Search
Среда 22 Май 2019
  • :
  • :

Повсюду загадки: зачем? что? и как?

Посмотрит живой любознательный глаз

На то, что другие видали не раз,

Посмотрит — и тотчас примчатся бегом

Сто тысяч вопросов и сядут кругом.

Повсюду загадки: зачем? что? и как?

И всюду в конце — вопросительный знак.

А. Дитрих

Почему на флаге Беларуси изображён орнамент? Зачем лопуху колючки? Как одевались мальчики и девочки в прошлом? Как из хвои сосны получить нитки? Для чего человек изобрёл снегоступы? На эти и другие многочисленные вопросы искали и нашли ответы победители, призёры и участники третьего этапа Республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я — исследователь», который прошёл с 20 по 30 апреля 2019 года. Организаторы мероприятия — Министерство образования Республики Беларусь совместно с Академией последипломного образования и Национальным институтом образования. Результаты состязания были подведены во время торжественной церемонии награждения в Академии последипломного образования.

28 юных исследователей — победителей областных этапов со всех уголков нашей страны представили исследовательские работы в номинациях «Ребёнок и природа», «Мая Радзiма — Беларусь», «Необычное в обычном», «Бюро находок». Работы предоставлялись как в текстовом варианте, так и в форме видеопрезентации, где каждый ребёнок рассказывал о своём исследовании. Труд конкурсантов оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли представители Министерства образования, учёные и педагоги-практики. Председатель жюри Е.И. Смолер, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе факультета дошкольного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка подчеркнула, что основными критериями оценки работ были новизна исследования, соответствие содержания работы поставленной цели, наличие в ней логики, исследовательской культуры, выводов и результатов.

В номинации «Мая Радзіма — Беларусь» победу праздновала Екатерина Монид, воспитанница яслей-сада № 35 г.Молодечно Минской области, выполнившая исследование «Почему книгу о животных и растениях называют Красной?». Девочка задалась вопросами: зачем нужна Красная книга Республики Беларусь и почему она такого цвета? Связано ли название книги с цветом флага нашей страны? Какие тайны скрыты на цветных страницах Красной книги? Ответы на них Полина с помощью своего руководителя П.А. Сорокиной нашла на основе собственных наблюдений, сравнительного анализа картинок, иллюстраций книг, поиска информации в интернете и бесед со специалистами.

В номинации «Необычное в обычном» победителем стал воспитанник Прилукского яслей-сада Минского района Минской области Василий Колончук с работой «Почему я упал с карусели?». Юный исследователь вместе со своим руководителем — дедушкой В.М. Колончуком провели различные опыты и наблюдения, выяснили, какие необычные силы вращают карусель и помогают детям не упасть с неё. В результате исследования были разработаны рекомендации, которыми можно руководствоваться даже изготовителям каруселей.

В номинации «Ребёнок и природа» не было равных Светлане Николенко, воспитаннице дошкольного центра развития ребёнка «Росток» из Марьиной Горки Пуховичского района Минской области. В своём исследовании «Зачем лопуху колючки?» маленькая «почемучка» не просто наблюдала за лопухом, она проводила опыты, сравнивала, размышляла и выяснила, что колючки растению нужны для того, чтобы семена лопуха могли «путешествовать» и прорастать на новых местах. Помогла ей осуществить этот научный поиск её руководитель, воспитатель дошкольного образования И.Н. Вовченко.

Педагогические работники Минской области достойно представили систему работы с одарёнными детьми, которая дала столь эффективные результаты — юные исследователи Минщины завоевали три первых места из четырёх!

В номинации «Бюро находок» победила исследовательская работа «Как из хвои сосны получить нитки?». Её автор Дарина Мисса, воспитанница дошкольного центра развития ребёнка № 1 г.Лиды Гродненской области, после посещения городской ярмарки задалась вопросом изготовления необычных нитей. Вместе со своей мамой М.И. Мисса, ставшей руководителем исследования, они не только ответили на заинтересовавший вопрос, но и создали личное бюро находок: картины из хвойных нитей и «лесной шерсти», саше, закладки для книг и украшения.

Во время церемонии закрытия конкурса и вручения наград маленьких конкурсантов и руководителей их исследовательских работ приветствовала А.Л. Давидович, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования — начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, заместитель председателя оргкомитета Республиканского конкурса. Она подчеркнула важность того, что творчество и исследовательские способности, проявленные участниками конкурса, содействовали сплочению детей, родителей и педагогических работников. Альбина Леонидовна от всей души пожелала юным исследователям и в будущем сохранить собственное видение мира, умение удивляться, самостоятельно выстраивать свою жизненную стратегию.

Педагогические работники смогли воочию оценить всю обширную тематику детских исследований, поделиться опытом их сопровождения, умением отвечать на сложные и неординарные детские вопросы. Победители конкурса были награждены дипломами Министерства образования Республики Беларусь, сертификатами от научно-методического журнала «Пралеска», а также памятными призами.