Search
Пятница 19 Апрель 2024
  • :
  • :

Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в процессе ознакомления детей второй младшей группы с растениями

В статье делается акцент на необходимости взаимодействия с семьёй в процессе формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста; отмечается важность использования таких форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи, которые ставили бы родителей в активную позицию, стимулировали бы проявление ими творчества, самостоятельности, инициативы; характеризуются разнообразные формы взаимодействия с семьёй и наполняются содержанием, связанным с решением задач по теме «Растения» образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи; представления детей о растениях; формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи; активная позиция родителей в процессе взаимодействия с учреждением дошкольного образования.

This article focuses on the need to interact with the family in the formation of ideas about the nature of preschool children; notes the importance of the use of such forms of interaction preschool education and family that would put parents in an active position, would stimulate the expression of their creativity, independence, initiative; characterized by various forms of interaction with family and filled with content related to the solution of problems on «Plants» educational field «Child and nature» of the curriculum of pre-school education.

Key words: interaction preschool education and family; representations of children about plants; forms of interaction between preschool education and family; active position of parents in the process of interaction with the establishment of pre-school education.

Елена Стреха,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методик
дошкольного образования,
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка

Одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования на современном этапе является смещение акцентов и изменение социальных ролей относительно воспитания ребёнка. Если ещё до недавнего времени главная роль в воспитании подрастающего поколения отводилась обществу, то в последние годы произошло признание ведущей роли семьи в воспитании детей. В законе «Об образовании» уважение к семье провозглашается одним из принципов образования. Основная ответственность за воспитание ребёнка возлагается на родителей, а учреждение дошкольного образования, школа и т.п. призваны оказывать помощь в выполнении воспитательных функций, реализации воспитательного потенциала семьи. Современная наука доказывает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребёнка.

Результаты ряда исследований (Ю.П. Азаров, Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, В.П. Дуброва, Т.М. Коростелёва, Т.А. Маркова, В.В. Чечет и др.) позволяют утверждать, что в системе разнообразных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на формирование личности, семья является не просто важным, а необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей. Согласно исследованиям Т.М. Коростелёвой и В.В. Чечета учреждение дошкольного образования и семья являются основополагающими факторами социализации ребёнка дошкольного возраста, взаимодополняющими друг друга. В качестве общности интересов выступает формирующаяся личность ребёнка, проблемы её развития, условия организации образовательной среды.

Семья занимает важное место и в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Анализ семейного воспитания, проведённый Н.Ф. Виноградовой, показывает, что большинство родителей считают экологическое воспитание важным направлением воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем многие не отдают себе отчёта в том, какие при этом можно решать задачи.

Одним из условий успешной работы по формированию у детей представлений о растениях является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.

С этой целью, кроме общепринятых форм работы, ставящих родителей в позицию получателей информации, следует использовать формы, в которых мамы и папы становятся в активную позицию. Они являются не просто зрителями, слушателями, а создателями информации и воплотителями своих идей. Но главное, что в процессе налаживания взаимодействия с родителями, педагоги могут подвести их к пониманию того, что совместные усилия нужны, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития.

Рассмотрим некоторые формы взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования и родителей по вопросам ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями. Эти формы предусматривают совместную деятельность, которая способствует появлению в семье общих интересов, дел. В процессе их реализации общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.

Фотоконкурс «Наши растения»

Тематика данного конкурса может быть конкретизирована. Например, «Наши комнатные растения», «Растения наших цветников», «Наши цветники», «Наш урожай с грядки», «Плоды нашего сада» и др.

Данная форма взаимодействия:

  • вовлекает родителей в жизнь учреждения дошкольного образования;
  • стимулирует желание продемонстрировать свои растения другим;
  • помогает педагогу выявить семьи, которые могут быть вовлечены и в другие формы работы.

Стремясь привлечь родителей к участию в данном конкурсе, необходимо сделать объявление и чётко определить тему, сроки подачи, размеры и количество фотографий, требования к качеству подаваемого материала.

В последующем важно все собранные материалы эстетично оформить, оснастить этикетажем (фамилия автора и название работы) и организовать выставку в доступном месте для восприятия детьми и родителями. Итоги конкурса подвести таким образом, чтобы все участники были награждены дипломами. Наилучшим выходом является продумывание номинаций для награждения. Получение диплома или небольшого подарка будет способствовать тому, что родители и дети с большим удовольствием будут участвовать в других формах работы.

Фотовыставка «Дети и растения»

Данная форма взаимодействия:

  • расширяет возможности всех семей участвовать в конкурсе. В любой семье в семейной фототеке найдутся фотографии детей в парке, около цветника, на огороде, в веночке из цветов, с букетом осенних листьев, поливающих растения, кушающих ягоды, фрукты и т.д.;
  • актуализирует для родителей проблему «ребёнок—растение»; инициирует появление желания родителей сфотографировать ребёнка на фоне или в окружении растений, например, на прогулке в парке, когда он играет с осенними листьями, около цветника, когда нюхает или любуется красивыми цветами и т.д.

Конкурс поделок из природного материала «Удивительные цветы»

Данная форма взаимодействия способствует:

  • проявлению творчества родителей и детей;
  • совместному обсуждению того, какое растение будут изображать, из какого природного материала;
  • совместному сбору материала на природе.

Объявляя тему конкурса, можно оговорить, какой природный материал может быть использован для поделок, например, семена клёна, ясеня, осенние листья, семена одуванчика, бархатцев, ноготков и т.д. После подачи материалов конкурса организуется выставка поделок и награждение всех участников.

Создание альбома «Загадочный мир растений»

Тематика данного альбома может быть конкретизирована. Например, «Загадочный мир деревьев и кустарников», «Загадочный мир овощей», «Загадочный мир фруктов и ягод», «Загадочный мир комнатных растений» и др.

Работу по вовлечению родителей в процесс взаимодействия со своим ребёнком уже на уровне познавательного содержания можно начать с создания альбома «Загадочный мир растений». К оформлению данного альбома привлекаются все семьи группы поочерёдно. Семья, получая альбом на определённый срок, вписывает в него загадки. Можно оговорить условия: предварительно ознакомиться с уже имеющимся содержанием альбома; вместе с детьми разгадать уже записанные загадки, вписать новые о растениях и оформить их рисунками или наклеенными картинками.

Данная форма взаимодействия способствует:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в области использования загадок;
  • организации общения родителей и детей;
  • оформлению альбома, который в последующем будут с удовольствием листать дети, рассматривая рисунки, показывать картинки, которые они наклеивали, вспоминая загадки, которые записывали их родители. Этот альбом можно использовать и в образовательной работе с детьми, так как там представлен тематический подбор загадок о разных растениях.

Семейный проект «Наше любимое растение»

Суть этого семейного проекта заключается в том, что семья, уже имея навык заполнения альбомов, папок, опыт участия в фотовыставке, а также учитывая свои эстетические и познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по близкой для неё теме. Например, выбрав для проекта тему «Наше любимое растение — огонёк», семья собирает информацию о комнатном растении, его интересных народных названиях, многообразии видов, делает подборку художественных произведений, загадок, приданий, легенд о нём. Собранная семьёй информация должна быть оформлена в виде газеты, альбома, мультимедийной презентации и т.д. и представлена в группе. В представлении материалов проекта принимают участие и ребёнок, и его родители, дедушки, бабушки. Взрослые рассказывают, что узнали нового о своём любимом растении, ребёнок может демонстрировать фотографии, поделки. В заключение детям вручается подготовленный в семье альбом, папка и др.

Консультация

Тема консультации должна быть актуальна для родителей в данный момент. Например, в начале учебного года стоит дать консультацию на тему «Особенности представлений детей младшего дошкольного возраста о растениях». Она актуализирует стремление родителей серьёзно присматриваться к своим детям, внимательнее прислушиваться к их высказываниям, выявлять содержание познавательных интересов, задумываться над тем, какими путями дети познают окружающий мир природы. Далее следует давать консультации, тематика которых соответствует содержанию работы с детьми по теме «Растения» образовательной области «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования.

Данная форма взаимодействия способствует:

  • акцентированию внимания родителей на каком-то конкретном вопросе взаимодействия ребёнка с миром растений;
  • усвоению родителями определённых знаний об особенностях растений, находящихся в ближайшем окружении ребёнка;
  • получению родителями квалифицированного совета в разрешении проблемных вопросов.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Почему комнатные растения так называют?»

У каждого в доме есть комнатные растения. Давайте вспомним, как они называются: алоэ, кактус, амариллис, аспарагус, аспидистра, герань, бегония, бальзамин, фиалка, колеус, пеларгония, монстера, гибискус, сансевьера и т.д. Какие-то загадочные, непривычные слова, некоторые из них сложно выговорить даже взрослому! А знаете, почему у этих растений такие непонятные для нас названия? Потому, что все комнатные растения родом издалека, из-за моря, из дальних жарких стран завезены вместе со своими именами.

Но иногда мы слышим, что комнатные растения называют иначе, например: столетник, огонёк, декабрист, щучий хвост, толстянка, китайская роза, ёжик, крапивка, дружная семейка и т.д. Может быть, это какие-то другие растения? Почти всем комнатным растениям наши бабушки-прабабушки давно дали привычные имена-названия. В народных названиях комнатных растений отмечено то сходство с привычным, нашим цветком, то сходство со знакомым животным, даже человеком или природными явлениями. Детям младшего дошкольного возраста более понятны и легки в запоминании, конечно, образные народные названия.

Попробуем разобраться, почему в народе так называют комнатные растения.

Бальзамин чаще всего называют «огоньком». Иногда можно услышать и такие названия как «Ванька мокрый», «Ванька-встанька».

«Огонёк» — потому что всегда цветёт, а цветки, как огоньки, краснеют, радуют.

«Ванька мокрый» — потому что привычный, обычный, особого ухода не требует, только следует поливать почаще, да побольше, чтобы почва всегда была мокрой.

«Ванька-встанька» — потому что, если не полить день или два — поникнет. Зато как воды напьётся сразу повеселеет, листики поднимет.

Колеус«крапивка». Листья четырёхгранные прямостоячие, одревесневающие у основания стебли колеуса по строению очень напоминает крапиву. Он также растёт густо, буйно, любит солнышко и воду.

Гибискус «китайская роза». Растёт, как кустарник, цветёт красными махровыми цветами, по форме напоминающими распустившуюся розу. Но в зависимости от вида, а их насчитывается около трёхсот, цветы имеют разнообразную форму и окраску.

Аукуба «золотое дерево». Существуют формы с однотонными зелёными листьями, но наиболее декоративная и распространённая форма — с пёстрыми листьями. Именно они создают впечатление, будто светятся золотыми солнечными бликами. Отсюда и название — «золотое дерево».

Тема: «Как дома привлечь внимание малышей к комнатным растениям»

В наши дни трудно найти квартиру, в которой не было бы комнатных растений. Особенно важна их роль в наших широтах, где общение детей с растительным миром затруднено в связи с климатическими условиями.

Правильно организованная деятельность детей с комнатными растениями расширяет представления об их разнообразии, прививает навыки ухода за ними, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Но живые растения рядом с детьми — это не только и не столько украшение, это, прежде всего, та живая природа, которая постоянно нуждается в нашей заботе и покровительстве.

Как можно дома привлечь детей 3—4 лет к уходу за комнатными растениями?

Во-первых, ребёнку необходимо предоставить возможность наблюдать за растениями, узнавать от вас, что они живые, видеть ваш пример бережного отношения к ним, понимать, что растения нуждаются в заботе.

Во-вторых, не стоит заставлять ребёнка ухаживать за растениями. Так как, проявляя настойчивость в этом деле, вы нанесёте больше вреда, чем пользы и для растений, и для вашего ребёнка. Привлекать к работе по уходу за комнатными растениями следует тогда, когда он сам проявляет желание.

В-третьих, привлечь внимание детей к комнатным растениям вам помогут простые, но всегда эффективные игровые методы. Например: вместе с детьми сделайте из природного материала (шишек, желудей) забавного человечка или вылепите из цветного пластилина зверька, закрепите его на деревянную шпажку и «поселите» в горшочке с комнатным растением. Можно придумать интересную историю о том, почему ему очень понравилось именно это комнатное растение и почему он с ним будет дружить. Такой помощник подскажет малышам, что пора полить растение, или однажды попросит подрыхлить почву, или убрать с листочков пыль.

В-четвёртых, используя такую особенность восприятия детьми, как анимизм, т.е. восприятие природных объектов «на равных», стоит попробовать вместе придумать имена для ваших комнатных растений. Тогда они приобретут для детей особое значение.

В-пятых, обратить внимание детей на то, что для каждого комнатного растения горшочек с землёй — это его домик. Вместе вы можете украшать горшочки к празднику. Это могут быть календарные праздники или придуманные вами, например, «День рождения “Огонька”». Для украшения вам подойдёт любой материал, скотч и фантазия. Немного терпения — и горшочек у комнатного растения превратится в настоящее произведение искусства. Следует вместе с детьми продумать и то, как будут размещаться детали украшения, чтобы они не мешали поливу и не намокали. К растению в таком горшочке дети проявят гораздо больше внимания, ведь они будут видеть результат своего труда.

В-шестых, всегда следует помнить о цели привлечения внимания детей к комнатным растениям — это не только ознакомление с ними, но и воспитание бережного отношения. Всегда проявляйте искреннюю заботу о растениях, ведь они живые, тревогу за состояние растения, если оно заболело и никогда не допускайте его гибели. Ведь нравственный опыт, полученный ребёнком, намного важнее определённого количества научных знаний.

Таким образом, взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи поможет ребёнку осознать своё место в природе, почувствовать своё единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.

Поступила в редакцию 30.12.2014 г.

Литература:

  1. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  2. Петрыкевіч, А.А. Стаць сапраўднымі партнёрамі / А.А. Петрыкевіч // Адукацыя і выхаванне. — 1994. — № 9. — С. 83—86.