Search
Четверг 27 Июль 2017
  • :
  • :

Вечное детство народной игрушки

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. В далёком прошлом она была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Предназначалась не только для игры, но и украшала быт. Глиняную игрушку делали повсюду, где занимались гончарным мастерством, не придавая ей особого значения, потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детишек, они же стали и расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы, быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому нет в ней ничего лишнего, мелких налепных деталей, роспись также была лаконична и условна, подчёркивала главное. Образы игрушек достаточно просты, универсальны и выразительны: люди, различные животные, в том числе и фантастические.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской области России. Все они без исключения наряжены в русские народные костюмы. Это хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках, с чёрными бусинками глаз, им лихо играл на гармони косолапый мишка, рядом — целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-у'тушки, весёлые, задорные. У всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах — странные, загадочные знаки-символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри, уходящие корнями глубоко в язычество. Особо любили в Каргополе бородатого крепыша в широкополой шляпе, важно стоящего на четырёх конских ногах — сказочного получеловека-полуконя, таинственного русского кентавра, а по-местному — Полкана, огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла.

dsc_0917-kopiya

Во всех наивных и красочных образах дымковской игрушки так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Родом она из Вятки (Россия). Особое значение имели выразительные детали: рюши, оборки, кокошники, нарядные причёски, замысловатые головные уборы, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.д. Дымковские фигурки лепили по частям, следы прилепов тщательно сглаживали — и получалась она ровной, гладкой, будто отлитой в форме. После лепки её несколько дней сушили, затем 3—4 часа обжигали в русской печи и остужали. Следующим этапом работы, характерным только для Дымкова, было «обеливание»: игрушки погружали в раствор разведённого на молоке мела и ставили на сквозняк, тогда на поверхности изделия образовывалась белая плёнка. Побелённые игрушки расписывали. Краски составляли на яйце с квасом, и не две-три, как в других промыслах, а добрый десяток, в самых разных сочетаниях. Узор прижился строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Как завершающий штрих, мастерица «сажала» сусальное золото: смачивала кисточку в сыром яйце, легонько касалась золотого квадратика или ромбика и ставила его на нужное место в игрушке. Яркая, праздничная, дымковская игрушка светилась недаром — она поистине уникальна!

96c8fb5da29e85687808aaa581da-kukly-igrushki-obraztsy-dymkovskoj-igrushki

Филимоновская игрушка таинственна, об истории её создания почти ничего неизвестно, существует, однако, красивая легенда о гончаре Филимоне, открывшем под Тулой (Россия) залежи особой глины — «синики», которая при обжиге становилась белой и не требовала дополнительной грунтовки. Для филимоновской игрушки были характерны вытянутые, удлинённые формы и необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, жёлтого и зелёного цветов. Горделивые дамы и кавалеры похожи друг на друга: с коротким, узким телом и головой без шеи, только и различие, что на дамах — юбки колоколом, а на кавалерах — штаны, заправленные в неуклюжие сапоги. Среди фигурок зверей наиболее известны укравшая петуха лиса, козёл на верёвочке, таинственный медведь, глядящийся в зеркало, одновременно подобный и на медведя, и на корову, и на жирафа. Такую фигурку под силу было сделать любому ребёнку: не понять, что перед тобой, то ли чудь морская, то ли медведь полосатый, сказочный?

filimonovskaya_igrushka_2-kopiya

Украинская глиняная игрушка исстари изготавливалась в селе Опошня, под Киевом. Наиболее популярными здесь были фигурки домашних птиц, павлинов, козлов, баранов и оленей, львов. Отличительной особенностью был особый «молочный» обжиг игрушек, украшенных тиснением, когда ещё горячую керамику щипцами вынимали из печи и погружали в молочную сыворотку — получался ровный, светло-коричневый колер. Почти каждая фигурка имела отверстие в хвосте и маленькую дырочку в боку. Подул – засвистела!

svistulki-molochnye3-kopiya

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

img_5066

В Индии для изготовления игрушек широко применялась терракота, поэтому они были хрупки, как мечта или сон, хоть и являлись уменьшенными копиями предметов, с которыми ребёнок сталкивался повседневно. Особенно востребованы были куклы, по-местному «путталы» или «путтики», ярко и щедро украшенные замысловатым орнаментом, а также ликом прекрасные небесные музыканты и танцоры, бравые всадники, фигурки животных (обезьян в различных хара'ктерных позах, буйволов, добродушных слонов) и персонажей мифологических историй. Часто в игрушках прокалывали дырочки для установки курительных палочек, делали надрез на горле, чтобы отпугнуть опасных духов.

thanjavur_thalaiyatti_bommaikkal-kopiya

Китайская народная игрушка имеет богатую историю. Когда малышу исполнялся первый месяц, первые сто дней, первый год, бабушки дарили ребёнку игрушки-пожелания, игрушки-талисманы, которые должны были оберегать и защищать младенца. Например, тигр символизировал счастье и спокойствие, отводил беды и несчастья, защищал от всякого зла, поэтому так много разноцветных тигров должно было быть у ребёнка: белый, чёрный, жёлтый, красный, разноцветный. Каждый цвет имел свой символический смысл. Тигр принимал любой фантастический облик, выражая тайное послание, например, тигр с рыбьим хвостом соединял силу тигра с плодовитостью рыбы. Такая «неведома зверушка» — это пожелание, чтобы семья пополнялась сыновьями по числу икринок, чтобы они были крепкими и здоровыми, и чтобы богатство прибывало. В Китае лепили особых «ревущих тигров», которые состояли из двух половинок, соединённых «гармошкой» из кожи или ткани. Если половинки сжимали, то тигр громко рычал, отпугивая злых духов. Благодаря легенде о Нефритовом зайце, которые в своей ступе толчёт снадобье бессмертия, в Китае была очень популярна игрушка Дедушки-зайца, которого принято было дарить на праздник осени.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Куклы у каждой этнической группы Африки были свои, разнообразные по образам, формам, традиции украшения, но они непременно отражали характерные особенности внешнего вида африканцев: тёмный цвет кожи и волос, вытянутые пропорции тел. Это почти всегда маленькие божки плодородия, «акуаба», воплотившие различные религиозные верования и ритуальные практики. Большинство африканских малышей никогда не получали готовых игрушек, обычно им их делали старшие дети, мастеря из глины погремушки и примитивные музыкальные инструменты, кукол для девочек. Такие игрушки не отличались тщательностью проработки образов и качеством отделки, их обжигали при низких температурах или не обжигали вовсе, поэтому были они непрочными и недолговечными. Однако, кукла была очень информативна: по ней можно узнать регион происхождения, сколько лет хозяйке, каково её приданное, но главное — игрушка должна быть похожа на свою хозяйку, вплоть до украшений. В некоторых племенах девочка носила свою куклу на шее как «визитную карточку», талисман, оберег и очень ею дорожила.

182

Деревянные игрушки

Происходили смены цивилизаций, изменялись дети, изменялись взрослые, изменялись игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества: погремушка, мяч, волчок и кукла. Пройдя сквозь многогранный калейдоскоп нравов, укладов, привычек, вкусов, религий, они живут и сейчас, безусловно, неся на себе отпечаток национального. В архаичные времена они преимущественно были деревянными.

День изобретения волчка канул в лету. С течением времени волчки видоизменялись, усложнялись и трансформировались. В одной только Японии на сегодняшний день существует больше 1000 самых разных видов волчка, разных размеров (от 5 мм до 90 см) и модификаций (одни нужно запускать, вращая пальцами стержень, другие — с помощью нити или особенного броска). Да и называлась эта игрушка в разных странах по-разному: в России — ку'барь или волчок, в Малайзии и Индонезии — гаси́нг, в Испании — пе'он, в Израиле — сэвивон или дрейдл, в Южной Америке – ру'нчо или пео'нца, а в Латинской — тро'мпо… Еврейские дети во время празднования Хануки традиционно играли в дрейдл — четырёхгранный волчок, на каждой грани которого на иврите написаны начальные буквы слов, составляющих фразу «Чудо великое было там». Это воспоминание о божьем чуде с кувшинчиком масла, произошедшем в эти дни сотни лет назад. Латиноамериканский тромпо запускали с помощью обмотанного вокруг него шнура, и эта забава настолько популярна в Мексике, Перу и Колумбии, что и по сей день проводятся чемпионаты по запуску!

colorful_dreidels2-kopiya

Есть деревянные игрушки, чья история тесно связана с традициями Троице-Сергиевой Лавры и именем великого русского подвижника Сергия Радонежского. В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки, одаривая ими детишек, которых приводили с собой богомольцы — и расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими», «богородицкими». Триста лет спустя весь мир их знает как богородские игрушки. Их отличительная особенность — планка, кнопка или баланс, с помощью которых образы оживали, начинали двигаться, выполняя незамысловатые движения. Игрушки делали из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи), заготовленные брёвна просушивали не менее 4 лет. Резчики работали специальным богородским ножом и стамеской, из-под их рук выходило «бельё» — некрашеные, нежно пахнущие деревом игрушки. Их никогда не расписывали, лишь изредка использовали лак. Особенно любили вырезать медведя, делали его очень похожим на человека и с человеком же заставляли меряться силой, сноровкой, умением: медведь с мужиком молотят, пашут, парятся в бане, куют, пилят дрова.

dsc_6454

Богородский промысел оказал, по-видимому, большое влияние на изготовление белорусских народных игрушек из дерева. Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др. Техника деревянных народных игрушек была простой и доступной детскому пониманию, построенной по простейшим законам механики. Кроме двигающихся игрушек делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда. Народные игрушки из дерева, забавляя ребенка, одновременно знакомили его с окружающей жизнью, трудом взрослых.

6b91e97d302e658896dbe8ce0fdc-kukly-igrushki-koni-katalki1

К куклам в Японии всегда было очень трепетное отношение, не зря же эту страну называли «страной десяти тысяч кукол». Кокеси — это традиционные деревянные куклы Японии, напоминающие фигурку-чурбачок. Традиционные кокеси изображали только девочек, словно спелёнутых, с легко намеченными чертами лица. Самой популярной была «наруко кокеси» или «плачущая», у неё поворачивалась головка — и в этот момент кукла издавала звук, очень напоминающий плач. Очень простые по своей форме и росписи, кокеси, тем не менее, считали ярким воплощением вечной японской тяги к внутренней красоте и умолчанию.

0_22749_46d649ec_orig

Первая матрёшка — круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье, ставшая сегодня символом России, появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрёшку исконно русской, но на самом деле прообраз этой игрушки был привезен из Японии и представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок мудреца Фукурума — добродушного, лысого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезён он был знаменитой благотворительницей-меценаткой А. Мамонтовой в 90-х годах XIX века в созданную ею Московскую игрушечную мастерскую. Своё название матрёшка ведёт от женского имени Матрёна, в то время широко распространенного в России. Первые матрёшки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, «на глазок» и покрывались лаком. Их образ отмечен реалистичностью изображения: девушки в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетами цветов, либо в зимних полушубках и шалях, женихи и невесты... Матрёшка изготавливалась на многих промыслах, но у каждого была своя, отличимая друг от друга: например, у семёновской матрёшки голова небольшая и вытянута, а тулово удлинённое; вятская инкрустирована соломкой; на сергиево-посадскую оказали влияние элементы иконописи — черты лица выписаны более тонко, изящно, «богородично». Есть несколько разновидностей матрёшки: 1) матрёшка-образ («Семёновна», «Кокетка» и т.д. ); 2) дидактическая, игровая матрёшка («Репка», «Баю-баюшки» и т.д.); 3) матрёшка-настроение («Уморилась», «Танюха-горюха» и т.д.); 4) сувенирная матрёшка («Семейство», «Село наше» и т.д.); 5) сюжетная матрёшка («Посиделки», «Хор» и т.д.).

Матрёшка — исключительная развивающая игрушка — способствует освоению ребёнком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. В России в Москве и в Нижегородской области существуют музеи, ей посвящённые.

vidy_matreshek-_tradicionnye_i_avtorskie-kopiya

История неваляшки уходит в глубокую древность. Причудливо сплелись в ней наука и сказка, чистая механика и загадочность. Неваляшка родилась в Японии. Её прообразом стал монах-отшельник Бодхидхарма, который девять лет предавался молитвам и размышлениям, в результате от продолжительного сидения у него атрофировались конечности. Японцы стали воспринимать его как существо, способное исполнять желания и приносить счастье, и в дань уважения создали куклу без рук и ног — неваляшку, назвали её дарума. Сегодня дарума стала популярным магическим талисманом во всём мире.

Первых неваляшек Россия увидела в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами» и изображали в виде купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также скоморохов и девочек на шаре. Кукла словно олицетворяла собой непоколебимость русского характера, поэтому и была любовно названа самым распространённым в России именем, стала «Ванькой-встанькой». Принцип действия игрушки был основан на простейшем физическом законе сохранения центра тяжести: внутри неё помещали грузило, в результате чего кукла стремилась занять вертикальное положение. Если внутри подвешивали ещё и маленький бубенчик, то при качании раздавался мелодичный перезвон. Ваньку-встаньку расписывали яркими красками в традиционном русском стиле, наряженного в русский народный костюм. Позднее появились и барышни-неваляшки, под стать ему красотой и нарядами.

598794c85e8a097c4c9751c6b2o8-russkij-stil-nevalyashka-babushkino-varene-kopiya

Слово «бирюльки» происходит от славянского «бирать» — брать. Играть в бирюльки — собирать или доставать из кучки крошечные игрушечные предметы так, чтобы не задеть соседние. Забава эта в России была настоящим всенародным увлечением, семейной игрой. Фигурки для игры в бирюльки изготавливались самые разные — миниатюрные чашечки, чайники, флейты и контрабасы, оружие и обувь и прочие крошечные чудеса. Поверхность делали неровной, с зазубринами, чтобы было труднее достать предмет, не задев остальные. В начале ХХ века бирюльки были забыты, но сейчас игра снова набирает популярность.

7665

Увидев немецкую деревянную игрушку щелкунчика, каждый вспоминает что-то доброе, искреннее, чудесное. Щелкунчик родился более 300 лет назад в Германии. Это механическая кукла-солдатик, блестящая от лака, в треуголке и изящном мундирчике, с бородкой из кроличьего меха, с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью. В рот ему вкладывали орех, дёргали косичку, челюсти смыкались — крак! — и орех раскалывался. Щелкунчик — по сути кукла-карикатура с поразительно живыми гротескными чертами. При своих небольших размерах он был дешёвой игрушкой, очень популярной в народе. В начале XIX века Щелкунчика увидел замечательный немецкий сказочник Гофман, сочинил удивительно трогательную и поучительную сказку «Щелкунчик и мышиный король», а гениальный русский композитор П.И. Чайковский создал музыку к балету «Щелкунчик». Благодаря им этот персонаж стал символом Рождества.

f03bb08a1cf181063a53e00b7253-dlya-doma-interera-rozhdestvenskaya-igrushka-schelkunchik-kopiya

***

С народными игрушками больше не бегают, не возятся, не играют. На них смотрят, внимательно, с искренним любопытством и радостью, удивляются... Народная игрушка лишилась той среды, для которой была рождена, превратившись в музейный экспонат или в памятный подарок, дорогой тем, что ощущается в нём теплота ручного труда и почти детская наивность, чистая и откровенная. Народная игрушка и есть сама Сказка — вечное детство.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богуславская, Н.А. Русская глиняная игрушка / Н.А. Богуславская. — Москва: Искусство, 1975. — 128 с., ил.
  2. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. — Москва: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. — 192 с., ил.
  3. Ржавуцкі, М.С. Беларуская глiняная цацка / М.С. Ржавуцкі — Мінск: Полымя, 1991. — 142 с., iл.
  4. Сахута, Я.М. Народнае мастацтва Беларусi / Я.М. Сахута — Мінск: БелЭн, 1997. — 287 с., iл.
  5. Церашковiч, Т.А. Лялька беларуская / Т.А. Церашковiч — Мінск: Полымя, 1992. — 126 с., іл.
  6. Юкина, Л. Куклы (энциклопедия) / Л. Юкина. — Москва: АСT-Пресс, 2001. – 168 с.

СТИХИ

Ванька-встанька

Ванька-встанька — игрушка простая —

Ты в умелой и точной руке,

Грудой стружек легко обрастая,

На токарном кружилась станке.

Обточили тебя, обкатали,

Прямо в пятки налили свинец —

И стоит, без тревог и печали,

Подбоченясь, лихой молодец!

Чья бы сила тебя ни сгибала,

Ни давила к земле тяжело,—

Ты встаешь, как ни в чём не бывало,

Всем напастям и горю назло.

Ты пронёс чрез столькие годы —

Нет, столетия! — стойкость свою.

Я закал нашей, русской породы,

Ванька-встанька, в тебе узнаю.

В. Рождественский

 

***

Щелкунчика дразнит мышиный народец:
— Уродец! Уродец! Ну, просто уродец!
Но вот расколдован несчастный Щелкунчик.
Какой он красавчик! Ну, просто везунчик!

Ю. Энтин

 

Игрушки

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь,

Чтобы их там все обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие — в ряд

Разноцветные стоят:

Цвет малиновый, цвет синий,

Жёлтый — яркий и красивый.

Зайцы, птички, петушки —

Боярыни и всадники.

Те игрушки, спору нет,

Покорили целый свет!

 

Бирюльки

Вот бочонки, вот кастрюльки,

Самовары и ковши —

Это русские бирюльки.

До чего же хороши!

В них играем мы с подружкой,

Любо-дорого глядеть.

Нужно взять одну игрушку,

А другие не задеть.

Поиграйте с нами тоже —

Мы научим и поможем!

 

Конь-скакалка

Я от дома до калитки

На коне легко скачу.

Разбегаются улитки.

«И-го-го!» — им вслед кричу.

Деревянный конь — так что же?

Всё равно скакать он может!

 

Волчок-спиралька

Заскучал цветной волчок,

Завалился на бочок.

Я помочь ему хочу:

Быстро-быстро раскручу.

Вот как получается:

Весело вращается!

Н. Агошкова

 

***

У меня матрёшка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь —
В ней сидит вторая,
Вся в зелёном, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернёшь —
Там ещё матрешка.
Та матрёшка вовсе крошка,
То — любимая матрёшка.
Вся она, как маков цвет —
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку —
Красную матрёшку.

Э. Медведева

 

Богородская игрушка

Богородская игрушка —
Деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок —
Полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело —
Вырежут из липы белой
Или мишку-кузнеца,
Или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
Весело зерно клюют —
С ними радость и уют.

О. Киселёва