Search
Tuesday 17 December 2024
  • :
  • :

Формирование умения составлять простые распространённые предложения у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи

Маргарита АБАДОВСКАЯ,

учитель-дефектолог

второй категории,

детский сад п.Октябрьский

Смолевичского района Минской области

Важнейшее условие для гармоничного речевого и познавательного развития ребёнка — формирование грамматического строя речи. Особая роль в развитии связной речи, формировании и выражении мысли отводится синтаксису. Предложение — основная синтаксическая единица. Освоение навыка построения предложений оказывает значительное влияние на развитие языковой способности и процессов словесно-логического мышления. Ребёнок начинает логично и последовательно излагать свои мысли, что благоприятно сказывается на общении со сверстниками и взрослыми.

В норме процесс усвоения грамматической стороны речи происходит естественно и спонтанно при освоении предметных действий, в игровой, трудовой и других видах деятельности, которые опосредствованы словом, в общении со взрослымии детьми. При наличии общего недоразвития речи (далее — ОНР) грамматический строй речи формируется с значительными трудностями, у детей обнаруживается нарушение в овладении морфологическими и синтаксическими единицами. Воспитанники данной категории используют в речи простые предложения, у них отмечаются трудности в построении распространённых предложений: нарушение порядка слов, структуры предложения, его незаконченность, недостатки в грамматическом оформлении. Всё это отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, затрудняет процесс общения. Таким образом, одной из важных задач при обучении детей дошкольного возраста с ОНР является формирование умения составлять простые распространённые предложения.

Педагогический работник должен знать, что формирование грамматического строя речи, в частности, овладение синтаксическими умениями подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать для повышения эффективности коррекционной работы.

Работа по распространению простых предложений у детей ведётся в следующей последовательности:

  • расширение объёма простого предложения путём введения дополнения;
  • расширение объёма предложений путём введения конструкций с предлогами;
  • расширение объёма предложений путём введения определений;
  • расширение объёма предложений путём употребления однородных членов предложения.

При формировании синтаксических умений у детей с ОНР важно использовать зрительное восприятие как обходной путь при трудностях восприятия речи на слух, нарушении построения программы высказывания. На начальных этапах работы используем внешние опоры: сюжетные и предметные картинки. Эффективно выкладывать символы по количеству слов в предложении в момент его произнесения (мы используем фишки в виде смайликов (для предлогов), разноцветные фишки в виде пуговиц и линейку с кругами из контактной ленты для крепления фишек). Например, выкладываем сюжетную картинку «мама спит» и просим ребёнка: «Слушай и клади фишку на каждое моё слово». Называем первое слово — «мама», ребёнок кладёт фишку, затем произносим второе слово — «спит», ребёнок кладёт ещё одну фишку. Затем предлагаем ребёнку повторить предложение, указывая на фишки.

Если ребёнок при ответе пропускает слово в предложении (например, говорит: «Сестра кота»), то педагогический работник проговаривает предложение и при произнесении каждого слова крепит к линейке фишку. Затем предлагает ребёнку повторить услышанное предложение с опорой на фишки: «Говори предложение и нажимай на фишки».

Представляем примеры упражнений по формированию умений составлять простые распространённые предложения, которые разработаны по лексической теме «Семья» и могут применяться в коррекционной работе с детьми с ОНР 2-го уровня речевого развития. Использование подобных упражнений возможно для других лексических тем.

Расширение объёма простого предложения путём введения дополнения

Упражнение «Что-то исчезло»

Цель: формирование умения строить простое распространённое предложение с дополнением с опорой на сюжетную картинку.

Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, сюжетные картинки («сестра кормит кота» — отсутствует изображение кота, «брат ест суп» — отсутствует изображение тарелки с супом, «папа читает книгу» — отсутствует изображение книги), предметные картинки (стол, кот, пирог, чайник, пылесос, пила, книга, тарелка с супом, сковорода, кастрюля), фишки.

Игровые действия: перед ребёнком выкладывают сюжетную картинку, на которой отсутствует один элемент изображения. Ниже размещают 3 предметные карточки, одна из которых является подсказкой, линейку, фишки. Педагогический работник предлагает ребёнку посмотреть на сюжетную картинку и определить, что забыл нарисовать художник.

Например: кого кормит сестра? (Сестра кормит кота.)

Ребёнок при произнесении каждого слова крепит к линейке фишку. Затем, нажимая на фишки, повторяет предложение.

Аналогично составляются предложения: «Брат ест суп», «Папа читает книгу».

Упражнение «Четыре картинки»

Цель: формирование умения строить простое распространённое предложение с дополнением с опорой на предметную картинку.

Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, фишки, предметные картинки (каша, книга, тарелка, газета, машина, кот).

Игровые действия: педагогический работник проговаривает предложение с интонацией незаконченности: «Сестра ест…». Ребёнок добавляет слово «кашу» (в качестве зрительной опоры предложены предметные картинки), повторяет предложение целиком, при этом крепит к линейке фишку на каждое произнесённое слово.

Затем педагогический работник предлагает ребёнку, нажимая на фишки, повторить предложение.

Папа чинит … (машину).

Бабушка варит … (кашу).

Мама моет … (тарелку).

Дедушка читает … (газету).

Брат ест … (кашу).

Расширение объёма предложений путём введения конструкций с предлогами

Упражнение «Кто на чём едет?»

Цель: формирование умения строить простое распространённое предложение с предлогом на с опорой на предметную картинку и игрушку.

Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, кубик с изображением транспорта (машина, автобус, троллейбус, самокат, велосипед, трактор) на гранях, фишки, фигурки (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка).

Игровые действия: педагогический работник выбирает фигурку: «Я расскажу про маму. (Бросает кубик.) У меня выпала картинка “автобус“. Можно сказать: “Мама едет на автобусе“». Предлог на выделяет сильнее голосом, а при произнесении каждого слова крепит к линейке фишку (напоминает, что маленькая фишка обозначает маленькое слово «на»).

Далее предлагает ребёнку выбрать фигурку, бросить кубик и сказать: кто и на чём едет? (Бабушка едет на троллейбусе.)

Проговаривая предложение, ребёнок крепит к линейке фишку на каждое произнесённое слово. Затем нажимая на фишки, повторяет предложение снова.

Расширение объёма предложений путём введения определений

Упражнение «Какой суп сварила мама?»

Цель: формирование умения распространять простое предложение определением с опорой на вопрос по предметной картинке.

Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, фишки, 6 силуэтных изображений кастрюли с предметными изображениями на обратной стороне (мясо, рыба, грибы, овощи, горох, фасоль).

Игровые действия: на столе разложены силуэтные изображения кастрюли.

Педагогический работник говорит: «Переверни кастрюльку. Посмотри на картинку. Что на ней нарисовано? Значит, суп какой? Какой суп варит мама? Скажи полным ответом».

По просьбе педагогического работника ребёнок переворачивает силуэтные изображения кастрюли и рассказывает, какой суп варит мама, при этом крепит к линейке фишку на каждое произнесённое слово.

Мама варит мясной суп.

Мама варит рыбный суп.

Мама варит грибной суп.

Мама варит овощной суп.

Мама варит гороховый суп.

т

о

Расширение объёма предложений путём употребления
однородных членов предложения

Упражнение «Длинное предложение»

Цель: формирование умения распространять простое предложение однородными дополнениями с опорой на схему.

Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, фишки, схемы (мама и её одежда, папа и фрукты, сестра и её одежда; бабушка и овощи, дедушка и мебель, брат и домашние животные).

Игровые действия: педагогический работник даёт инструкцию: «Посмотри на схему. Я начну говорить, а ты закончишь. Мама надевает юбку».

Затем предлагает назвать предложение самостоятельно.

Мама надевает … (пальто, платье, туфли, шляпу).

Папа моет … (яблоко, грушу, банан, апельсин, виноград).

Сестра надевает … (сарафан, платье, пальто, юбку, варежки).

Бабушка чистит … (картошку, морковь, репу, лук, свёклу).

Дедушка чинит … (стул, стол, кресло, диван, полку).

Брат рисует … (кота, собаку, козу, корову, лошадь).