Search
Четверг 13 Август 2020
  • :
  • :

Тренажёр «Куб»

Инна РУСАНОВА,

учитель-дефектолог

первой категории,

ясли-сад № 4 г.п.Глуска Могилёвской области

 

 

Тренажёр «Куб» предназначен для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с особенностями психофизического развития. Цель — формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи и мелкой моторики. Можно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы, на занятиях по обучению грамоте.

Материал для изготовления тренажёра: 6 одинаковых решёток для раковин квадратной формы, разноцветные ленты, шнурки, нитки для вязания, бельевая верёвка, прищепки разных размеров, заколки для волос, молнии для одежды, резинки для плетения.

Дополнительно необходимы: макаронные изделия (перья), контейнеры от киндер-сюрпризов, трубочки разных размеров, палочки от мороженого, катушки для ниток, деревянные подставки для еды, декоративные прищепки, контейнеры для их хранения, предметные и сюжетные карточки.

Этапы изготовления тренажёра:

  • Связать 2 решётки между собой с помощью ленты или нитками для вязания.

  • Привязать 3-ю решётку к предыдущим.

  • Аналогично привязать 4-ю решётку (выступами наружу) и соединить её с 1-й.

  • 5-ю решётку привязать снизу с четырёх сторон (дно куба).

  • 6-ю решётку привязать сверху только с одной стороны (это будет «крышка»).
  • На одной из сторон тренажёра прикрепить разноцветные шнурки, нитки для вязания, молнии для одежды.

. . .

Дети смогут плести косички, цепочки, перекручивать их между собой, пронизывать через отверстия решётки в разных направлениях, завязывать узелки, закреплять на них контейнеры от киндер-сюрпризов, нанизывать макаронные изделия, трубочки, «пришивать» к решётке разные предметы (в частности деревянную подставку для еды), наматывать шнуры на палочки от мороженого, катушки для ниток, расстегивать—застёгивать молнии.

  • Другая сторона тренажёра — с разноцветными лентами, которые можно наматывать на трубочки, палочки от мороженого, катушки для ниток или пронизывать через отверстия решётки вертикально или горизонтально, тем самым переплетая между собой, прикреплять к лентам разноцветные прищепки, заколки для волос.

  

  • На третьей стороне тренажёра закреплены разноцветные прищепки разных размеров и заколки для волос. Их положение можно менять: располагать вертикально, горизонтально, по диагонали, произвольно, с учётом заданной цветовой последовательности, по образцу.

  

На четвёртой стороне тренажёра имеются небольшие выступы, на которые дети могут крепить резинки для плетения. Здесь можно размещать разнообразный наглядный материал.

Все выполняемые действия способствуют развитию мелкой моторики, дети сопровождают их проговариванием слогов, слов, словосочетаний, предложений, чистоговорок, стихотворений, рассказов на автоматизируемый звук.

.

Мышь как мышь

Мышь как мышь,

Сама с вершок!

Влезла мышка на мешок.

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали...

                                     Г. Лагздынь

.

Рубашка

На Мишиной рубашке

Вышиты ромашки,

Вышиты ромашки,

Ландыши да «кашки».

                               И. Лопухина

.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

                                    С. Маршак

.

Рыбке рак — ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

                                        В. Лунин

.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс.

Смолкли скрипы, песни, смех.

Сон в страну свою унёс

Всех…

                                  В. Лунин

.

Снег да снег

Снег да снег кругом ложится,

снег на солнце серебрится.

Только ёлочка стоит,

вовсе летняя на вид.

                                М. Рыльский

Для составления рассказа по серии сюжетных карточек ребёнок (дети) сначала раскладывает их на столе в нужной последовательности, описывая изображение на каждой. Затем поочерёдно прикрепляет карточки на тренажёр и повторяет рассказ.

   

Примеры некоторых игр, которые можно организовать с использованием тренажёра «Куб».

 

Игры для детей средней группы

«Цвет, форма»

Цель: закрепление умения классифицировать предметы по заданному признаку.

Материал: тренажёр «Куб», карточки с изображением геометрических фигур разного цвета и соответствующих им по форме предметов, декоративные прищепки.

Ход игры

Среди геометрических фигур ребёнок (дети) находит только фигуры заданного цвета и фиксирует каждую из них в ряд на стороне тренажёра с помощью прищепок. Затем подбирает к геометрическим фигурам соответствующие по форме изображения предметов, называет их, размещает снизу, объясняет свой выбор.

 

«Один—много»

Цель: согласование существительных с числительными.

Материал: тренажёр «Куб», карточки с изображением одного предмета и множества таких же предметов, декоративные прищепки.

Ход игры

Среди карточек ребёнок (дети) выбирает те, где изображён только один предмет, называя его, фиксирует каждую из них в ряд на стороне тренажёра с помощью прищепок. Затем находит соответствующие карточки со множеством этих предметов, считает их количественным счётом и размещает снизу.

 

«Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Материал: тренажёр «Куб», предметные карточки, декоративные прищепки.

Ход игры

Ребёнок (дети) берёт предложенные карточки, называет изображение на них ласково (листочек, тучка, капелька и т.д.), фиксирует каждую из них в ряд на стороне тренажёра с помощью прищепок.

«Найди и назови детёныша?»

Цель: образование названий детёнышей животных.

Материал: тренажёр «Куб», карточки с изображением животных и их детёнышей, декоративные прищепки.

Ход игры

Перед ребёнком (детьми) на столе хаотично разложены карточки. Он берёт карточку с изображением животного, находит карточку с изображением его детёныша, фиксирует их на стороне тренажёра, проговаривая: «У медведя — медвежонок. У лисы — лисёнок.» И т.д.

Игры для детей старшей группы (5–6 лет)

«Посчитай-ка»

Цель: согласование числительных с существительными.

Материал: тренажёр «Куб», предметные карточки, карточки с цифрами 1, 2 и 5, коробка, декоративные прищепки.

Ход игры

Педагогический работник закрепляет на стороне тренажёра карточки с цифрами. Ребёнок (дети) выбирает любую предметную карточку на столе, фиксирует её под цифрами и считает: «Один самолёт, два самолёта, пять самолётов». После этого снимает карточку, кладёт её в коробку, берёт со стола и фиксирует на тренажёре следующую. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки на столе.

«Определи место звука в слове»

Цель: определение звука [ш] в начале, в середине и в конце слова.

Материал: тренажёр «Куб», предметные карточки, в названии изображений на которых есть звук [ш], декоративные прищепки.

Ход игры

Педагогический работник раскладывает на столе карточки в виде змейки. Ребёнок (дети) берёт их по порядку, называет изображённый предмет, определяет место звука [ш] в слове и фиксирует карточку на сторону тренажёра в следующем порядке: слева — карточки со звуком [ш] в начале слова, по центру — карточки со звуком [ш] в середине слова и справа — карточки со звуком [ш] в конце слова.

«Разложи картинки»

Цель: дифференциация слов со звуками [ш] и [с].

Материал: тренажёр «Куб», предметные карточки, в названии изображений на которых есть звуки [ш] и [с], декоративные прищепки.

Ход игры

Педагогический работник раскладывает перед ребёнком (детьми) предметные карточки. Ребёнок (дети) берёт любую карточку, называет изображённый предмет, определяет наличие звука [ш] или [с] в слове. Затем карточки со звуком [ш] фиксирует на стороне тренажёра слева, со звуком [с] — справа.