Search
Воскресенье 15 Декабрь 2019
  • :
  • :

Лэпбук — в работе помощник и друг

Оксана СТАСЮКЕВИЧ,

учитель-дефектолог

первой категории,

ясли-сад № 4 г.Мосты Гродненской области

 

Коррекция звукопроизношения с использованием лэпбука позволяет в занимательной форме автоматизировать поставленный в речи ребёнка звук, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Рассмотрим разделы лэпбука для автоматизации звука [л].

 

Профиль звука [л]

Цель: закрепление артикуляции звука [л] с опорой на зрительный анализатор.

 

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука [л].

В кармашке — карточки, согласно изображению на них проводятся упражнения артикуляционной гимнастики для данного звука.

 

Упражнение «Слоговые лычалочки»

Цель: автоматизация произношения звука [л] в слогах.

На разворачивающихся страничках прописаны слоги для автоматизации звука [л].

Ла—ло—лу—лы—лэ.

Ал—ол—ул—ыл—эл.

Ала—оло—улу—ылы—элэ.

Пла—пло—плу—плы—плэ.

 

Игры с картинками

Цель: автоматизация звука [л] в словах, развитие грамматического строя речи.

Учитель-дефектолог на своё усмотрение может предложить выполнить с картинками различные задания, игры. Например:

Игра «Чего не стало?»

Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить изображения, затем учитель-дефектолог закрывает одно из них «волшебным» экраном, а ребёнок называет, чего не стало.

 

Игра «Парные картинки»

Цель: автоматизация звука [л] в словах, фразах, обучение согласованию существительных со словом «много».

Нужно к картинке, на которой изображён один предмет, подобрать пару, где этих предметов несколько. При этом проговаривать названия предметов.

Образец: платье — много платьев, стол — много столов.

 

Загадки

Цель: автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Ребёнку предлагается отгадать загадки с изучаемым звуком, составить предложения со словом-отгадкой (лодка, лось, волк, ёлка, лопата).

 

Упражнение «Волшебные чистоговорки»

Цель: автоматизация звука [л] в чистоговорках, развитие темпа, ритма, чёткости и громкости произношения.

Детям предлагается повторить за учителем-дефектологом чистоговорки на автоматизируемый звук.

Ла—ла—ла — новая юла.

Ло—ло—ло — на улице тепла.

Лу—лу—лу — я катаю куклу.

Ол—ол—ол — подметала пол.

 

Упражнение «Составь рассказ по картинкам»

Цель: автоматизация звука [л] в связной речи.

  

Ребёнку предлагается разложить картинки в правильной последовательности, составить по ним рассказ, назвать изображения со звуком [л].

 

Игра «Сложи картинку»

Цель: автоматизация звука [л] в связной речи.

Предлагается сложить из деталей сюжетную картинку, составить по ней рассказ, назвать изображения со звуком [л].

 

Игра «Бабочка»

Цель: формирование навыков звукового анализа.

Перед ребёнком — бабочка и изображения 3 цветочков, каждый из которых указывает на позицию звука в слове: начало, середина, конец. Учитель-дефектолог называет слова со звуком [л] (например, лапа, зал, пила), а ребёнку нужно «посадить» бабочку на «правильный» цветок.

 

Игра «Сложи букву»

Цель: закрепление зрительного образа буквы Л, автоматизация звука [л] в словах, развитие мелкой моторики.

Ребёнку предлагается сложить букву Л из деталей и назвать изображения на каждой детали.

 

Упражнение «Фигурки из палочек»

Цель: автоматизация звука [л] в стихах, развитие мелкой моторики.

Ребёнку предлагается повторить за учителем-дефектологом стихотворение и из счётных палочек по образцу выложить соответствующую фигурку.