Search
Sunday 15 June 2025
  • :
  • :

Дидактическое пособие «Посчитай-ка»

Марина БОНДАРЕНКО,

воспитатель дошкольного образования

высшей категории,

детский сад № 9 г.Мозыря

Гомельской области

 

 

 

Знакомство с элементарными математическими представлениями происходит через объекты живой и неживой природы. Вся окружающая действительность представляется в виде множеств, на основании которых ребёнок выполняет различные действия, учится обследовать предметы, сравнивать, творчески преобразовывать.

С этой целью разработано дидактическое пособие «Посчитай-ка», которое позволило обеспечить высокую эффективность формирования у воспитанников старшей группы (5–6 лет) математических представлений. Пособие является многофункциональным, может использоваться в специально организованной и в нерегламентированной деятельности.

Дидактическое пособие «Посчитай-ка» представляет собой доску-планшет, разделённую на две части. В левой части расположены два прозрачных тубуса (внизу каждого размещен «затвор» — пластмассовая палочка), мерная линейка и наборное полотно для выставления цифр и математических знаков. Справа на доске-планшете нанесены разноцветные полосы на магнитной основе в виде ступеней (от 1 до 10, цвет как у палочек Кюизенера), вверху наборное полотно. Над магнитными полосами установлена нить-отвес (с бусинкой на конце), которая даёт возможность разделять числа на магнитных полосах на единицы.

Дополнение к пособию — конструктор «Разноцветные кубики», набор цифр и математических знаков, разноцветные полоски на магнитной основе, как на доске-планшете, по 10 шариков синего и красного цвета.

Задачи игр, заданий и упражнений дидактического пособия «Посчитай-ка»: упражнять в способах образования чисел (в пределах 10), состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10), формировать понятие «мерка», развивать умения устанавливать связи и отношения между смежными числами (в пределах 10), измерять величины линейных протяжённостей, способность сравнивать, различать предметы или их изображения по одному-двум признакам длины одновременно практическими приёмами наложения, приложения, с помощью предмета-посредника и с помощью нити-отвеса, закреплять представления о математических знаках «>», «<», «=»; развивать самостоятельность, сообразительность и находчивость; воспитывать интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений.

Необходимое условие организации игр и упражнений с дидактическим пособием «Посчитай-ка» — создание ситуации успеха для каждого воспитанника, поэтому подбор упражнений или заданий индивидуален. Ребёнок шаг за шагом преодолевает сложности в освоении элементарных математических представлений.

Применение дидактического пособия «Посчитай-ка» облегчает и ускоряет процесс прочного запоминания и усвоения материала по образовательной области «Элементарные математические представления», помогает воспитанникам в игровой форме сформировать представления о способах образования чисел, смежных числах, усвоить навыки сравнивать предметы по длине, числа между собой (в пределах 10) и др.

 

Игровое упражнение «Магнитная лесенка»

Цель: закрепление представлений о составе числа из единиц (в пределах 5).

Материал и оборудование: разноцветные полоски; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: ребёнку предлагается прикрепить на «ступень» с заданным числом (5) необходимое количество единиц и сосчитать, сколько их вместилось, соотнести результат подcчёта с цифрой на «ступени».

Усложнение. На игровом поле натянута нить-отвес, ребёнку предлагается определить, на сколько единиц число 5 больше числа 4. И т.д. Ребёнок передвигает нить-отвес до конца «ступени» с цифрой 4. Наглядно видно, что число 5 больше на одну единицу числа 4.

 

 

Дидактическая игра «Лесенка»

Цель: закрепление представлений о составе числа из единиц (в пределах 5), развитие умения измерять величины линейных протяжённостей.

Материал и оборудование: конструктор «Разноцветные кубики»; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Ход игры

Ребёнку предлагается собрать лесенку из конструктора в соответствии с цветом ступеней на пособии. Например, в первом ряду соединить 5 деталей конструктора жёлтого цвета, отмечая, что число 5 состоит из 5 единиц. Далее ребёнок выстраивает вторую ступень лесенки, соединив 4 детали конструктора зелёного цвета между собой. И т.д.

Усложнение. Ребёнку нужно найти самую короткую (длинную) ступеньку и сказать, сколько в ней единиц, или назвать, сколько единиц содержит ступенька голубого (красного…) цвета.

 

 

Игровое упражнение «Прятки»

Цель: закрепление представлений об образовании чисел из двух меньших чисел (в пределах 10).

Материал и оборудование: карточки с цифрами, разноцветные полоски; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: ребёнку предлагается методом подбора выбрать и наложить на «ступень» с заданной цифрой две меньшие полоски. Например, на «ступень» с цифрой 5 ребёнок выкладывает полоски с цифрами 2 и 3. Затем он проговаривает, что число 5 состоит из 2 и 3.

Усложнение. Ребёнку нужно догадаться, какое число спрятано. Например, на цветной полоске с цифрой 7 наложены две цветные полоски с цифрами 4 и 3. Нужно определить, какое число состоит из двух меньших чисел: 4 и 3 — это 7.

Игровое упражнение «Покажи соседей»

Цель: закрепление умений устанавливать связи и отношения между смежными числами (в пределах 10).

Материал и оборудование: разноцветные полоски; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: ребёнок берёт магнитную полоску с заданной цифрой (5), прикладывает на магнитную лесенку на пособии, затем подбирает ближайших соседей (4, 6) и прикладывает на магнитную лесенку. Ребёнок проговаривает, что соседи числа 5 — числа 4 и 6. Размещает на наборном полотне карточки с соответствующими цифрами.

Игровое упражнение «Длиннее–короче»

Цель: закрепление умений сравнивать, различать предметы или их изображения по одному-двум признакам величины одновременно практическими приёмами наложения, приложения, с помощью предмета-посредника и с помощью глазомера.

Материал и оборудование: разноцветные магнитные полоски; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: ребёнку предлагается сравнить разными способами полоски разной длины (например, красного и чёрного цвета), какая длиннее (короче). И т.д.

 

Игровое упражнение «В гостях у сказки»

Цель: закрепление представлений об образовании чисел из двух меньших чисел (в пределах 10).

Материал и оборудование: набор цифр и математических знаков, по 10 шариков синего и красного цвета; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: взрослый предлагает любую математическую задачу: «Яблоки в саду поспели. Мы отведать их хотели, но для вас их принесли. Семь румяных, наливных, и одно с кислинкой. Сколько их?» Педагогический работник выставляет карточку с цифрой 8. Ребёнок в тубус помещает 7 шариков красного цвета, а затем ещё один синего цвета. Всего получилось 8: значит число 8 мы можем получить из двух меньших чисел — 7 и 1.

Усложнение. На пособии ребёнок выставляет пример 7+1, помещает в левый тубус 7 шариков, затем ещё один. По мерной линейке определяет, какое число получилось, и выставляет цифру 8.

Педагогический работник сообщает, что у сказочных героев было 8 пирожков, они разделили их поровну. Ребёнок в правый тубус помещает 4 шарика синего цвета и 4 шарика красного цвета. Затем проговаривает, что число 8 состоит из 4 и 4. И т.д.

Буратино и Мальвина сварили компот. Буратино выпил 3 стакана (ребёнок помещает в левый тубус 3 шарика синего цвета), а Мальвина — 5 стаканов (ребёнок помещает в левый тубус 5 шариков красного цвета). На мерной линейке показывает, что получилась цифра 8. Педагогический работник выставляет вверху пример: 3+5=8.

Игровое упражнение «Математические шары»

Цель: закрепление представлений о способе образования числа из двух меньших чисел (в пределах 10), формирование представлений о составе числа из единиц (в пределах 5).

Материал и оборудование: набор цифр и математических знаков, по 10 шариков синего и красного цвета; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: ребёнок помещает в левый тубус 3 шарика красного цвета. Педагогический работник просит его сказать, сколько всего шариков, указывая, что в данном случае 3 шарика — это 1 шарик красного цвета, 1 шарик красного цвета и ещё 1 шарик красного цвета. Вывод: число 3 можно составить из чисел 1, 1 и 1.

Усложнение. Ребёнок составляет группу из 3 шариков по-другому: в правый тубус опускает шарик красного цвета и 2 шарика синего цвета. После этого уточняет, что теперь 3 шарика — это 1 шарик красного цвета и 2 шарика синего цвета. Вывод: число 3 можно составить из чисел 2 и 1.

Игровое упражнение «Гости»

(по И.В. Житко)

Цель: закрепление представлений о составе числа из единиц (в пределах 5).

Материал и оборудование: набор цифр и математических знаков, 5 шариков; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: взрослый объясняет задание.

Педагог (П.). В гости к тётушке Евдокии, Цифрику и Фигурику пришли гости: Коза, Баран, Цыган, Медведь, Звездоносец. Сколько всего пришло гостей? (Пять.)

Педагогический работник ставит вверху пособия карточку с цифрой 5.

П. Сколько пришло звездоносцев? (Один.)

Педагогический работник ставит в кармашек под цифрой 5 карточку с цифрой 1 и помещает в левый тубус 1 шарик. Аналогично спрашивает про количество баранов, коз, медведей, цыган. После ответа ребёнка ставит в кармашек под цифрой 5 ещё карточку с цифрой 1 и помещает в левый тубус ещё шарик.

П. У тетушки Евдокии в гостях было 5 гостей: одна Коза, один Баран, один Цыган, один Медведь, один Звездоносец. Значит, число 5 — это 1, 1, 1, 1 и 1 (показывает на карточки с цифрой 1). Ребёнок считает количество шариков по мерной линейке и проговаривает, что число 5 состоит из пяти единиц.

Игровое задание «Больше–меньше»

Цель: закрепление представлений о структуре и образе цифры, математических знаках «<», «>», «=».

Материал и оборудование: набор цифр и математических знаков, по 10 шариков синего и красного цвета; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: ребёнок опускает в тубус произвольное либо заданное количество шариков синего цвета (в пределах 10), затем считает, сколько их получилось, и выставляет результат подcчёта на наборном полотне. Такое же действие производит со вторым тубусом и шарами красного цвета. Результатом игрового упражнения является определение того, в каком тубусе шаров больше (ребёнок ориентируется на мерную линейку между тубусами) и фиксирует результат при помощи математических знаков «>», «<», «=».

 

Игровое задание «Сложение и вычитание»

Цель: закрепление представлений о способах образования числа из двух меньших чисел (в пределах 10).

Материал и оборудование: набор цифр и математических знаков, по 10 шариков синего и красного цвета; дидактическое пособие «Посчитай-ка».

Игровые действия: взрослый предлагает задачу на сложение. Например, Маша нашла в лесу 4 гриба, а Саша — 2. Сколько дети нашли грибов?

Педагогический работник выставляет пример карточками с цифрами и знаками на наборном полотне пособия: 4+2=. Ребёнок опускает в правый тубус 4 шарика, а затем — ещё 2. На мерной линейке видно, что получилось 6. Ребёнок проговаривает, что 4 + 2 = 6, выставляет в конце примера ответ — карточку с цифрой 6.

Взрослый предлагает ребёнку задачу на вычитание. Например, на ветке сидели 5 синичек, 1 улетела. Сколько осталось синичек?

Педагогический работник выставляет пример карточками с цифрами и знаками на наборном полотне пособия: 5–1=. Ребёнок опускает в левый тубус 5 шариков, а затем с помощью нижнего «затвора», убирает один. В тубусе осталось 4 шарика. На мерной линейке видно, что получилось 4. Ребёнок проговаривает, что 5–1=4, выставляет в конце примера ответ — карточку с цифрой 4).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Житко, И. В. Математический калейдоскоп : учеб. -метод. пособие для пед. работников учреждений образования, реализующих образовательную программу дошк. образования с рус. яз. обучения и воспитания / И. В. Житко. — 2-е изд., доп. и пересмотр. — Минск : Академия образования, 2025. — (УМК «Мои первые уроки»).
  2. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Нац. ин-т образования, 2023.