Search
Вторник 19 Март 2024
  • :
  • :

Адаптированный зрительный тренажёр

Татьяна КАШТАНОВА,

учитель-дефектолог

высшей категории,

ясли-сад № 16 г.Витебска

 

Работа с детьми в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее — ПКПП) выявила проблему недостаточной эффективности выполнения артикуляционных упражнений и отсутствия мотивации к этому процессу у большинства воспитанников с различными нарушениями речи.

Поскольку современного ребёнка дошкольного возраста сложно удивить обычными дидактическими играми, карточками, иллюстрациями, то возникла идея создания адаптированного зрительного тренажёра — многофункционального пособия, которое носило бы занимательно-игровой характер, активно стимулируя развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, превращало ребёнка в активного участника образовательного процесса, что является одной из приоритетных задач системы дошкольного образования в Республике Беларусь.

Из листа оцинкованной жести были изготовлены панно чёрного цвета: съёмное настенное (110×60 см) и в форме круга (диаметр 50 см). Из самоклеящейся бумаги белого цвета — линии-полоски и стрелки разных размеров, прикреплённые к магнитному винилу. Как известно, контраст — основное условие зрительного восприятия. Сочетание чёрного и белого позволило исключить лишнее и сосредоточиться на главном: этим обусловлен выбор цветовой гаммы деталей и самого панно. Магнитный способ крепления деталей — возможность сохранения графического изображения как при горизонтальном, так и при вертикальном расположении, что позволяет размещать зрительный тренажёр на стене, возле зеркала в зоне индивидуальной работы, на поверхности рабочего стола (вариант круглой формы чаще используется на горизонтальной поверхности).

Для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук были использованы различные по размеру и форме фигуры: гибкие стрелки, плоские звёздочки, рельефные буквы и цифры. Благодаря флуоресцентным фигурам в форме звёзд и месяца, которые «заряжаются» от освещения и светятся в темноте, появилась возможность подарить детям атмосферу сказки и способствовать созданию условий для развития у них воображения, концентрации внимания и зрительных ощущений при выполнении заданий учителя-дефектолога.

Зрительная гимнастика для воспитанников стала увлекательным занятием. Каждый мог придумать свою схематичную модель «созвездия», состоящего из больших и маленьких звёздочек, по которым осуществлял прослеживающие движения глазами, выполняя упражнения для снятия зрительного утомления.

Используя адаптированный зрительный тренажёр, удалось превратить нелюбимое многими детьми выполнение артикуляционных упражнений в активный творческий процесс. Как известно, артикуляционная гимнастика — метод формирования артикуляционного уклада. Её цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Сначала воспитанник знакомился с отдельными упражнениями артикуляционной гимнастики, выполняя каждое из них перед зеркалом: ребёнку необходимо было видеть, что делает его язык. По мере освоения упражнения зеркало убиралось, а на «небе» «загоралась» звёздочка — результат правильного выполнения упражнения. Её на панно прикреплял сам ребёнок, анализируя и оценивая свои достижения (конечно, с помощью учителя-дефектолога).

Следующий этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Овладев рядом артикуляционных упражнений, переходили к освоению серии последовательных движений, направленных на выработку основных артикуляционных укладов, подготавливая базу для уточнения и произнесения нарушенных звуков.

На адаптированном зрительном тренажёре комплекс упражнений артикуляционной гимнастики представлен в виде «созвездия», где все звёздочки-фигурки соединены между собой стрелками в определённую графическую схему. Количество звёздочек соответствует количеству упражнений комплекса артикуляционной гимнастики. Стрелками указывается последовательность выполнения упражнений. Правильное выполнение всех упражнений приводит к появлению долгожданного звука, поэтому каждое созвездие получило его имя: «р», «л», «с», «ш» и т.д. Размеры, форма созвездия каждый раз создавались ребёнком самостоятельно. Сначала это могли быть просто ломаные линии, затем они приобретали форму буквы. Эта графическая схема-«созвездие» на данном занятии одновременно являлась и зрительным тренажёром.

Таким образом, подготавливая артикуляционную базу для произнесения звуков, мы работали над снятием зрительного утомления, концентрацией внимания воспитанников при развитии артикуляционной моторики.

Использование адаптированного зрительного тренажёра на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ПКПП позволило повысить продуктивность и качество образовательного процесса по формированию основных артикуляционных укладов, сформировать у воспитанников устойчивую мотивацию к выполнению заданий учителя-дефектолога, а также способствовало развитию навыков самоконтроля. Было отмечено, что с момента использования тренажёра у воспитанников значительно повысилась мотивация к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики дома, появился интерес к посещению коррекционных занятий учителя-дефектолога.

Возможности адаптированного зрительного тренажёра, при условии творческого подхода, велики и позволяют не только повысить интерес детей ПКПП к коррекционным занятиям, но и значительно сократить время на формирование артикуляционного уклада и, тем самым, ускорить процесс постановки нарушенных звуков; активизировать внимание родителей к проблеме коррекции звукопроизношения и обучить их занимательному и эффективному приёму работы с детьми.

Адаптированный зрительный тренажёр может быть использован на коррекционных занятиях не только для проведения зрительной гимнастики и работы по развитию артикуляционной моторики, но и для развития речевого дыхания, модуляции голоса, автоматизации поставленных звуков в слогах и словах. Идеально подходит и для занятий по обучению грамоте. Для этого всего лишь необходимо дополнить его некоторыми деталями-буквами.

Созданное пособие может быть использовано учителями-дефектологами в работе с детьми ПКПП, а также воспитателями дошкольного образования и родителями.