В статье рассматриваются особенности понятия «эвристическая деятельность дошкольника», даются её основные характеристики. Раскрыт процесс организации эвристической деятельности детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Он включает в себя три этапа, условно обозначенных как: игровой (цель — активизация потребности, а затем формирование мотивов и целей предстоящей деятельности), обучающий (цель — формирование у детей инструментальных навыков и умений, необходимых в эвристической деятельности), эвристический (цель — постепенное подключение детей к самостоятельному прохождению основных стадий эвристической деятельности). Все они строятся с учётом возможности освоения представлений об окружающем мире, усложнения детской деятельности, изменения роли взрослого.
В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально-творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка. В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности, которая позволяет дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные модели, модельные образы и т.д.
Эвристическую деятельность дошкольника мы рассматриваем как творческую деятельность, в большей или меньшей степени организованную педагогом, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, направленную на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта). Основными характеристиками такой деятельности выступают: преднамеренность, наличие проблемной ситуации или творческой задачи, субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности, личностная значимость.
Наше исследование показало, что специфической особенностью эвристической деятельности дошкольников как деятельности творческого характера являются: субъективная значимость для каждого ребёнка как процесса самой деятельности, так и результата, её исследовательский характер, а также возможность открытия для себя парадоксального пути познания. Следует подчеркнуть огромную роль взрослого в данном виде деятельности, который является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности ребёнка. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый является советчиком, партнёром, ориентиром в осуществлении эвристической деятельности. Побудителем, толчком к эвристической деятельности служит неудовлетворённость потребности в предмете, которая требует его изменения.
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования эвристическая деятельность позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Такая деятельность вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность, развитие речи, а также активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Использование эвристической деятельности в образовательном процессе учреждения дошкольного образования должно быть систематичным, непрерывным и занимать длительный временной интервал (в течение всего учебного года). Педагоги используют следующие формы её организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Такая деятельность может организовываться как часть или целое занятие по образовательным областям «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения» или интегрироваться с занятиями по другим образовательным областям, а также как самостоятельная деятельность детей в игровой форме.
Подбирая содержание для проведения эвристической деятельности в дошкольном учреждении, следует опираться на раздел «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования, поскольку наиболее эффективна, на наш взгляд, деятельность дошкольников в такой естественной информационной среде, как мир природы, когда на первый план выдвигается «локальная» новизна исследования. Дети проявляют интерес к познанию объектов как живой, так и неживой природы. В этих областях они могут исследовать:
— свойства и функции объектов неживой природы;
— некоторые особенности строения, развития и жизнедеятельности человека и животных;
— влияние факторов неживой природы на жизнь растений, животных, человека и механизмы приспособления к ним;
— взаимосвязанность и взаимозависимость объектов живой и неживой природы.
Большой интерес у детей вызывают приборы, с помощью которых человек исследует объекты живой и неживой природы.
Наше исследование показало, что эвристическая деятельность дошкольника в образовательном процессе так же, как и творческая деятельность взрослого, включает следующие составляющие:
1. Выделение и постановка проблемы. Дети самостоятельно или с помощью педагога определяют в картотеке то природное явление, которое ему хочется исследовать. Их выбор обусловливают вопросы, возникающие в процессе деятельности, в результате чего формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между явлениями окружающего.
2. Поиск путей решения проблемы. В результате анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. И тут важно, чтобы ни одно высказывание детей не осталось без внимания, все предположения должны быть обсуждены, зафиксированы в виде схематических рисунков.
3. Проведение наблюдений, опытов. Возникшие высказывания способствуют проведению наблюдений, опытов, где проверяются предположения детей. Результаты опытов фиксируются в схемах, рисунках детей.
4. Обсуждение итогов, формулировка выводов. Полученные результаты анализируются и представляются в виде устного сообщения и зарисовках.
В ходе проведения экспериментальной работы по данной методике было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что ребёнок старшего дошкольного возраста способен пройти через все эти стадии, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается работа.
При организации эвристической деятельности на всех её стадиях основным средством являются графические опоры, такие как: схема проведения элементарного опыта и эксперимента, схема создания модели; результаты наблюдения, составленные в виде рисунков-прогнозов, схемы-опоры для выступления.
Эвристическая деятельность детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью двух основных групп методов: организации эвристической деятельности в игровой форме (репродуктивного) и эвристического (продуктивного). Использование данных методов в образовательном процессе может осуществляться с помощью следующего алгоритма: первоначально педагог использует игровые репродуктивные методы (игры-упражнения, игры-викторины, игры-путешествия), следующим шагом является включение эвристических (продуктивных) методов (эвристическая беседа, решение проблемных ситуаций, моделирование, детское экспериментирование и опыты). Включение в работу эвристических методов происходит в сочетании с таким игровым методом, как сюжетно-дидактическая игра.
Организация эвристической деятельности происходит постепенно и включает в себя три этапа, условно обозначенные нами как игровой, обучающий и эвристический. Они выстроены с учётом возможности освоения детьми содержания представлений о природе, усложнения детской деятельности, изменения роли взрослого.
I этап — игровой
Целью является активизация у детей потребности, а затем формирование мотивов предстоящей деятельности. В психолого-педагогических исследованиях установлена тесная взаимосвязь протекания психических процессов от потребности и мотивов, которые побуждают детей к осуществлению этих процессов.
Проблема мотивации относительно эвристической деятельности приобретает особое значение. Адекватными для творчества мотивами являются интерес и любовь к самой деятельности. Известно, что в основе формирования интереса и любви к творческой, а, следовательно, и эвристической деятельности лежат положительные эмоции, получаемые от её процесса и результата. Таким образом, очевидна необходимость создания ситуации успеха, т.е. целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых появляется возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельному ребёнку, так и всему коллективу.
Для успешной эвристической деятельности в группе учреждения дошкольного образования создаётся развивающая предметно-пространственная среда, которая должна:
— соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы «зоны ближайшего и актуального развития» (Л.С. Выготский);
— соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать в себе как консервативные (уже известные) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддьяков);
— удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать его самоутверждению;
— быть функционально комфортной для ребёнка и взрослого.
Развивающая среда группы учреждения дошкольного образования может включать в себя следующие микроблоки (уголки): «экспериментатора», «мастера», «всезнайки», моделирования, природы.
Следует отметить, что, учитывая возрастные особенности, эвристическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе учреждения дошкольного образования можно организовать в виде сюжетно-дидактической игры «Институт “Познайка”», которая осуществляется в течение всего учебного года и наполняется разнообразным содержанием.
На данном этапе проводится беседа «Мы — исследователи». Педагог рассказывает детям о работе учёных, которые занимаются научными исследованиями. Он объясняет, что прежде чем дети начнут осуществлять деятельность в «Институте “Познайка”», необходимо пройти «курсы молодых учёных». Этому посвящён второй этап.
II этап — обучающий
Целью становится формирование у детей инструментальных навыков и умений, необходимых в эвристической деятельности.
Организуются «курсы молодых учёных», на которых проводятся обучающие упражнения. Приёмы творческой деятельности играют ведущую роль на стадиях постановки (принятия) проблемы и генерирования идеи (рождения замысла). Анализ работ психологов и педагогов по проблемам творчества (А.А. Барташникова, И.Я. Лернера, А.Н. Лука и др.) позволил выделить приёмы, оптимизирующие первый (постановка проблемы, переформулирование, постановка вопросов) и второй этапы творчества (комбинирование, ассоциирование, поиск аналогий, альтернативы, генерирование идей). Специальные упражнения для формирования вышеназванных приёмов эвристической деятельности представлены в таблице.
Приёмы эвристической деятельности
|
Игровые упражнения
|
Переформулирование | «Познаём этот мир», «Наблюдение», «Кто больше», «Похоже — не похоже» |
Постановка проблем и вопросов | «Рассмотрим картинки», «Почемучка», «Какие вопросы мог бы задать тебе котёнок на картинке?», «Угадай, о чём спросили» |
Комбинирование | «Фантазёры», «Дорисуй», «Придумай начало рассказа» |
Ассоциирование | «Значения предмета», «Объясни-ка», «Как понимаешь пословицу, поговорку» |
Поиск аналогий | «Упражнения на обстоятельства», «Если бы я был...» |
Поиск альтернативы |
«Продолжи рассказ», «Почему так получилось», «Что делать, если…» |
Генерирование идей | «Найди возможную причину события», «То, чего не может быть», «Что делать, если…» |
На данном этапе происходит обучение детей изготовлению графических опор. Используются такие формы организации деятельности: а) групповое (или парное) составление графических опор, так как именно совместная деятельность со сверстниками является, по мнению исследователей, промежуточным звеном между несамостоятельной и самостоятельной деятельностью; б) дополнение опоры необходимой информацией по изучаемой теме. Первоначально педагог предлагает дошкольникам творческое задание, формулирует содержащуюся в нём проблему, совместно с ними выдвигает предположения. Для управления деятельностью детей можно использовать ряд приёмов: «по аналогии», «наводящих вопросов» и т.д.
Умения, полученные в учреждении дошкольного образования, дети закрепляют дома в процессе проведения серии элементарных опытов с родителями: «Вулкан», «Вырастим кристалл», «Острота слуха», «Опыты с желатином».
III этап — эвристический
Цель — постепенное подключение детей к самостоятельному прохождению основных стадий эвристической деятельности.
На специальном занятии вместе с несколькими детьми педагог демонстрирует стадии проведения эвристической деятельности. Дети совместно выбирают из картотеки наиболее понравившееся задание и приступают к его выполнению. Начинает работать «Институт “Познайка”», организуются когнитивные (исследование объекта, проведение опытов, поиск способов подтверждения предположений, выделение общего и отличного в разных предметах), креативные (сделай по-своему, образ, изготовление), оргдеятельностные (выступление, рефлексия, оценка) задания.
Распределение функций между педагогом и детьми осуществляется таким образом, что часть действий (например, подбор и составление необходимых эвристических заданий) совершает педагог, часть (а именно выполнение задания с использованием приёма) дети выполняют совместно с ним, а проверку правильности хода рассуждений и полученных результатов дошкольники проводят самостоятельно.
На данном этапе дети вместе с родителями дома создают несложные модели, проводят свои опыты и эксперименты.
В заключение следует отметить, что поэтапное внедрение в образовательный процесс учреждения дошкольного образования эвристической деятельности осуществляется при наличии следующих условий: создание благоприятной предметно-развивающей среды, поэтапность усложнения эвристических заданий, реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям, тесное сотрудничество с родителями дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.
3. Организация эвристической деятельности старших дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей и родителей / сост. Е.И. Смолер. — Минск: БГПУ, 2004.
4. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
6. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.
Елена СМОЛЕР,
кандидат педагогических наук, доцент