Оксана СТАСЮКЕВИЧ,
учитель-дефектолог
первой категории,
ясли-сад № 4 г.Мосты Гродненской области
Коррекция звукопроизношения с использованием лэпбука позволяет в занимательной форме автоматизировать поставленный в речи ребёнка звук, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
Рассмотрим разделы лэпбука для автоматизации звука [л].
Профиль звука [л]
Цель: закрепление артикуляции звука [л] с опорой на зрительный анализатор.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука [л].
В кармашке — карточки, согласно изображению на них проводятся упражнения артикуляционной гимнастики для данного звука.
Упражнение «Слоговые лычалочки»
Цель: автоматизация произношения звука [л] в слогах.
На разворачивающихся страничках прописаны слоги для автоматизации звука [л].
Ла—ло—лу—лы—лэ.
Ал—ол—ул—ыл—эл.
Ала—оло—улу—ылы—элэ.
Пла—пло—плу—плы—плэ.
Игры с картинками
Цель: автоматизация звука [л] в словах, развитие грамматического строя речи.
Учитель-дефектолог на своё усмотрение может предложить выполнить с картинками различные задания, игры. Например:
Игра «Чего не стало?»
Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить изображения, затем учитель-дефектолог закрывает одно из них «волшебным» экраном, а ребёнок называет, чего не стало.
Игра «Парные картинки»
Цель: автоматизация звука [л] в словах, фразах, обучение согласованию существительных со словом «много».
Нужно к картинке, на которой изображён один предмет, подобрать пару, где этих предметов несколько. При этом проговаривать названия предметов.
Образец: платье — много платьев, стол — много столов.
Загадки
Цель: автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Ребёнку предлагается отгадать загадки с изучаемым звуком, составить предложения со словом-отгадкой (лодка, лось, волк, ёлка, лопата).
Упражнение «Волшебные чистоговорки»
Цель: автоматизация звука [л] в чистоговорках, развитие темпа, ритма, чёткости и громкости произношения.
Детям предлагается повторить за учителем-дефектологом чистоговорки на автоматизируемый звук.
Ла—ла—ла — новая юла.
Ло—ло—ло — на улице тепла.
Лу—лу—лу — я катаю куклу.
Ол—ол—ол — подметала пол.
Упражнение «Составь рассказ по картинкам»
Цель: автоматизация звука [л] в связной речи.
Ребёнку предлагается разложить картинки в правильной последовательности, составить по ним рассказ, назвать изображения со звуком [л].
Игра «Сложи картинку»
Цель: автоматизация звука [л] в связной речи.
Предлагается сложить из деталей сюжетную картинку, составить по ней рассказ, назвать изображения со звуком [л].
Игра «Бабочка»
Цель: формирование навыков звукового анализа.
Перед ребёнком — бабочка и изображения 3 цветочков, каждый из которых указывает на позицию звука в слове: начало, середина, конец. Учитель-дефектолог называет слова со звуком [л] (например, лапа, зал, пила), а ребёнку нужно «посадить» бабочку на «правильный» цветок.
Игра «Сложи букву»
Цель: закрепление зрительного образа буквы Л, автоматизация звука [л] в словах, развитие мелкой моторики.
Ребёнку предлагается сложить букву Л из деталей и назвать изображения на каждой детали.
Упражнение «Фигурки из палочек»
Цель: автоматизация звука [л] в стихах, развитие мелкой моторики.
Ребёнку предлагается повторить за учителем-дефектологом стихотворение и из счётных палочек по образцу выложить соответствующую фигурку.