т.к. она олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы. Её большая грудь говорит о том, что она может прокормить всех.

bez-imeni-32

Начало купаний символизировала Купавка, её сплавляли по воде, считая, что вместе с ней уходят болезни и невзгоды.

bez-imeni-33

Лоскутные куклы были даже в самых бедных семьях, их хранили в коробе или сундуке, прятали в дни Святок, чтобы защититься от зла. Девочек специально обучали традиционным приёмам изготовления, и лет с пяти простейшую лоскутную фигурку могла сделать каждая девочка. Куклу рассматривали как эталон рукоделия, по ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись, т.к. непроизвольно будущие хозяйки учились кроить, вышивать, прясть, шить. Считали, что девочка, умеющая хорошо делать и играть в куклы, будет хорошей матерью. Будто в зеркале, отражалась в этих играх бытовая и духовная жизнь народа.

 

***

Виктор Гюго писал, что «детство невозможно представить без этой игрушки: кукла — одна из самых настоятельных потребностей и, вместе с тем, воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек... Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так немыслима, как женщина без детей». Согласимся же с ним…

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ананьева, Е.А. Куклы мира / Е.А. Ананьева. — М.: Аванта, 2003.
  2. Голдовский, Б.П. Куклы: энциклопедия / Б.П. Голдовский. — М.: Время, 2004.
  3. Горалик, Л. Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи / Линор Горалик. — М.: Новое лит. обозрение, 2005.
  4. Горичева, В.С. Куклы / В.С. Горичева. — Ярославль: Академия развития, 1999.
  5. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981.
  6. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла: Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, М.Н. Дайн. — М.: культура и традиции, 2007.
  7. Куклы мира / отв. ред. Т. Евсеева. Самые красивые и знаменитые (вед. ред. Е. Ананьева). — М.: Аванта+, 2003.
  8. Макнивен, Э. Куклы / Э. Макнивен ; пер. М. Г. Эйтинген; фот. К. Фарклога. — СПб.: Полигон, 1998.
  9. Москин, Д. Загадка народной куклы: образ, материал, технология / Д. Москин, Т. Яшкова. — Петрозаводск: Периодика, 2010.
  10. Сахута, Я.М. Народнае мастацтва Беларусi / Я.М. Сахута. — Мінск: БелЭн, 1997.
  11. Церашковiч, Т.А. Лялька беларуская / Т.А. Церашковiч. — Мінск: Полымя, 1992.
  12. Юкина, Л. Куклы (энциклопедия) / Л. Юкина. — М.: АСT-Пресс, 2001.
  13. Юрина, Н. Г. Куклы / Н.Г. Юрина. — М.: Слово / Slovo, 2002.
  14. Крупеничка [электронный ресурс]: возрождая традиции… — Режим доступа: http://www.krupenichka.ru/, свободный.
  15. Куклы и игрушки ручной работы [электронный ресурс]: [«Deliya-toys» 2010-2014]. — Режим доступа: http://www.deliya-toys.ru/interesting/43-narodnaya-kukla.html, свободный.
  16. Народные куклы. Народные игрушки [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rukukla.ru/, свободный.
  17. Ярмарка мастеров [электронный ресурс]: ежедневная подборка лучших коллекций Ярмарки Мастеров [2006–2014]. — Режим доступа: http://www.livemaster.ru/kukolki-nest, свободный.

 

***

Небрежно сброшенные туфли,

В углу — забытая панама…

А мы сидим, играем в куклы

С моей подругой лучшей — МАМОЙ.

Грустят остывшие котлеты.

В тарелке — косточки от вишен.

А мы вдвоем. И в мире этом

Нет никого нас с мамой ближе.

Стучит в окошко вечер смуглый,

Года смыкаются в столетья…

И шар земной, как мячик круглый,

Тихонько кружит, чтобы в куклы

Играли матери и дети.

Е. Гринёва

 

***

Фея знала своё дело,

И, летая в небесах,

Днём и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в её руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

Л. Рубальская

 

***

Вашей маленькой девчонке

Куклу я дарю в юбчонке!

Растить малышка будет «дочь»,

Как мама милая, точь-в-точь!

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

Г. Заславская