Search
Пятница 19 Апрель 2024
  • :
  • :

Теоретические подходы

К формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста

В статье раскрываются подходы к разработке педагогической технологии формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста: алгоритм разработки и возможное содержание общетеоретического, диагностического, методического и результативного блоков технологии.

Ключевые слова: музыкальная культура детей дошкольного возраста, педагогическая технология, алгоритм разработки.

елью музыкального воспитания в дошкольном возрасте является формирование основ музыкальной культуры, которая по сути представляет собой интегрированный показатель состоявшегося музыкального развития, воспитания и образования дошкольника. В связи с этим разрабатываемые педагогические технологии в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста предполагают ориентацию на формирование их музыкальной культуры (как единого качества, так и его отдельных компонентов).

Педагогическая технология является методологией планирования, реализации и оценивания процесса обучения путём учёта технических и человеческих ресурсов для достижения эффективных форм образования (определение ЮНЕСКО). Как термин, заимствованный из технических областей общественной практики, технология предполагает неизбежность заявленного результата, что требует, во-первых, диагностичности цели и задач педагогической технологии [1], во-вторых, достаточно жёсткой регламентированности, алгоритмизированности системы действий, гарантирующей воспроизводимость результатов вне зависимости от различных субъективных факторов (времени, места, личности педагога и др.).

Такое понимание сущности технологии ориентирует педагогическую практику на достижение стандартизированных, унифицированных результатов, что, несомненно, имеет положительное значение, если задачей является формирование знаний, умений и навыков. При необходимости формирования компонентов музыкальной культуры ребёнка, связанных с развитием как музыкальных, так и творческих способностей, интересов, предпочтений, возможность подобной технологичности вызывает некоторые сомнения. Продиктованы они не столько невозможностью разработки содержательной стороны технологии (серий заданий, средств технологии и др.), сколько высокой вероятностью проявления в процессе её реализации некоторых указанных феноменов, выступающих изолятами, не предусмотренных в теоретическом обосновании технологии, и, следовательно, упущенных при формулировании задач. Появление изолятов делает и задачи, и цель технологии не в достаточной мере диагностичными.

Разработчик технологии в данном случае сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, желательно избежать появления подобных изолятов, для чего необходимо многосторонне изучить рассматриваемые феномены (компоненты музыкальной культуры) и предусмотреть возможности как для их диагностики, так и для формирования. Во-вторых, полнота изучения формируемых проявлений неизбежно приводит к утрате простоты их диагностики и рождает значительную многовекторность формирующих воздействий, уводя от очевидной стратегической цели. В связи с этим к педагогическим технологиям в области музыкального воспитания и образования, на наш взгляд, не в полной мере применима подобная технократизация, т.е. возможность реализации «идеальной технологии». Кроме того, многие проявления эстетического сознания, творческих способностей ребёнка требуют личностно ориентированного подхода, учёта индивидуальных особенностей, что не всегда может быть предусмотрено разработчиками.

Таким образом, разрабатываемые технологии формирования музыкальной культуры дошкольников при соблюдении основного требования — гарантированности результата — предполагают некоторую степень вариативности способов взаимодействия субъектов данного процесса.

Разработка технологии может быть алгоритмизирована и будет подразумевать следующие шаги:

1. Чёткое осознание стратегической цели (формирование музыкальной культуры дошкольников), предположительное выделение частной цели (формирование отдельных компонентов).

2. Анализ существующих концепций (например, концепций детства Д.Б. Эльконина, В.Т. Кудрявцева, Д.И. Фельдштейна, В.В. Зеньковского и др.), подходов (антропологический, гуманистический, культурологический, системный, личностно ориентированный, деятельностный и др.), существовавших ранее и современных систем, методик и технологий музыкального воспитания и образования дошкольников.

3. Конкретизация частной цели и спектра задач через анализ структуры предполагаемого к формированию феномена. Оценка диагностичности задач.

4. Разработка диагностических процедур (диагностических заданий, критериев оценки успешности их выполнения, характеристик уровней сформированности или развития). Оптимальным вариантом является использование стандартизированных методик.

5. Формулировка концептуальных положений (опорных культурологических, психолого-педагогических, музыковедческих позиций, выступающих теоретическим обоснованием основной идеи технологии, объясняющих специфичность технологии) и принципов (например, развития в деятельности, гуманизации, природосообразности и индивидуализации, интеграции видов детской музыкальной деятельности, диалогизма в познании музыкальной культуры, развивающего обучения и творческого усвоения музыкального языка, тематизма, цикличности, контрастного сопоставления музыкального репертуара и др.), основных понятий технологии.

6. Отбор необходимого содержания (адаптация выявленного и зафиксированного в музыкальной культуре содержания — музыкального репертуара — к возможностям его продуктивного освоения детьми дошкольного возраста), наиболее оптимальных методов взаимодействия и возможных форм реализации технологии (различные виды традиционных музыкальных занятий, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье; нетрадиционные формы организации музыкального воспитания), педагогических средств (игры, дидактические пособия, зрительная, аудиальная, мультимедийная наглядность и др.).

7. Обоснование этапов реализации технологии, определение задач каждого из них. Выделяемые этапы должны согласовываться с этапами формирования выделенного компонента музыкальной культуры (например, отражать увеличение доли самостоятельности детей дошкольного возраста при развитии музыкально-творческих способностей: этапы подражания, сотворчества, самостоятельной творческой деятельности; этапы усвоения ЗУНов: ознакомительный, освоения, закрепления и др.).

8. Структурирование отобранного содержания, методов и средств в рамках выделенных этапов и форм работы в соответствии с принципами «от простого — к сложному», систематичности, последовательности и др.

9. Проверка эффективности технологии в непосредственной практической деятельности. Подтверждение достоверности полученных различий в сформированности компонентов музыкальной культуры ребёнка при использовании разработанной технологии результатами статистической обработки эмпирических данных.

10. Коррекция содержания, методов, форм и средств технологии. Этот шаг предполагает включение в содержание технологии обнаруженных изолятов (возврат к частной цели и задачам), варьирование методов, форм, доработку средств технологии.

Педагогические технологии формирования музыкальной культуры дошкольников структурно могут быть представлены следующими блоками: общетеоретическим, диагностическим, методическим и результативным.

В общетеоретическом блоке выделяется ряд составляющих:

l цель технологии и спектр задач;

l определение основных понятий;

l  характеристика концептуальных положений технологии.

Для более целостного представления о разработанной технологии необходимо давать её общую характеристику, которая может быть представлена через описание классификационных параметров технологии по Г.К. Селевко [3]. Так, разработанная нами технология формирования музыкальной культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора характеризуется по следующим параметрам: уровню применения — частнометодическая (предметная); философской основе — гуманистическая + культурологическая; основному фактору развития — социогенная + психогенная; концепции усвоения — развивающая + суггестивная; ориентации на личностные структуры — СЭН (сфера эстетических и нравственных качеств личности), ЗУН (знания, умения, навыки), эвристическая; характеру содержания — обучающе-воспитывающая + светская + гуманистическая + регионально-направленная; типу управления — индивидуально-групповая + система малых групп; организационным формам — тематическое сюжетное занятие, развлечение, праздник, дидактическая игра; преобладающим методам — развивающая, игровая, творческая; направлению модернизации — на основе активизации и интенсификации деятельности дошкольников; категории обучаемых — массовая [5].

В диагностическом блоке необходимо:

l раскрыть особенности диагностики феноменов, предполагаемых к формированию;

l подобрать или модифицировать имеющиеся методики диагностики рассматриваемых феноменов (диагностические задания, наблюдения и др.);

l разработать обобщённые характеристики уровней (не менее трёх, а предпочтительнее четырёх) сформированности музыкальной культуры дошкольников.

Поскольку вопрос о диагностичности задач технологии является одним из ключевых в процессе её разработки и подтверждения эффективности, остановимся на нём подробнее. В теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста понятие «диагностика» применяется главным образом к сфере изучения музыкальных и музыкально-творческих способностей детей как выявление уровня развития музыкальных способностей (О.П. Радынова, А.Н. Зимина), отслеживание становления музыкальности (К.В. Тарасова). В работах
Л.С. Ходонович предложена диагностика, сочетающая в себе выявление уровня развития как музыкальных способностей, так и музыкального творчества дошкольников, предложены критерии и показатели, подробно разработана процедура диагностики в процессе проведения серий музыкальных игр [6]. Между тем проблема диагностики многих проявлений музыкальной культуры дошкольников остаётся недостаточно изученной и разработанной. О.П. Радыновой предложены критерии и показатели развития эмоциональной отзывчивости на музыку, основных музыкальных способностей, музыкального мышления и воображения, методы диагностики этих проявлений [2].

Предлагаемые авторами диагностические задания могут с успехом использоваться разработчиками педагогических технологий музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Это тем более видится обоснованным в связи с отсутствием стандартизированных методик в области музыкального воспитания дошкольников.

Трудности разработчика технологии в области создания диагностических заданий связаны с необходимостью диагностики именно тех проявлений, развитие и формирование которых предположительно заложено в разрабатываемой технологии. Поэтому валидность критериев, показателей и диагностических заданий, предложенных в литературе, может подвергаться сомнению. Например, если в основе технологии используется специфический музыкальный материал, то закономерным должно быть использование его и в диагностических заданиях. Таким образом, неизбежным является трансформирование диагностических заданий, подчинение их задачам, заявленным в технологии.

В общих чертах последовательность разработки материалов для диагностики (алгоритм разработки) может быть следующей:

l определение сущности и особенностей проявлений исследуемого качества в данной возрастной группе на основе имеющихся в литературе данных и непосредственных наблюдений;

l выявление критериев и показателей, по которым может быть диагностировано данное качество, и шкалы, где его значения могут быть замерены (номинативная, порядковая, интервальная);

l разработка диагностического задания с учётом оптимального количества диагностируемых в ходе одной процедуры (индивидуально, в подгруппах);

l подбор необходимого материала для диагностики изучаемого качества;

l проведение диагностической процедуры;

l коррекция содержания диагностического задания.

Методический блок технологии призван раскрыть особенности содержания, методов и форм работы, используемых средств. Целесообразно выделить в нём содержательную, процессуальную и инструментальную составляющие.

В содержательной составляющей:

l оговариваются принципы, на основе которых отбирается непосредственный музыкальный репертуар, в наибольшей степени отвечающий цели и задачам технологии;

l предлагается поэтапная система его использования в зависимости от специфики формируемого компонента.

В процессуальной составляющей:

l отбираются или разрабатываются виды заданий, чётко соотносящиеся с задачами технологии (имеющие конкретную развивающую и формирующую направленность);

l оговариваются наиболее эффективные методы и приёмы освоения дошкольниками предложенного содержания;

l определяются оптимальные формы организации музыкальной деятельности детей.

В инструментальной составляющей:

l разрабатывается совокупность средств технологии (аудиоматериал, нотные приложения, наглядные материалы, материал для дидактических игр, игрушки, перечень детских музыкальных инструментов и т.п.).

Результативный блок может быть представлен:

l результатами статистической обработки данных, свидетельствующих о достижении статистически значимых различий между уровнями сформированности компонентов музыкальной культуры (p<0,05) или о наличии статистически значимой тенденции к различиям (p<0,1);

l при оценке результативности в педагогических исследованиях, как правило, использующих шкалы порядка и непараметрические методы анализа (критерий знаков G, Т-критерий Вилкоксона, хи-квадрат Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова и др.). В случае возможности оперирования значениями признака, замеренного в шкалах порядка, возможно использование более мощных параметрических методов (например, t-критерия Стьюдента) [4];

l свидетельствами воспроизводимости элементов технологии или всей технологии целиком (вне зависимости от времени, места и др.).

Постпила 31.01.2014 г.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.

2. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации / О.П. Радынова. — М.: Гном-пресс, 1999.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М., 1998.

4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2002.

5. Современные технологии дошкольного образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина [и др.]. — Минск: БГПУ, 2012.

6. Ходонович, Л.С. Развитие музыкального творчества дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л.С. Ходонович. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

Ольга Анцыпирович,
кандидат педагогических наук,
доцент, Белорусский государственный педагогический университет им.
М. Танка