Маргарита АБАДОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
второй категории,
детский сад п.Октябрьский
Смолевичского района Минской области
Важнейшее условие для гармоничного речевого и познавательного развития ребёнка — формирование грамматического строя речи. Особая роль в развитии связной речи, формировании и выражении мысли отводится синтаксису. Предложение — основная синтаксическая единица. Освоение навыка построения предложений оказывает значительное влияние на развитие языковой способности и процессов словесно-логического мышления. Ребёнок начинает логично и последовательно излагать свои мысли, что благоприятно сказывается на общении со сверстниками и взрослыми.
В норме процесс усвоения грамматической стороны речи происходит естественно и спонтанно при освоении предметных действий, в игровой, трудовой и других видах деятельности, которые опосредствованы словом, в общении со взрослымии детьми. При наличии общего недоразвития речи (далее — ОНР) грамматический строй речи формируется с значительными трудностями, у детей обнаруживается нарушение в овладении морфологическими и синтаксическими единицами. Воспитанники данной категории используют в речи простые предложения, у них отмечаются трудности в построении распространённых предложений: нарушение порядка слов, структуры предложения, его незаконченность, недостатки в грамматическом оформлении. Всё это отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, затрудняет процесс общения. Таким образом, одной из важных задач при обучении детей дошкольного возраста с ОНР является формирование умения составлять простые распространённые предложения.
Педагогический работник должен знать, что формирование грамматического строя речи, в частности, овладение синтаксическими умениями подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать для повышения эффективности коррекционной работы.
Работа по распространению простых предложений у детей ведётся в следующей последовательности:
- расширение объёма простого предложения путём введения дополнения;
- расширение объёма предложений путём введения конструкций с предлогами;
- расширение объёма предложений путём введения определений;
- расширение объёма предложений путём употребления однородных членов предложения.
При формировании синтаксических умений у детей с ОНР важно использовать зрительное восприятие как обходной путь при трудностях восприятия речи на слух, нарушении построения программы высказывания. На начальных этапах работы используем внешние опоры: сюжетные и предметные картинки. Эффективно выкладывать символы по количеству слов в предложении в момент его произнесения (мы используем фишки в виде смайликов (для предлогов), разноцветные фишки в виде пуговиц и линейку с кругами из контактной ленты для крепления фишек). Например, выкладываем сюжетную картинку «мама спит» и просим ребёнка: «Слушай и клади фишку на каждое моё слово». Называем первое слово — «мама», ребёнок кладёт фишку, затем произносим второе слово — «спит», ребёнок кладёт ещё одну фишку. Затем предлагаем ребёнку повторить предложение, указывая на фишки.
Если ребёнок при ответе пропускает слово в предложении (например, говорит: «Сестра кота»), то педагогический работник проговаривает предложение и при произнесении каждого слова крепит к линейке фишку. Затем предлагает ребёнку повторить услышанное предложение с опорой на фишки: «Говори предложение и нажимай на фишки».
Представляем примеры упражнений по формированию умений составлять простые распространённые предложения, которые разработаны по лексической теме «Семья» и могут применяться в коррекционной работе с детьми с ОНР 2-го уровня речевого развития. Использование подобных упражнений возможно для других лексических тем.
Расширение объёма простого предложения путём введения дополнения
Упражнение «Что-то исчезло»
Цель: формирование умения строить простое распространённое предложение с дополнением с опорой на сюжетную картинку.
Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, сюжетные картинки («сестра кормит кота» — отсутствует изображение кота, «брат ест суп» — отсутствует изображение тарелки с супом, «папа читает книгу» — отсутствует изображение книги), предметные картинки (стол, кот, пирог, чайник, пылесос, пила, книга, тарелка с супом, сковорода, кастрюля), фишки.
Игровые действия: перед ребёнком выкладывают сюжетную картинку, на которой отсутствует один элемент изображения. Ниже размещают 3 предметные карточки, одна из которых является подсказкой, линейку, фишки. Педагогический работник предлагает ребёнку посмотреть на сюжетную картинку и определить, что забыл нарисовать художник.
Например: кого кормит сестра? (Сестра кормит кота.)
Ребёнок при произнесении каждого слова крепит к линейке фишку. Затем, нажимая на фишки, повторяет предложение.
Аналогично составляются предложения: «Брат ест суп», «Папа читает книгу».
Упражнение «Четыре картинки»
Цель: формирование умения строить простое распространённое предложение с дополнением с опорой на предметную картинку.
Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, фишки, предметные картинки (каша, книга, тарелка, газета, машина, кот).
Игровые действия: педагогический работник проговаривает предложение с интонацией незаконченности: «Сестра ест…». Ребёнок добавляет слово «кашу» (в качестве зрительной опоры предложены предметные картинки), повторяет предложение целиком, при этом крепит к линейке фишку на каждое произнесённое слово.
Затем педагогический работник предлагает ребёнку, нажимая на фишки, повторить предложение.
Папа чинит … (машину).
Бабушка варит … (кашу).
Мама моет … (тарелку).
Дедушка читает … (газету).
Брат ест … (кашу).
Расширение объёма предложений путём введения конструкций с предлогами
Упражнение «Кто на чём едет?»
Цель: формирование умения строить простое распространённое предложение с предлогом на с опорой на предметную картинку и игрушку.
Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, кубик с изображением транспорта (машина, автобус, троллейбус, самокат, велосипед, трактор) на гранях, фишки, фигурки (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка).
Игровые действия: педагогический работник выбирает фигурку: «Я расскажу про маму. (Бросает кубик.) У меня выпала картинка “автобус“. Можно сказать: “Мама едет на автобусе“». Предлог на выделяет сильнее голосом, а при произнесении каждого слова крепит к линейке фишку (напоминает, что маленькая фишка обозначает маленькое слово «на»).
Далее предлагает ребёнку выбрать фигурку, бросить кубик и сказать: кто и на чём едет? (Бабушка едет на троллейбусе.)
Проговаривая предложение, ребёнок крепит к линейке фишку на каждое произнесённое слово. Затем нажимая на фишки, повторяет предложение снова.
Расширение объёма предложений путём введения определений
Упражнение «Какой суп сварила мама?»
Цель: формирование умения распространять простое предложение определением с опорой на вопрос по предметной картинке.
Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, фишки, 6 силуэтных изображений кастрюли с предметными изображениями на обратной стороне (мясо, рыба, грибы, овощи, горох, фасоль).
Игровые действия: на столе разложены силуэтные изображения кастрюли.
Педагогический работник говорит: «Переверни кастрюльку. Посмотри на картинку. Что на ней нарисовано? Значит, суп какой? Какой суп варит мама? Скажи полным ответом».
По просьбе педагогического работника ребёнок переворачивает силуэтные изображения кастрюли и рассказывает, какой суп варит мама, при этом крепит к линейке фишку на каждое произнесённое слово.
Мама варит мясной суп.
Мама варит рыбный суп.
Мама варит грибной суп.
Мама варит овощной суп.
Мама варит гороховый суп.
т
о
Расширение объёма предложений путём употребления
однородных членов предложения
Упражнение «Длинное предложение»
Цель: формирование умения распространять простое предложение однородными дополнениями с опорой на схему.
Материал: линейка с кругами из контактной ленты для крепления фишек, фишки, схемы (мама и её одежда, папа и фрукты, сестра и её одежда; бабушка и овощи, дедушка и мебель, брат и домашние животные).
Игровые действия: педагогический работник даёт инструкцию: «Посмотри на схему. Я начну говорить, а ты закончишь. Мама надевает юбку».
Затем предлагает назвать предложение самостоятельно.
Мама надевает … (пальто, платье, туфли, шляпу).
Папа моет … (яблоко, грушу, банан, апельсин, виноград).
Сестра надевает … (сарафан, платье, пальто, юбку, варежки).
Бабушка чистит … (картошку, морковь, репу, лук, свёклу).
Дедушка чинит … (стул, стол, кресло, диван, полку).
Брат рисует … (кота, собаку, козу, корову, лошадь).