Search
Среда 11 Сентябрь 2024
  • :
  • :

Эвристическая деятельность в образовательном процессе учреждения дошкольного образования

В статье рассматриваются особенности понятия «эвристическая деятельность дошкольника», даются её основные характеристики. Раскрыт процесс организации эвристической деятельности детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.

Он включает в себя три этапа, условно обозначенных как: игровой (цель — активизация потребности, а затем формирование мотивов и целей предстоящей деятельности), обучающий (цель — формирование у детей инструментальных навыков и умений, необходимых в эвристической деятельности), эвристический (цель — постепенное подключение детей к самостоятельному прохождению основных стадий эвристической деятельности). Все они строятся с учётом возможности освоения представлений об окружающем мире, усложнения детской деятельности, изменения роли взрослого.

В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально-творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка. В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития  самосознания дошкольника.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности, которая позволяет дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные модели, модельные образы и т.д.

Эвристическую деятельность дошкольника мы рассматриваем как творческую деятельность, в большей или меньшей степени организованную педагогом, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, направленную на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта). Основными характеристиками такой деятельности выступают: преднамеренность, наличие проблемной ситуации или творческой задачи, субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности, личностная значимость.

Наше исследование показало, что специфической особенностью эвристической деятельности дошкольников как деятельности творческого характера являются: субъективная значимость для каждого ребёнка как процесса самой деятельности, так и результата, её исследовательский характер, а также возможность открытия для себя парадоксального пути познания. Следует подчеркнуть огромную роль взрослого в данном виде деятельности, который является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности ребёнка. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый является советчиком, партнёром, ориентиром в осуществлении эвристической деятельности. Побудителем, толчком к эвристической деятельности служит неудовлетворённость потребности в предмете, которая требует его изменения.

В образовательном процессе учреждения дошкольного образования эвристическая деятельность позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Такая деятельность вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность, развитие речи, а также активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Использование эвристической деятельности в образовательном процессе учреждения дошкольного образования должно быть систематичным, непрерывным и занимать длительный временной интервал (в течение всего учебного года). Педагоги используют следующие формы её организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Такая деятельность может организовываться как часть или целое занятие по образовательным областям «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения» или интегрироваться с занятиями по другим образовательным областям, а также как самостоятельная деятельность детей в игровой форме.

Подбирая содержание для проведения эвристической деятельности в дошкольном учреждении, следует опираться на раздел «Ребёнок и природа» учебной программы дошкольного образования, поскольку наиболее эффективна, на наш взгляд, деятельность дошкольников в такой естественной информационной среде, как мир природы, когда на первый план выдвигается «локальная» новизна исследования. Дети проявляют интерес к познанию объектов как живой, так и неживой природы. В этих областях они могут исследовать:

— свойства и функции объектов неживой природы;

— некоторые особенности строения, развития и жизнедеятельности человека и животных;

— влияние факторов неживой природы на жизнь растений, животных, человека и механизмы приспособления к ним;

— взаимосвязанность и взаимозависимость объектов живой и неживой природы.

Большой интерес у детей вызывают приборы, с помощью которых человек исследует объекты живой и неживой природы.

Наше исследование показало, что эвристическая деятельность дошкольника в образовательном процессе так же, как и творческая деятельность взрослого, включает следующие составляющие:

1. Выделение и постановка проблемы. Дети самостоятельно или с помощью педагога определяют в картотеке то природное явление, которое ему хочется исследовать. Их выбор обусловливают вопросы, возникающие в процессе деятельности, в результате чего формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между явлениями окружающего.

2. Поиск путей решения проблемы. В результате анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. И тут важно, чтобы ни одно высказывание детей не осталось без внимания, все предположения должны быть обсуждены, зафиксированы в виде схематических рисунков.

3. Проведение наблюдений, опытов. Возникшие высказывания способствуют проведению наблюдений, опытов, где проверяются предположения детей. Результаты опытов фиксируются в схемах, рисунках детей.

4. Обсуждение итогов, формулировка выводов. Полученные результаты анализируются и представляются в виде устного сообщения и зарисовках.

В ходе проведения экспериментальной работы по данной методике было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что ребёнок старшего дошкольного возраста способен пройти через все эти стадии, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается работа.

При организации эвристической деятельности на всех её стадиях основным средством являются графические опоры, такие как: схема проведения элементарного опыта и эксперимента, схема создания модели; результаты наблюдения, составленные в виде рисунков-прогнозов, схемы-опоры для выступления.

Эвристическая деятельность детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью двух основных групп методов: организации эвристической деятельности в игровой форме (репродуктивного) и эвристического (продуктивного). Использование данных методов в образовательном процессе может осуществляться с помощью следующего алгоритма: первоначально педагог использует игровые репродуктивные методы (игры-упражнения, игры-викторины, игры-путешествия), следующим шагом является включение эвристических (продуктивных) методов (эвристическая беседа, решение проблемных ситуаций, моделирование, детское экспериментирование и опыты). Включение в работу эвристических методов происходит в сочетании с таким игровым методом, как сюжетно-дидактическая игра.

Организация эвристической деятельности происходит постепенно и включает в себя три этапа, условно обозначенные нами как игровой, обучающий и эвристический. Они выстроены с учётом возможности освоения детьми содержания представлений о природе, усложнения детской деятельности, изменения роли взрослого.

I этап — игровой

Целью является активизация у детей потребности, а затем формирование мотивов предстоящей деятельности. В психолого-педагогических исследованиях установлена тесная взаимосвязь протекания психических процессов от потребности и мотивов, которые побуждают детей к осуществлению этих процессов.

Проблема мотивации относительно эвристической деятельности приобретает особое значение. Адекватными для творчества мотивами являются интерес и любовь к самой деятельности. Известно, что в основе формирования интереса и любви к творческой, а, следовательно, и эвристической деятельности лежат положительные эмоции, получаемые от её процесса и результата. Таким образом, очевидна необходимость создания ситуации успеха, т.е. целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых появляется возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельному ребёнку, так и всему коллективу.

Для успешной эвристической деятельности в группе учреждения дошкольного образования создаётся развивающая предметно-пространственная среда, которая должна:

— соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы «зоны ближайшего и актуального развития» (Л.С. Выготский);

— соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать в себе как консервативные (уже известные) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддьяков);

— удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать его самоутверждению;

— быть функционально комфортной для ребёнка и взрослого.

Развивающая среда группы учреждения дошкольного образования может включать в себя следующие микроблоки (уголки): «экспериментатора», «мастера», «всезнайки», моделирования, природы.

Следует отметить, что, учитывая возрастные особенности, эвристическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе учреждения дошкольного образования можно организовать в виде сюжетно-дидактической игры «Институт “Познайка”», которая осуществляется в течение всего учебного года и наполняется разнообразным содержанием.

На данном этапе проводится беседа «Мы — исследователи». Педагог рассказывает детям о работе учёных, которые занимаются научными исследованиями. Он объясняет, что прежде чем дети начнут осуществлять деятельность в «Институте “Познайка”», необходимо пройти «курсы молодых учёных». Этому посвящён второй этап.

II этап — обучающий

Целью становится формирование у детей инструментальных навыков и умений, необходимых в эвристической деятельности.

Организуются «курсы молодых учёных», на которых проводятся обучающие упражнения. Приёмы творческой деятельности играют ведущую роль на стадиях постановки (принятия) проблемы и генерирования идеи (рождения замысла). Анализ работ психологов и педагогов по проблемам творчества (А.А. Барташникова, И.Я. Лернера, А.Н. Лука и др.) позволил выделить приёмы, оптимизирующие первый (постановка проблемы, переформулирование, постановка вопросов) и второй этапы творчества (комбинирование, ассоциирование, поиск аналогий, альтернативы, генерирование идей). Специальные упражнения для формирования вышеназванных приёмов эвристической деятельности представлены в таблице.

 

Приёмы эвристической деятельности

Игровые упражнения

Переформулирование «Познаём этот мир», «Наблюдение», «Кто больше», «Похоже — не похоже»
Постановка проблем и вопросов «Рассмотрим картинки», «Почемучка», «Какие вопросы мог бы задать тебе котёнок на картинке?», «Угадай, о чём спросили»
Комбинирование «Фантазёры», «Дорисуй», «Придумай начало рассказа»
Ассоциирование «Значения предмета», «Объясни-ка», «Как понимаешь пословицу, поговорку»
Поиск аналогий «Упражнения на обстоятельства», «Если бы я был...»
Поиск
альтернативы
«Продолжи рассказ», «Почему так получилось», «Что делать, если…»
Генерирование идей «Найди возможную причину события», «То, чего не может быть», «Что делать, если…»

На данном этапе происходит обучение детей изготовлению графических опор. Используются такие формы организации деятельности: а) групповое (или парное) составление графических опор, так как именно совместная деятельность со сверстниками является, по мнению исследователей, промежуточным звеном между несамостоятельной и самостоятельной деятельностью; б) дополнение опоры необходимой информацией по изучаемой теме. Первоначально педагог предлагает дошкольникам творческое задание, формулирует содержащуюся в нём проблему, совместно с ними выдвигает предположения. Для управления деятельностью детей можно использовать ряд приёмов:  «по аналогии»,  «наводящих вопросов» и т.д.

Умения, полученные в учреждении дошкольного образования, дети закрепляют дома в процессе проведения серии элементарных опытов с родителями: «Вулкан», «Вырастим кристалл», «Острота слуха», «Опыты с желатином».

III этап — эвристический

Цель — постепенное подключение детей к самостоятельному прохождению основных стадий эвристической деятельности.

На специальном занятии вместе с несколькими детьми педагог демонстрирует стадии проведения эвристической деятельности. Дети совместно выбирают из картотеки наиболее понравившееся задание и приступают к его выполнению. Начинает работать «Институт “Познайка”», организуются когнитивные (исследование объекта, проведение опытов, поиск способов подтверждения предположений, выделение общего и отличного в разных предметах), креативные (сделай по-своему, образ, изготовление), оргдеятельностные (выступление, рефлексия, оценка) задания.

Распределение функций между педагогом и детьми осуществляется таким образом, что часть действий (например, подбор и составление необходимых эвристических заданий) совершает педагог, часть (а именно выполнение задания с использованием приёма) дети выполняют совместно с ним, а проверку правильности хода рассуждений и полученных результатов дошкольники проводят самостоятельно.

На данном этапе дети вместе с родителями дома создают несложные модели, проводят свои опыты и эксперименты.

В заключение следует отметить, что поэтапное внедрение в образовательный процесс учреждения дошкольного образования эвристической деятельности осуществляется при наличии следующих условий: создание благоприятной предметно-развивающей среды, поэтапность усложнения эвристических заданий, реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям, тесное сотрудничество с родителями дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.

3. Организация эвристической деятельности старших дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей и родителей / сост. Е.И. Смолер. — Минск: БГПУ, 2004.

4. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.

6. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.

Елена СМОЛЕР,
кандидат педагогических наук, доцент