Search
Четверг 25 Апрель 2024
  • :
  • :

Использование интерактивной доски в учреждении дошкольного образования

В статье делается акцент  на актуальности использования информационно-коммуникативных технологий на этапе дошкольного образования; отмечается значение использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста; характеризуются основные направления работы по использованию интерактивной доски в учреждении дошкольного образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, интерактивная доска, учреждение дошкольного образования, методика использования интерактивной доски.

This article focuses on the relevance of the use of information and communication technologies at the stage of preschool education; notes the importance of the use of the interactive whiteboard to work with preschool children; main areas of work are characterized by the use of interactive whiteboard in the establishment of preschool education.

Key words: information and communication technology, interactive whiteboard, preschool education, the technique of using the interactive whiteboard.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, предъявляются новые требования и к образованию подрастающего поколения, внедрению новых технологий, которые способствуют не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в учреждении дошкольного образования — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. В научно-педагогической литературе психолого-педагогические, дидактические и методические подходы к использованию компьютерных технологий обучения раскрыты в работах Н.Н. Антипова, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, B.C. Леднёва, В.М. Монахова, Б.Е. Стариченко, В.Ф. Шолоховича и др. Вопросы внедрения компьютеров в учебный процесс рассматривались в исследованиях А.А. Абдукадырова, Ш.С. Ахрарова, Б.С. Гершунского, В.Ф. Горбенко, Л.И. Долинера, С.Р. Домановой, В.И. Журавлёва, А.Г. Кушниренко, Е.И. Машбица, O.K. Тихомирова, А.К. Уварова, а также в ряде работ зарубежных исследователей (А. Борк, М. Лесперанс-Лабель, Т. Сакамото и др.). Созданию здоровьесберегающих технологий обучения и гигиены умственного труда при работе на компьютере посвящены труды Н.М. Амосова, Г.М. Лисовской. Формированию интереса к деятельности с компьютером у детей старшего дошкольного возраста посвящено диссертационное исследование Е.В. Ивановой, а педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссёрской игре с применением компьютерных средств рассмотрены в исследовании Г.П. Петку.

Эта тенденция нашла отражение в постановлении Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (№ 50 от 24 сентября 2007 г.). В перечне технических средств обучения указаны компьютер и ноутбук с программным обеспечением, мультимедийный проектор и мультимедийный экран и др.

В настоящее время, пожалуй, никого не удивишь наличием компьютера и ноутбука в учреждении дошкольного образования. Это не модные аксессуары, а необходимые и эффективные средства повышения качества образовательного процесса. Постепенно педагоги учатся использовать компьютер в учреждении дошкольного образования не только как средство принятия управленческих решений, общения с помощью интернет-ресурсов, формирования информационного банка, но и как дополнительное средство образования детей дошкольного возраста. Мультимедийные презентации, выполненные в программе PowerPoint, значительно расширяют возможности подачи информации. Однако приходится констатировать, что интерактивные доски ещё достаточно редкое явление в учреждениях дошкольного образования.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Компьютер передаёт сигнал на проектор, который высвечивает изображение на интерактивной доске. Она работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, видеоизображений с помощью специальных маркеров. Для интерактивной доски Smart Board программным обеспечением является Smart Notebook. Эта программа открывает педагогу практически безграничные возможности использования интерактивной доски в работе с детьми, так как весьма серьёзно расширяются границы предоставления учебной информации. Благодаря игровым элементам она позволяет в разы повысить интерес ребёнка к образовательному процессу.

Использование интерактивной доски позволяет задействовать все основные сенсорные системы детей дошкольного возраста — визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным. Особое значение психологи придают кинестетической системе, так как именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Китайская мудрость «Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму» наилучшим образом характеризует основной принцип проведения занятия с использованием интерактивной доски.

Использование интерактивной доски предполагает:

1. Создание материально-технической базы в учреждении дошкольного образования. Если многие школы в Республике Беларусь уже оснащены интерактивными досками и учителя на протяжении ряда лет широко используют их в работе, то в детском саду это техническое средство обучения по-прежнему большая редкость. В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (№ 50 от 24 сентября 2007 г.) в учреждениях дошкольного образования должна быть одна интерактивная доска. Ею можно оснастить одно помещение в детском саду, которое будет выполнять функции:

— комнаты интерактивного обучения;

— развлекательного и игрового центра;

— информационно-методического центра, в котором можно проводить педсоветы, презентации опыта работы на методических объединениях;

— центра взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй. Использование интерактивной доски в данном случае будет способствовать повышению педагогической компетентности родителей, их активности, даст возможность строить открытый диалог с родителями на собраниях, решать педагогические ситуации на наглядных примерах, позволит презентовать опыт работы педагога с детьми, где каждый родитель сможет увидеть своего ребёнка в развитии;

— центра для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.

В целях повышения эффективности образовательной работы с детьми, с нашей точки зрения, интерактивная доска должна быть в каждой старшей группе учреждения дошкольного образования.

2. Развитие информационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования. Педагоги в рамках курсов повышения квалификации могут пройти обучение по образовательной программе, например, «Интерактивная доска: теория и практика её применения» и за одну неделю освоить программное обеспечение Smart Notebook.

Однако, как показали результаты нашего исследования, внедрение в работу учреждения дошкольного образования компьютерных технологий связано с рядом проблем:

— во-первых, нежелание педагогов с большим стажем работы осваивать информационные технологии;

— во-вторых, боязнь применения новых информационных технологий;

— в-третьих, незнание эффективности применения информационных технологий;

— в-четвёртых, неумение применять свои знания информационных технологий в работе с детьми.

Только творческие педагоги, стремящиеся идти в ногу со временем, изучившие возможности использования и внедрения интерактивной доски в свою практическую деятельность, смогут модернизировать образовательный процесс, повысить его эффективность:

— ставить и решать принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной работы;

— переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы с детьми;

— сделать занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации;

— перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что, в свою очередь, способствует осознанному усвоению знаний;

— вывести работу учреждения дошкольного образования на новый качественный уровень, совершенствуя методику образовательного процесса.

3. Создание методики использования интерактивной доски в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. Её можно использовать как обычный экран для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все её ресурсы. На доске дети могут выполнять такие практические задания, как: соединение точек, рисование, штриховка, перемещение изображений на экране, расстановка изображений в определённом порядке, продолжение последовательности, установка соответствия, распределение картинок по заданному признаку и многое другое.

На экране интерактивной доски можно работать с виртуальным конструктором, использовать её для моделирования. Большинство заданий, развивающих логику и мышление, легче воспринимаются ребёнком, если они представлены на интерактивной доске. Таким образом, знание педагогом возможностей этого инструмента позволяет разнообразить занятия для детей.

При подготовке интерактивных ресурсов для занятий с использованием интерактивной доски педагоги должны учитывать следующие моменты:

  • на занятии объём заданий должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям;
  • изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски. Поэтому подготовив материал на компьютере, его обязательно надо апробировать на доске до занятия;
  • интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребёнок не может целиком охватить её взглядом, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Поэтому сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния;
  • в работе с детьми доску следует размещать как можно ниже. Но даже несмотря на выполнение этого требования, рост детей дошкольного возраста не позволяет им использовать всю поверхность экрана. С учётом этого картинки для перемещения или соединения линиями, места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней её половине или трети, в зависимости от возраста детей);
  • расстояние между изображениями, с которыми ребёнок работает самостоятельно, должно быть небольшим. Иначе дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или переставить в нужное место;
  • в большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги зачастую недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе: «всего» десять сантиметров на мониторе превращаются на доске в «целых» пятьдесят, с которыми детям дошкольного возраста тяжело справиться.

Если же на экране доски работает только педагог, показывая детям, как выполнять задание на бумаге или в соответствии с их устными ответами, выполняет те или иные действия на доске, подобные ограничения не имеют значения. Педагог работает на экране доски, а дети, находясь на некотором расстоянии, могут охватить взглядом изображение полностью.

По мере накопления опыта работы с интерактивной доской педагог научится строить правильную композицию каждого слайда. Однако знание специфики структурирования интерактивных ресурсов позволит на начальном этапе избежать многих ошибок, допускаемых при пользовании интерактивной доской.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • использование интерактивной доски в учреждении дошкольного образования является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
  • интерактивная доска может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
  • введение современных информационных технологий, в том числе и интерактивной доски, в систему дошкольного образования предполагает органическое сочетание традиционных и компьютерных средств, направленных на развитие личности ребёнка;
  • при кажущемся богатстве дидактических функций, выполняемых интерактивной доской, она не может заменить педагога. Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит родителям, педагогам, сверстникам. Во все времена педагогу принадлежала и будет принадлежать главенствующая роль в образовании как основному носителю знаний и образца поведения. Только педагог со всей присущей ему эмоциональностью и любовью может открыть перед детьми окружающий мир, развить чувство его эстетического восприятия, бережного отношения к нему. Поэтому интерактивная доска и другие информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но только вспомогательные материалы.

Поступила 31.01.2014 г.

Литература:

1. Горвиц, Ю.М. Новые решения Apple для образования / Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. — 2003. — № 2. — С. 69.

2. Крицук, Т.В. Принцип наглядности в процессе использования интерактивного оборудования / Т.В. Крицук // Веснік адукацыі. — 2013. — № 1. — С. 29—34.

3. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

4. Усенков, Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока / Д.Ю. Усенков // Информатика и образование. — 2006. — № 2. — С. 40

5. Усенков, Д.Ю. Школьная доска обретает «разум» / Д.Ю. Усенков // Информатика и образование. — 2005. — № 12. — С. 63.

Елена СТРЕХА,
кандидат педагогических наук,
Белорусский государственный педагогический университет им.
М. Танка