Куклы неразрывно сопровождают всю историю человечества. В кукольной хронике, как в калейдоскопе, высвечиваются время, культура и ремёсла, история, характерные черты и костюм создавшего её народа, традиции и верования в движении и развитии.
Кукла — знак человека, его игровой образ-символ, обретающий «жизнь» при помощи воображения и воли своего создателя. Вместе с ним она изменялась, осваивала многие материалы и технологии от древних до новейших, отражала универсальные общечеловеческие ценности, схожесть, самобытность и взаимовлияние культур разных народов.
Куклу как культурное явление изучали искусствоведы, философы, культурологи, этнографы, историки, педагоги, коллекционеры. Выдающийся культуролог Ю. Лотман разделил кукол на две основные группы: кукла-игрушка и кукла-модель.
Кукла-игрушка двигается или служит объектом для манипуляций: сюда входят театральные куклы (марионетки, петрушки и т.д.), детские, народные и обрядовые куклы, куклы для шествий, утилитарные (погремушки, бабы на чайник) куклы и телекуклы (изображающие политиков, например).
Кукла-модель статична, это куклы для упражнения, украшения: сюда входят интерьерные, витринные, сувенирные, восковые, коллекционные (авторские), музейные куклы, а также пугала и манекены.
Каждый из этих видов уникален и имеет богатейшую историю.
ЭВОЛЮЦИЯ КУКОЛ
Можно считать куклой любую фигурку или вещь, которая изображает человека и служит для игры (ритуальной или детской). Это позволит проследить историю куклы с самых древних времён.
Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом и уже из него превратилась в детскую игрушку.
История куклы в качестве игрушки не менее длинная, она наглядно свидетельствует: девочки играли простенькими соломенными, деревянными или тряпичными куклами, а взрослые изобретали для себя кукол всё более изощрённых, сложных и дорогих.
На сегодняшний день самой древней куклой считается фигурка-марионетка, найденная на территории Чехии, ей более 30 тысяч лет. Она представляет собой небольшую фигурку из мамонтовой кости, с подвижно прикреплёнными к туловищу конечностями.
Куклы, обнаруженные археологами в Древнем Египте и в государствах Древнего Востока — Шумере и Аккаде — относятся к бронзовому веку. Они очень условные, преимущественно плоские, лишённые ног и округлённые в нижней части туловища. Такие куклы связаны с обрядами надежд на урожай и верой в помощь умерших предков, использовались на всех континентах, но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии.
Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров, и, чтобы они не убежали из гробницы, их делали в виде чурбанчика без рук, без ног, а головы украшали париками из деревянных и нитяных бус.
Во времена расцвета Египетского царства появились куклы, которыми играми дети, правда, очень богатые, поскольку куклы были дороги и передавались из поколения в поколение, символизируя тем самым преемственность власти и богатства. Они представляли собой совершенные модели с вылепленными из воска лицами, с подвижными ручками и ножками и настоящими длинными красивыми волосами. Одна из известнейших и лучших коллекций кукол принадлежала египетской царице Клеопатре. По эскизам кукольных нарядов она заказывала у портных богатые облачения — такой вот «журнал моды».
В Древнем Риме кукол дарили маленьким девочкам в день праздника бога Сатурна в конце декабря. Они постоянно сопровождали своих маленьких хозяек до дня свадьбы, а во время бракосочетания куклу возлагали на алтарь богини любви Венеры: считалось, что защитная функция куклы иссякала, и теперь обязанность беречь невесту возлагалась на её супруга. Если хозяйка куклы умирала до свадебного торжества, то игрушка оставалась с ней навсегда. Так произошло с древнеримской девочкой Креперейей Трифеной, чья гробница была найдена в конце ХIХ века. Рядом с ней была найдена удивительно красивая кукла из слоновой кости, косы её уложены в венец вокруг головы, как у римских невест, конечности подвижные, на шарнирах. Было у куклы и приданое: маленький сундучок с нарядами, драгоценностями, гребнями и зеркальцем.
В Древнем Риме в колыбели ребёнка были куклы из кости или древесины, посвящённые Бахусу (богу плодоносящих сил земли). Дети играли глиняными фигурками, а более зажиточные родители дарили своим малышам троянских коней, начинённых фигурками солдат и офицеров, чтобы воспитать дух настоящего воина.
В Древней Греции куклы были важным элементом мистических ритуалов и помогали своим владелицам усвоить тонкости ухода за ребёнком. По-гречески «киклос» («круг») означает нечто свёрнутое, например, тряпочки или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завёртывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Восхитительных кукол в роскошных, богато украшенных платьях талантливые мастера делали на заказ состоятельным вельможам для украшения помещений.
Куклы бедноты и аристократии Средних веков схожи, вне зависимости от страны и места происхождения: они условны, бесформенны, предельно аскетичны, задрапированы в складки одежд, скрывающих в соответствии с канонами церковной морали тело, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости.
Обычным делом были врачебные куклы, на которых богатая пациентка могла показать доктору то, на что она жалуется, так как не разрешалось показывать своё тело мужчине, даже если речь шла о медицинском осмотре.
С развитием промышленности и улучшением уровня жизни европейцев, куклы стали вестниками всех модных новинок: педантично сшитая одежда дорогих утонченных деревянных кукол до малейших подробностей передавала новые тенденции в силуэте, крое, отделке. Впервые такие фигурки появились в 1391 году, когда королева Изабелла Английская получила настоящий кукольный гардероб. При этом посланные ей куклы были в рост королевы, так, что она после осмотра туалетов тотчас могла в них нарядиться. Как видим, дело царицы Клеопатры воскресло! Французские куклы «Роuрее» приобретали известность во всей Европе как глашатаи моды.
Их назвали Пандорами — «щедро одарёнными», причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов — для парадного и домашнего выхода. Пандоры исполняли также роль кукол-игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли немногие, и скорее взрослые, чем дети. Все королевские дома Европы владели такими модными куклами. В 1458 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам модных кукол. В конце XVI в. король Генрих IV приобрёл для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. В 1642 г. польская королева просила испанского курьера привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для её портного». С течением времени Пандор стали делать из фарфора, высотой 35 см, снабжали полным гардеробом, начиная от нижнего белья и заканчивая аксессуарами, косметикой и парфюмерией. Их заказывали все богатейшие и знатные люди в Европе и России: для себя — чтобы одеться в соответствии с французской модой, для дочерей — чтобы привить им чувство прекрасного, воспитать вкус. Известны случаи, когда галантно останавливались войны, пропуская роскошно одетые и причёсанные фигурки от границы к границе.
Первые восковые куклы появились в XVII в. в Италии. Из пчелиного воска делали голову, плечи, нижние части рук и ног, крепившиеся к мягкому туловищу металлическими петельками. Производство было долгим и кропотливым, над каждой эксклюзивной куклой работало до семидесяти человек: кто-то делал голову, кто-то глаза, а кто-то причёску. Стоила она баснословно дорого.
Механические куклы известны с глубокой древности, по преданию, первую сделал легендарный Дедал, о механических куклах, перемещавшихся с помощью воды, ртути и песка, рассказывали Аристотель и Плутарх. Золотой век механических кукол наступил во Франции в конце XVII века. Их делали мастера-часовщики. Самой известной является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона — кукла в человеческий рост, изготовленная примерно в 1770 году, которая по-настоящему играла на флейте 12 мелодий, выдувая воздух через двигающиеся губы и перебирая пальцами по отверстиям на флейте. Эта «живая» кукла при дворе Людовика XVI вызвала всеобщий восторг и открыла целую эпоху модных механических кукол.
На заре XVIII столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, до этого известный лишь китайцам. Начиная с 1840г., фарфор, покрытый глазурью, нашёл применение в кукольном деле в Лимбахе, Майсене, Лиможе и прочих европейских центрах керамического производства. Появились фарфороглазурованные куклы. Они сочетали матерчатое мягкое тело и фарфоровые головки и конечности. Их лица расписывались и покрывались глазурью, придававшей яркость и блеск. Для большей устойчивости ноги хрупких кукол укрепляли на подставку.
Вскоре ведущим материалом в производстве кукол стал особый, двойного обжига бисквитный фарфор, фактура которого придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утончённость, превращая их в изысканные произведения искусства. Бисквитные куклы — нарядные красавицы с пробитыми для серёжек ушками, пышными причёсками, тонкими бровями и огромными глазами — завоёвывали сердца не только детей, но и взрослых. Именно так работали прославленные мастера кукольного дела, и в начале XIX в. окончательно определились страны, диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия.
Настоящая революция в истории кукол произошла в 70-е годы XIX века, когда их начали выпускать фабричным способом: лепить из фарфора красивую головку, а все остальные детали изготовлять из дерева, папье-маше, кожи, что позволяло производить разные части кукол в разных мастерских и даже в разных странах. Франция прославилась авторскими, не похожими одна на одну фарфоровыми головками, замечательными париками, сногсшибательными нарядами, а в Германии быстро научились делать более дешёвых кукол с лайковыми телами и деревянными конечностями, заказывая остальное во Франции. Лишь некоторые мастера-кукольники остались верны традициям своего высокого искусства, все они плодотворно сотрудничали с лучшими скульпторами, создававшими образы кукол, и модельерами, придумывавшими роскошные наряды.
Брю (Вrи) по праву носит титул «певца красоты», настолько хороши его куклы — легкоузнаваемые, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, отрешённым ангельским выражением лица и тенью улыбки на губах. Всем своим видом они олицетворяли богатство, роскошь, утончённость.
С именем мастера связывают появление куклы плачущей и пьющей молоко, резиновой непотопляемой и куклы с двумя лицами, не говоря уже о многочисленных усовершенствованиях в креплении и движении. В 1881 г. мастер создал куклу-гурмана, двигающую языком благодаря расположенным сзади головы ниточкам. Сладкоежка «ела» конфеты и возвращала их через дырочку в ножке.
Куклы знаменитого французского мастера Жюмо (Jumeau) выглядят умнее и утончённее: в их создании принимали участие лучшие скульпторы и художники. Некоторые из его кукол носят название «грустных», именно они пользовались наибольшей популярностью: высочайший уровень исполнения, великолепные наряды и очаровательное выражение лица — чуть выступающие большие миндалевидные глаза («сама невинность»), мягкий, слегка приоткрытый ротик и подробная прорисовка лица.
Жюмо популяризировал новый облик куклы — портрет идеального ребенка. Это должно было понравиться не столько детям, сколько взрослым, делавшим покупку. Полагают, что на создание куклы мастера вдохновил портрет четырёхлетнего мальчика — французского короля Генриха IV. Жюмо придумал, как при помощи эластичных резинок соединять конечности на манер настоящих суставов.
Мадмуазель Юрэ (Huret) — настоящая кукольная королева. Истинная француженка, она сочла несправедливым, что кукол раз и навсегда одевали в платье, которое зашивалось так, что его нельзя было снять — и стала выпускать кукол сразу с несколькими туалетами, которые можно было менять. Она предложила образец куклы с сочлененным телом из податливой, упругой гуттаперчи и с фарфоровой головой, с естественными, подобными на человеческие движениями. Такую безумно дорогую чудо-куклу описал Гюго как мечту девочки Козетты в романе «Отверженные», именно её подарил своей внучке.
Японские куклы Имимацу (Ichimatsu), появившиеся в 1740 г., представляли собой детей, по своим пропорциям, внешнему виду и передавали сам дух ребёнка, весёлый и озорной. Они были лёгкими, с мягким телом, париком из человеческих волос и стеклянными глазами. Лицо делали из воска, бамбука или папье-маше, покрывали специальным клеевым составом и расписывали красками «тёплых» тонов.
Эти куклы шокировали европейцев: во-первых, японские мастера не постеснялись сделать для детей кукол с обозначением половых органов, во-вторых, эти куклы были раздетыми, и к ним отдельно продавался набор костюмов и аксессуаров. Однако итимацу подтолкнули кукольных дел мастеров Европы на создание куклы-девочки Веbе, а затем голышей Frozzen Charlie («замёрзший Чарли»), сделанных полностью из глазированного фарфора и пользовавшихся на рубеже 1900 года большой популярностью. Компания Штайнера, например, стала известна благодаря его куклам-малышам, некоторые из которых могли пинать ногой и плакать (функции механизмов включались ключом).
Маротте (Marrotte) или «шутовской жезл» — это необычные вращающиеся музыкальные куклы. Они устроены очень просто: на деревянной палочке крепилась маленькая музыкальная шкатулка, а сверху — изящная фарфоровая головка в неизменном атрибуте — шутовском колпаке, пышная и свободная одежда закрывала шкатулку и, когда палочку вращали в руках, звучала музыка, кукольный костюмчик развевался — кукла словно кружилась в танце.
В середине XIX века, наряду с промышленным подъёмом и экономическим расцветом, проявился особый интерес к духовным потребностям ребёнка — были выдвинуты особые требования к художественности кукол. Для их создания объединялись лучшие художники и педагоги. В России, например, вопросами эстетизации кукол занимались Рерих, Бенуа, Поленова, Добужинский, Билибин. Их мечтам не суждено было сбыться. В Советском Союзе в конце 1920-х гг. кукла была запрещена, её попросту изъяли из детских садов, поскольку считали вредной и воспитывающей мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушками. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они всё равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что, играя с ней, малыши учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли своё законное право на игру с куклой!
В 70-е годы ХХ века в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы — так появились холодные и рациональные пупсы, так знакомые с детства нескольким поколениям девочек, в которых нельзя было узнать созданные художниками Института игрушки образцы. Однако (через 100 лет после Европы!) эти куклы наконец-то научились «ходить» и «говорить».
В ХХ веке промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера.
Официальное рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост новорождённой был 29 сантиметров, вес — 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная причёска «лошадиный» хвост, глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Она предстала в купальнике, подчёркивавшем её грациозную фигуру, в солнечных очках и туфельках. При ней был гардероб в соответствии с последней парижской модой. Вскоре появились Кен — парень, который ей нравится, подружки и друзья, более тридцати разных зверушек, а также дома, автомобили, яхты… Всё, разумеется, класса люкс.
Барби считают классической женщиной, для которой работа — прежде всего. Она сменила десятки профессий, благодаря способности менять цвет своей кожи ассимилировалась во всех странах: в конце концов, каждая девочка должна видеть в Барби подругу. Безупречное лицо или фигуру не раз приводили в соответствие с актуальными трендами, в настоящее время её данные, по сравнению с данными человека, составляют 98-46-82. Барби давно приобрела культовое значение. В Сан-Франциско есть музей Барби, но самое удивительное – она удостоилась чести быть выставленной в Музее восковых фигур «Грэвен» в компании выдающихся людей настоящего и прошлого, с этого момента Барби стали называть «Мисс кукла мира»!
На смену Барби пришла мегапопулярная кукла Братц, которая выглядит довольно вызывающе: непропорциональный подросток с утрированными чертами лица, раскрашенного ярким макияжем, с непропорционально длинными ногами и большой головой в гиперсексуальной одежде.
У производителей современных кукол главенствующая задача — приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью, поэтому они стали более «роботизированы». Современная тенденция очеловечивания «малыша для малыша» привела к появлению куклы My Real Baby, изобретённой в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожей на настоящего младенца. На её личике может воспроизводиться 15 эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете или говорите, как прикасаетесь; но что особо поражает — её можно научить говорить!
На фоне победоносно шагающих серийных игрушек сложился новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская художественная кукла. Скорее её можно назвать фигурой, объектом, при создании которого причудливо используются не имеющее границ творческое воображение автора и эксклюзивные, дорогие материалы в сочетании с новыми технологиями.
Такая вот эволюция кукол: от условности — к подвижности — изысканности — роботизированности.
КУКЛЫ ИЗ ПРАБАБУШКИНОГО СУНДУКА
Народная кукла в далёкие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши предки верили в магическую силу фигурок, с помощью которых старались отпугивать «злые» или привлекать «добрые» силы. Кукол изготавливали из самых различных материалов — лоскутков ткани, дерева, глины, соломы, золы, воска, теста.
Традиционная лоскутная кукла — простейшее изображение женской фигуры, символ связи между поколениями, оберег, поэтому при всём разнообразии все они схожи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной весёлой, смеющейся куклы, в ней нет ничего лишнего — в этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с целомудренностью женских образов, которые постоянно были перед глазами. Важно ещё отметить, что традиционные куклы всегда были безымянными и безликими: имя, как и лицо, уподобляло куклу человеку, а, значит, могло принести вред. У многих народов кукольное лицо было перетянуто красной нитью косым крестом или выплетено из цветных нитей сложным узором (украинцы, грузины, осетины, киргизы, узбеки).
Народные куклы изготавливали с разной целью, поэтому условно можно выделить несколько видов кукол.
Куклы, связанные с возрастными посвящениями, служили символом и помощником перехода из одного состояния, возраста в другое. Например, кукла Пеленашка делалась для деток до 1 года, её сменяла кукла Мамка или Ведучка — это образ женщины с ребёнком, недавно начавшим ходить, поэтому руки матери и ребёнка – одно целое, она его поддерживает, учит, ведёт, выводит в жизнь. Известна народная кукла Неразлучники, в которой одна общая рука, чтоб молодые шли по жизни «рука об руку».
На целительскую куклу заговором переводили «дух болезни» с больного человека, словно снаряжали в поход, чтобы она унесла болезнь и этим помогла человеку излечиться. Затем её сжигали или швыряли в реку, ставили на муравейник (в дупло), хоронили. Такова, например, кукла Куянчик – целительская удмуртская кукла, название которой происходит от слова «сбрасывать»; Лухтак, которая издревле и по нынешний день живет в семьях таджиков высокогорных кишлаков. К этому виду можно отнести Кубышку-травницу, На здоровье.
Обережные (обереговые) куклы — особые куклы-помощницы, их задача — оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении желаний. Обережные куклы делались для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Основные требования при изготовлении кукол-оберегов были таковы: кукла должна была быть крестообразной, безликой, безымянной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального; ткань для кукол старались использовать старую, с ношеных вещей, и не резать её, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»); ничего нельзя было прокалывать иглой — всё приматывалось и привязывалось. Таковы, например, куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.
Русская Берегиня — скрутка из ткани. Такую куклу мать дарила дочери перед свадьбой, чтобы замужество было удачным. К Берегине привязывались куклы-младенцы как символ продолжения рода. Её родная сестра — украинская мотанка, единственное отличие — лицо, перетянутое красной нитью косым крестом как знак плодородия, связи с солнцем.
Параскева — оберег, которая является покровительницей женских ремёсел и рукоделий. Её одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда — игольницы, ножнички, пяльца.
Кукла Погремень имеет белорусские корни. Она выполнялась из ткани, в качестве головы использовались обтянутые тканью маковые головки, скорлупа грецких орехов, другие шарообразные предметы и футлярчики с горохом или зёрнышками.
Ей вторит ненецкая куколка-женщина Нухуко, сделанная из клюва утки, чтобы подчеркнуть связь ребёнка с высшими силами, небесными покровителями рода. Голова-клюв украшалась накосниками — национальным головным убором. Эта куколка отражала быт ненцев и традиционные промыслы, общение с ней готовило детей тундры к будущей жизни. Нухуко хранилась в семье и передавалась из поколения в поколение.
Сарубобо (в переводе — «детёшныш обезьяны») — безликая японская игрушка. Таких маленьких куколок делали мамы своим детям из лоскутков старых кимоно. Игрушка должна была делить с ребёнком радость и печаль, оберегать от злых духов, приносить удачу и благополучие. В Японии считается, что не важно, верит или не верит человек в силу действия оберега, всё равно, оберег будет работать.
Обрядовые куклы использовали во время празднования календарных праздников.
Куклу «Крупеничку» (другие названия: «Зернушка», «Зерновушка», «Горошинка») наполняли зерном и крупами, подразумевая заговор: гречихой — на сытость и богатство, рисом — на праздник, перловкой — на сытость, овсом — на силу. Иногда на дно куклы клали монетку. Крупеничка была главной куклой в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая, её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что только тогда следующий год будет сытым и в семье будет достаток.
Вепсская кукла («капуста», рванка) — обрядовая кукла, согревавшая колыбельку и отводившая порчу от ребёнка; девки делали её, желая выйти замуж, и выставляли на окно, приглашая свататься, т.к. она олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы. Её большая грудь говорит о том, что она может прокормить всех.
Начало купаний символизировала Купавка, её сплавляли по воде, считая, что вместе с ней уходят болезни и невзгоды.
Лоскутные куклы были даже в самых бедных семьях, их хранили в коробе или сундуке, прятали в дни Святок, чтобы защититься от зла. Девочек специально обучали традиционным приёмам изготовления, и лет с пяти простейшую лоскутную фигурку могла сделать каждая девочка. Куклу рассматривали как эталон рукоделия, по ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись, т.к. непроизвольно будущие хозяйки учились кроить, вышивать, прясть, шить. Считали, что девочка, умеющая хорошо делать и играть в куклы, будет хорошей матерью. Будто в зеркале, отражалась в этих играх бытовая и духовная жизнь народа.
***
Виктор Гюго писал, что «детство невозможно представить без этой игрушки: кукла — одна из самых настоятельных потребностей и, вместе с тем, воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек... Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так немыслима, как женщина без детей». Согласимся же с ним…
ЛИТЕРАТУРА:
- Ананьева, Е.А. Куклы мира / Е.А. Ананьева. — М.: Аванта, 2003.
- Голдовский, Б.П. Куклы: энциклопедия / Б.П. Голдовский. — М.: Время, 2004.
- Горалик, Л. Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи / Линор Горалик. — М.: Новое лит. обозрение, 2005.
- Горичева, В.С. Куклы / В.С. Горичева. — Ярославль: Академия развития, 1999.
- Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981.
- Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла: Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, М.Н. Дайн. — М.: культура и традиции, 2007.
- Куклы мира / отв. ред. Т. Евсеева. Самые красивые и знаменитые (вед. ред. Е. Ананьева). — М.: Аванта+, 2003.
- Макнивен, Э. Куклы / Э. Макнивен ; пер. М. Г. Эйтинген; фот. К. Фарклога. — СПб.: Полигон, 1998.
- Москин, Д. Загадка народной куклы: образ, материал, технология / Д. Москин, Т. Яшкова. — Петрозаводск: Периодика, 2010.
- Сахута, Я.М. Народнае мастацтва Беларусi / Я.М. Сахута. — Мінск: БелЭн, 1997.
- Церашковiч, Т.А. Лялька беларуская / Т.А. Церашковiч. — Мінск: Полымя, 1992.
- Юкина, Л. Куклы (энциклопедия) / Л. Юкина. — М.: АСT-Пресс, 2001.
- Юрина, Н. Г. Куклы / Н.Г. Юрина. — М.: Слово / Slovo, 2002.
- Крупеничка [электронный ресурс]: возрождая традиции… — Режим доступа: http://www.krupenichka.ru/, свободный.
- Куклы и игрушки ручной работы [электронный ресурс]: [«Deliya-toys» 2010-2014]. — Режим доступа: http://www.deliya-toys.ru/interesting/43-narodnaya-kukla.html, свободный.
- Народные куклы. Народные игрушки [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rukukla.ru/, свободный.
- Ярмарка мастеров [электронный ресурс]: ежедневная подборка лучших коллекций Ярмарки Мастеров [2006–2014]. — Режим доступа: http://www.livemaster.ru/kukolki-nest, свободный.
***
Небрежно сброшенные туфли,
В углу — забытая панама…
А мы сидим, играем в куклы
С моей подругой лучшей — МАМОЙ.
Грустят остывшие котлеты.
В тарелке — косточки от вишен.
А мы вдвоем. И в мире этом
Нет никого нас с мамой ближе.
Стучит в окошко вечер смуглый,
Года смыкаются в столетья…
И шар земной, как мячик круглый,
Тихонько кружит, чтобы в куклы
Играли матери и дети.
Е. Гринёва
***
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Л. Рубальская
***
Вашей маленькой девчонке
Куклу я дарю в юбчонке!
Растить малышка будет «дочь»,
Как мама милая, точь-в-точь!
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Г. Заславская