Search
Понедельник 24 Июль 2017
  • :
  • :

Современные технологии в дополнительном образовании педагогов

В статье рассматриваются современные технологии, которые используются в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в дополнительном образовании (повышении квалификации и переподготовке) воспитателей дошкольного образования.

Основные подходы в 2013 году были разработаны и апробированы в рамках научно-исследовательской темы «Разработать методическое обеспечение итоговой аттестации воспитателей дошкольного образования при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации», выполненной по заданию Министерства образования Республики Беларусь. Результатом данной исследовательской практики являются: дистанционное применение педагогами контрольно-измерительных материалов для подготовки к квалификационным экзаменам, электронные ресурсы с содержанием программ экзамена на присвоение высшей квалификационной категории, технология дистанционной формы повышения квалификации в системе Moodle с использованием разнообразных онлайновых ресурсов.

Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, технологии дополнительного образования, дистанционная форма обучения, сетевая педагогика, компетентностный и личностно-ориентированный подходы, контрольно-измерительные материалы (тестовые задания), аттестация педагогов, мотивация к деятельности, самооценивание.

Введение

В ситуации всёвозрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования актуализируется необходимость первоочередного решения задач по формированию профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования.

Современное общество предполагает, что воспитатель:

  • умеет мыслить и действовать сообразно современным нормам профессиональной педагогической деятельности;
  • обладает концептуальным мировоззрением и гуманистическими ценностными установками;
  • имеет рефлексивно-аналитические, креативные, проектно-технологические, организаторские, коммуникативные и исследовательские способности.

Сегодня педагогическим работникам для постоянного и непрерывного повышения профессионального уровня требуются разнообразные условия и реальные возможности, которые, прежде всего, реализуются в системе дополнительного образования взрослых [1]. Этот уровень образования в последние годы претерпевает значительные изменения как в содержательном компоненте, так и в технологическом.

Новые подходы к качеству дополнительного образования педагогов предполагают не только обновлённое содержание, но и системный, непрерывный характер образовательной деятельности, включающий в себя периодические аттестационные процедуры с возможностью получения соответствующей квалификационной категории. Присвоение квалификационных категорий педагогическим работникам системы дошкольного образования предполагает своевременное и качественное сопровождение данного процесса на всех уровнях профессионального развития специалиста.

В 2013 году по заданию Министерства образования Республики Беларусь выполнена научно-исследовательская работа (государственный регистрационный № 20130381) по теме «Разработать методическое обеспечение итоговой аттестации воспитателей дошкольного образования при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации». Организация-исполнитель — государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее — академия), научный руководитель — В.Н. Шашок.

В ходе исследования разработаны и апробированы механизмы образовательного процесса в условиях дополнительного образования взрослых (конкретнее, повышения квалификации), позволяющие успешно использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения образовательной активности педагогов и улучшения качества их образования.

Основная часть

Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны и представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему. Оно призвано решать задачи обеспечения потребностей специалистов в профессиональном совершенствовании.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых, в том числе и программы повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования, направлены на их профессиональное совершенствование, освоение эффективных методов, современных технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование навыков для присвоения новой квалификации.

Результатом непрерывного образования специалистов должен быть новый уровень их профессионального статуса. К примеру, воспитатель дошкольного образования, имеющий вторую квалификационную категорию, проработав в соответствующей должности количество лет, определённое законодательством, имеет полное право претендовать на присвоение первой квалификационной категории, где одним из важных условий является успешное освоение образовательной программы повышения квалификации, завершающееся итоговой аттестацией.

Итоговая аттестация педагогов в процессе повышения их квалификации проводится в одной из следующих форм:

— защита выпускной работы, реферата;

— экзамен (квалификационный экзамен);

— зачёт;

— собеседование.

Понятие и структура этого вида аттестации опосредованы нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании, где прописано, что «итоговая аттестация — это определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ и (или) индивидуальных планов работы аспирантов, адъюнктов, докторантов, соискателей в ходе и (или) при завершении получения образования» [1].

Аттестация — это обязательное условие в деятельности любого специалиста в любой профессии. Это принятая и постоянно реализуемая форма проверки профессиональных компетенций, которая обязательно проводится периодически везде.

Как и любая проверка, она таит в себе мало приятного для конкретного человека-работника (специалиста). Более того, заставляет «напрягаться» в проверяемой деятельности, концентрироваться на проверяемых компетенциях, способствует мобилизации всех личностно-профессиональных активностей и проявлению по максимуму всего, на что ты способен в профессии.

Однако для совершенствования качества самой профессии, профессиональной деятельности в отдельно взятой организации (учреждении) разные аттестационные мероприятия всех специалистов и самой организации в целом способствуют развитию как этой организации, так и её сотрудников в частности. Главное при аттестации —  соблюдать принципы открытости, коллегиальности, системности и целостности экспертных оценок и их максимально объективного характера.

При соблюдении данных подходов может быть достигнута основная цель аттестационных мероприятий — расширение профессионального уровня и совершенствование профессиональной компетентности педагогов.

В широком понимании аттестация (от фр. аttestation, от лат. attestatio — свидетельство, подтверждение) — это:

  • определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям (продукция, рабочие места и др.);
  • отзыв, заключающий в себе изложение фактов и их оценку; характеристика.

Актуальными формами аттестации воспитателей дошкольного образования сегодня являются две их разновидности:

  • итоговая аттестация при освоении учебных программ повышения квалификации;
  • аттестация в процессе подтверждения или присвоения квалификационной категории.

В качестве методологических подходов проведения итоговой аттестации педагогических работников системы дошкольного образования, на наш взгляд, могут быть определены компетентностный и личностно ориентированный.

Построение концепции итоговой аттестации согласно современным требованиям, а также тот факт, что объектом оценивания в ходе аттестации является профессиональная компетентность педагогических работников, обусловливают необходимость обращения к компетентностному подходу [6]. Цели и задачи данного подхода в образовании раскрываются через содержание понятий «компетенция» и «компетентность», которые достаточно подробно рассматриваются в научно-педагогической литературе. Здесь мы лишь отметим, что «компетенция» — комплекс продуктивно приобретённых знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности. Компетентность же определяет способность применить указанный комплекс в профессиональной сфере.

В соответствии с этим цель компетентностного подхода в образовании — достижение интегрированного результата — компетентности — через приобретение компетенций. Данный подход призван сформировать компетентного специалиста, способного адаптироваться к произвольным профессиональным условиям и изменениям на профессиональном рынке труда [4].

На этом основании можно сделать вывод о том, что компетентностный подход в процессе аттестации обеспечивает нацеленность критериально-оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом. Целесообразное использование положений данного подхода позволяет определить место компетентности в структуре профессиональной деятельности педагогических работников.

Основные положения личностно-ориентированного подхода характеризуют личность как субъект деятельности, который, формируясь в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. Деятельность взрослых участников образовательного процесса направлена на достижение качества образования на основе эффективных педагогических технологий. Достижение качества возможно лишь с учётом социальной составляющей этой системы — людей, их межличностных связей и отношений, качества выстраиваемого взаимодействия при выполнении совместной деятельности.

В ходе такой деятельности достигается не только определённый практический результат, но и формируются отношения людей друг к другу, а также происходит развитие психики и сознания (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалёв, Л.В. Занков, А.Г. Здравомыслов, Я.Л. Коломинский, Н.В. Мясищев, А.В. Толстых, Е.А. Панько, Т.В. Сенько, Т.А. Репина, И.Ф. Харламов, Г.П. Щедровицкий и др.).

Субъектная позиция педагога в процессе повышения собственной квалификации, в первую очередь, определяется наличием мотивации на собственное развитие и самосовершенствование [9, 10]. Неудовлетворённость собственным уровнем профессиональных компетенций, проявляющаяся в период предварительной самоаттестации (самоконтроля — выполнения тестовых заданий по содержанию профессиональных компетенций на начало повышения квалификации), порождает потребность педагога к преодолению трудностей на пути самообразования. Внутренним и основным фактором профессионального развития является только мотивация специалиста, направленная на его профессиональное развитие. И она сегодня у педагогов есть — это подтверждает квалификационный экзамен на присвоение высшей квалификационной категории.

Главное сегодня:

  • с одной стороны, поддержать имеющуюся мотивацию всех педагогических работников системы дошкольного образования на профессиональное развитие;
  • с другой — стимулировать этот процесс при неактуализированных потребностях.

Активизирующим фактором саморазвития специалистов-педагогов и стимулом их профессионально-развивающей мотивации сегодня выступают, с одной сторо-ны, чрезмерно информационно насыщенное социальное и профессиональное пространство, в котором мы живём и работаем, а с другой — необходимость использования в образовательном процессе современных технологий.

В образовательном пространстве в ситуации чрезвычайно широкого и быстро сменяющегося информационного потока технологии дополнительного образования взрослых претерпевают кардинальные изменения. Меняются содержание и формы. Образование всё больше и больше переходит в русло самообразования и образования на основе дистанционных форм взаимодействия.

Проблема технологизации практики дополнительного образования взрослых требует создания условий для управляемого перехода образовательных систем от реализации моделей традиционного образования к обеспечению условий реализации развивающих моделей образовательного процесса. В этой связи следует подчеркнуть актуальность деятельности, направленной на выявление эффективных педагогических технологий и определение путей их внедрения в практику образования, что, собственно, и явилось предметом научно-исследовательской работы в академии (2012—2013 гг.).

В науке выделяются два базовых требования, которые могут быть рассмотрены в качестве теоретических обоснований проблем технологизации образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогов:

  • мыследеятельностное содержание должно осваиваться мыследеятельностными способами;
  • для того чтобы человек научился осуществлять какую-то деятельность, ему необходимо задать её в качестве содержания обучения [7].

В этом смысле целесообразной и перспективной можно считать технологию дистанционного обучения, применяемую в процессе повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования, внедряемую в академии с 2012 года [8]. Здесь процесс дистанционного повышения квалификации соответствует основным требованиям педагогики дистанционного обучения (сетевой педагогики), т.е. теории и практике обучения и воспитания групп людей, объединённых в сетевые образовательные сообщества на основе современных достижений информационных и коммуникационных технологий в образовательных информационных средах.

Подача учебного материала в курсе отражает модульный принцип и соответствует современным требованиям организации дистанционных курсов. Каждый модуль в курсе сопровождается пояснениями. Дистанционное обучение требует создания различных форм коммуникации и взаимодействия преподавателя со всеми обучаемыми.

Учитывая то, что обучаемые и преподаватель дистанционно удалены друг от друга, современный дистанционный курс включает в себя различные средства коммуникации, позволяющие как индивидуально контактировать с преподавателем и другими обучаемыми (сообщения, электронная почта, индивидуальные чаты), так и выносить некоторые вопросы на обсуждение всей группы (форумы, групповые чаты, блоги, web-конференции) [5].

Системное рассмотрение и изучение содержательных текстов, которые и составляют основную часть содержания программы, предполагают наличие систематического анализа и самоанализа степени их усвоения, т.е. самостоятельно изучаемое информационное содержание требует проверки на предмет правильности усвоения и целенаправленного воздействия на формирование профессиональных компетенций педагога. Для этого как обязательная часть дистанционной программы после логических содержательных блоков (модулей) предъявляются проверочные задания (тесты, контрольные работы, вопросы и др.).

Тестовые и контрольные задания, особенно если они носят практико-ориентированный характер, по окончании работы с содержательными модулями позволяют судить о качестве овладения информацией. Требования к контрольным мероприятиям (активностям) в дистанционном курсе и критерии оценивания этого качества всегда чётко определены и понятны слушателям, а также соответствуют образовательным стандартам. Контроль (оценивание, самооценивание) обязан носить последовательный характер, а его система — основываться на оперативной обратной связи (при проверке работ преподавателем) или автоматическом контроле (при выполнении тестов и заданий с автоматизированным оцениванием).

Для состоявшегося специалиста-педагога тесты чаще всего являются не просто внешним оценочным механизмом, а, прежде всего, механизмом самооценивания.

По сути дела, дистанционные курсы повышения квалификации, которые сегодня реализует академия для заведующих учреждениями дошкольного образования и педагогических работников, относятся к группе курс-онлайн-ресурсов (Online Recourses), т.е. курсов, построенных на использовании разнообразных онлайновых ресурсов с учётом различных стилей обучения и применением учебных активностей различных типов. Использование в процессе дистанционного обучения различных видов учебной деятельности стимулирует раскрытие внутренних резервов каждого обучаемого, способствует формированию социальных качеств личности, позволяет обучающимся убедиться в достаточности собственных компетенций, повысить самооценку в статусе профессионала.

Примеры из практики свидетельствуют о том, что педагоги достаточно часто сомневаются в правильности тех или иных собственных действий при работе в дистанционном курсе, волнуются или даже боятся. Это касается и вопросов пользования современными информационно-коммуникационными средствами, и вопросов качества выполняемых индивидуальных тестовых заданий. Но при самостоятельном их выполнении и на основе содержательной, конфиденциальной и профессиональной поддержки и сопровождения со стороны преподавателя всегда достигают высоких результатов.

Новые возможности информационно-коммуникационных технологий стимулируют интерес к процессу взаимодействия в режиме удалённого доступа, активизируют обучающихся к систематической и планомерной работе в режиме самообразования. Индивидуальный подход в процессе оценивания контрольных заданий, конфиденциальный характер деловых отношений позволяют корректировать самооценку профессиональной успешности педагогов. Большинство обучающихся отмечают как положительный результат данной работы возможность получить личностно-ориентированные рекомендации профессионального самосовершенствования [8].

Обучение взрослых (педагогов) с использованием дистанционных технологий приобретает всё большую популярность, одновременно являясь неизбежной реальностью. К примеру, повышение квалификации не только опытных заведующих учреждениями дошкольного образования, но и воспитателей дошкольного образования, которые претендуют на высшую квалификационную категорию и готовятся к успешной сдаче квалификационного экзамена в 2014 году в академии будет реализовываться только в дистанционной (заочной) форме. Это означает, что воспитатели дошкольного образования должны владеть как современными информационными технологиями в объёме элементарного пользователя, так и умениями работать в тестовом режиме самопроверки собственных компетенций с целью планирования своего саморазвития и самообучения.

Для успешной реализации качественного дополнительного образования наших педагогов (воспитателей дошкольного образования, заведующих учреждениями дошкольного образования, заместителей заведующих по основной деятельности и других специалистов) в рамках научно-исследовательской работы «Разработать методическое обеспечение итоговой аттестации воспитателей дошкольного образования при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации» были разработаны и апробированы:

  • система тестовых заданий для проведения итоговой аттестации воспитателей дошкольного образования при освоении ими содержания образовательных программ повышения квалификации, построенных на основе содержания «Многоуровневой программы формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования» с опорой на всю рассматриваемую литературу [2; 3];
  • содержательная программа квалификационного экзамена для воспитателей дошкольного образования, сдающих экзамен на присвоение высшей квалификационной категории.

Разработанная нами система тестовых заданий направлена на: плодотворное самообразование педагогов вне аудиторных занятий; включение в диалоговое взаимодействие с преподавателями учебных модулей и дисциплин; формирование адекватной самооценки с целью мотивации активного участия в образовательном процессе повышения квалификации.

Одна часть тестовых заданий предназначена для воспитателей дошкольного образования, имеющих II квалификационную категорию, вторая — I квалификационную категорию. Обе части подразделяются по содержанию на два раздела с вопросами, охватывающими компетентности педагогов в областях: «Состояние и тенденции развития современного дошкольного образования» и «Организация и содержание деятельности воспитателя дошкольного образования».

Тестовые задания могут использоваться не только в процессе итоговой аттестации, но и в течение всего образовательного процесса повышения квалификации. Предполагается их применение в образовательном процессе как минимум дважды:

  • первый раз — «на входе» в образовательный процесс как ориентир для организации индивидуальной образовательной деятельности конкретных педагогов из группы слушателей, так и средство оперативного реагирования, т.е. коррекции программного содержания повышения квалификации;
  • второй раз — при проведении итоговой аттестации с целью констатации уровня «приращений» профессиональных компетенций, качества организации образовательного процесса повышения квалификации, индивидуального мониторинга процесса и результата дополнительного образования специалистов и др.

Использование данной технологии обусловлено тем, что она может придать результатам оценки профессиональной квалификации педагогов социально и личностно-значимый смысл; осуществить оценку профессиональной компетентности педагогических работников сквозь призму их мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов и перспектив с учётом накопленного опыта. В этом случае появляется реальная возможность выявить уровень качества подготовки и повышения квалификации педагогов.

Выбор тестовых заданий для процедуры тестирования производится автоматически методом случайной выборки в рамках двух разделов общего содержания. Из всех заданий каждому тестируемому предоставляются по 30 индивидуальных заданий (соответственно 10 и 20 из каждого раздела), на выполнение которых отводится не более 40 минут (академический час).

Разработанные тестовые задания предполагают выполнение 5 разновидностей инструкций:

  • выбор только одного правильного ответа из предложенных;
  • выбор нескольких правильных ответов из нескольких предложенных;
  • соотнесение определений с их характеристиками (качествами) и установление соответствия;
  • ранжирование по степени значимости или установление логической последовательности понятий и характеристик;
  • выбор подходящих по смыслу понятий из предложенного списка.

Традиционно итоговый результат считается успешным при условии 75% правильно выполненных заданий.

Адаптивная среда тестирования (Moodle), в которой сегодня размещены все тестовые задания, позволяет сформировать неограниченное число банков тестовых заданий различной структуры и содержания, т.е. имеется возможность ориентироваться на специфику контингента обучающихся, учитывать аспекты компетентностного подхода при проведении итоговой аттестации.

Данная система тестовых заданий, размещённая в адаптивной дистанционной среде Moodle, была предложена всем региональным институтам развития образования (ИРО) республики для апробации в образовательном процессе с 01.11.2013 г. по 05.12.2013 г.
Активно включились в исследовательскую работу Брестский, Гомельский, Гродненский, Витебский и Минский ИРО.

Всего в апробации тестовых заданий приняли участие 238 человек, которые совершили 454 аттестационные попытки. Входную диагностику (на начало повышения квалификации) осуществили 140 воспитателей дошкольного образования, имеющих II квалификационную категорию, итоговую (по окончании двухнедельного повышения квалификации) — 122; соответственно, воспитатели дошкольного образования, имеющие I и высшую квалификационные категории, —
98 и 94 человека.

С 25.11.2013 г. по 05.12.2013 г. приняли участие в апробации тестовых заданий, размещённых в среде Moodle, 28 слушателей (воспитателей дошкольного образования), обучавшихся в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» по программе «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в учреждении дошкольного образования». Практика их работы показала, что перед началом тестирования требуется обязательное подробное информирование как о целях и значимости данной деятельности в аспекте повышения качества дополнительного образования педагогов, так и успешной подготовки к сдаче экзамена на присвоение высшей квалификационной категории.

Из 28 слушателей, сомневающихся в своих возможностях и тревожных, оказалось только 2 человека. А непосредственное общение с преподавателями и заинтересованность слушателей позволили также, как и всем остальным, успешно пройти тестирование.

Результатом пилотной апробации инновации оказалась 100-процентная успешность деятельности педагогов с тестами в системе Moodle, их достаточная удовлетворённость своими собственными достижениями, адекватная интерпретация полученных (индивидуальных) результатов, полная доступность и хорошая компьютерная грамотность воспитателей дошкольного образования, высокая мотивированность на предстоящее обучение по учебной программе повышения квалификации.

Повторное тестирование, проведённое по окончании повышения квалификации, подтвердило наличие интереса слушателей к процедуре тестирования, отсутствие всяческих психологических «барьеров» в работе с компьютером, высокую потребность в продолжении такой работы в режиме самообразования (через дистанционное взаимодействие).

В качестве примеров оценки новой деятельности можно привести цитаты педагогов (по результатам их письменного анонимного опроса). Слушатели выделяли как положительное в данном процессе: «преодоление страха, стрессовой ситуации перед тестированием»; «тесты показали, насколько обширными знаниями и умениями должен обладать воспитатель»; «нет предела совершенству, понимаешь, что есть ещё области и сферы для развития и обучения»; «проверила свои знания, поняла, на что необходимо уделять внимания больше»; «познакомилась с темами, узнала их суть»; «могу дать себе оценку, где ещё недостаточно знаний для повышения категории»; «даёт уверенность, стимул и желание повысить свой уровень знаний»; «разносторонние вопросы, позволяющие расшевелить свою память»; «понравилось работать за компьютером, т.к. можно подумать, не переживая о реакции, поменять варианты»; «видны проблемные вопросы для меня»; «преодоление барьера, проверка своих знаний, а, следовательно, и самооценки» и др.

Обучающиеся также высказали свои предложения: «возможно использование таких тестов непосредственно на местах, может быть, даже ежегодно, особенно тем, кто готовится сдавать экзамен, но и для повышения своей самооценки; увидеть свой “рост”»; «тестирование на рабочих местах в течение года, чтобы обеспечить возможность направленного понимания проблем индивидуального характера»; «хотелось бы, чтобы такая возможность была на всех курсах повышения квалификации»; «находить возможность проходить тесты в дошкольном учреждении»; «думаю, что в ближайшем будущем такая форма работы будет широко применяться»; «необходима доступность такой формы подачи материала»; «применение по месту требования, т.е. для проверки знаний педагогов, повышения квалификации, подтверждения категории»; «хотелось, чтобы программа была доступна (как на сайте академии)»; «тесты должны быть доступны (возможность их апробировать несколько раз, прорепетировать)»; «необходимо продумать возможность разработки тренажёра для свободного пользования» и другие подобные выводы.

Результаты рефлексии и предложения, представленные институтами развития образования, позволяют сделать обобщения следующего содержания:

  • работа с тестовыми заданиями позволяет:

— за достаточно короткий отрезок времени выявить уровень знаний нормативных правовых актов в области дошкольного образования, дошкольной педагогики и психологии, оценить методическую компетентность педагогов (при наименьших временных затратах осуществить индивидуальный мониторинг процесса повышения квалификации, отследить уровень «приращений» профессиональных компетенций педагогов (в %-ном соотношении));

— стимулировать педагогов на самостоятельный поиск информации, ответов на вопросы, которые показались им наиболее сложными (изучение литературы, дополнительные вопросы и др.);

— повысить мотивацию педагогов на обучение, самообразование в ходе повышения квалификации (сформировать положительную мотивацию);

— преодолеть психологический барьер использования информационно-коммуникационных средств обучения и самой формы оценки собственных компетенций (при правильном сопровождении процедуры);

— оперативно вносить изменения в содержание учебных занятий в ходе повышения квалификации;

— каждому респонденту лучше осознать свой потенциал;

  • данная практика уместна в процессе реализации дополнительного образования воспитателей дошкольного образования, имеющих специальное образование (по направлению «Педагогика детства»), претендующих на высшую квалификационную категорию;
  • перед началом работы с тестами необходимо грамотное информирование обучающихся и их техническое сопровождение;
  • требуется дополнительная работа по совершенствованию системы итогового информирования слушателей по окончании работы с тестовыми заданиями (организационно-технический вопрос в дистанционной системе Moodle);
  • проблемными при реализации заданий остаются следующие моменты: наличие недостаточного количества компьютерных мест для осуществления одномоментного тестирования группы слушателей, выполнение тестовых заданий в компьютерном варианте в начале и по завершении повышения квалификации для всех категорий воспитателей дошкольного образования невозможно по причине большой загруженности компьютерных классов; отсутствие навыков работы с компьютером у некоторых воспитателей, сложность тестовых заданий на ранжирование по степени значимости, установление логической последовательности понятий и характеристик; использование вводного тестирования при организации недельного повышения квалификации послужит лишь ориентиром для организации индивидуальной образовательной деятельности педагогов, но не позволит оперативно скорректировать программное содержание повышения квалификации (по причине отсутствия необходимого времени).

Заключение

Таким образом, можно говорить о том, что разработанная система тестовых заданий прошла свою первичную апробацию. Полученные результаты свидетельствуют о совершенно новом подходе к механизмам и технологиям дополнительного образования педагогов. Данные технологии вполне соответствуют запросам современного общества, всё быстрее переходящего к активному использованию информационно-коммуникационных ресурсов.

Однако первичная проба не решает всех вопросов эффективного использования и практического применения системы тестовых заданий в сочетании с расширенной программой квалификационного экзамена для воспитателей дошкольного образования. Чтобы данные материалы были усовершенствованы, доработаны и получили широкую возможность применения как механизм помощи и профессионального сопровождения педагогов, необходимо продолжение сотрудничества региональных институтов развития образования и академии. Взаимодействие возможно в рамках республиканского экспериментального проекта, как рекомендует Министерство образования Республики Беларусь. Инициатива за регионами.

Валентина ШАШОК,
заведующая кафедрой дошкольного и начального образования,
кандидат психологических наук, доцент,
государственное учреждение образования Академия последипломного образования