Search
Thursday 21 November 2024
  • :
  • :

«Логопедическая беседка»

Татьяна КОЛЕНЧЕНКО,

учитель-дефектолог

высшей категории,

Татьяна ХОМЕНКО,

учитель-дефектолог

второй категории,

ясли-сад № 137 г.Минска

Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста требует специальной логопедической помощи, и от её эффективности и своевременности будет зависеть успешная подготовка воспитанников к обучению на I ступени общего среднего образования. Один из важных этапов при работе над исправлением звукопроизношения у детей — автоматизация и дифференциация звуков. Данный этап часто бывает длительным и сложным, требует значительных усилий, большого разнообразия эффективных форм, методов и приёмов коррекционно-педагогической работы. Поэтому важное значение имеет выбор используемых пособий с необходимым речевым материалом.

Благодаря М. Монтессори в 1907 году появился первый бизиборд (развивающая доска), на котором сконцентрировано всё, что может заинтересовать ребёнка: крючки, задвижки, выключатели, дверные цепочки и др. Всё это доступно и максимально безопасно. По аналогии мы разработали бизиборд, который можно использовать в коррекционной работе пункта коррекционно-педагогической помощи на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях, и назвали его «Логопедическая беседка». Он изготовлен из дерева в виде домика с шестью окошками, которые открываются с помощью защёлок разного вида. Такое количество позволяет каждому ребёнку на занятии открывать именно своё окошко и выполнять задание. В верхней части домика размещена магнитная доска для выполнения звукового анализа, а также для зарисовывания. На крыше находится цветок для дыхательной гимнастики, гусеница и прищепки для обыгрывания упражнений. Внизу «Логопедической беседки» на крючках подвешены мешочки с разным наполнением: карточки-фишки для звукового анализа, игрушечные музыкальные инструменты для работы над темпо-ритмической стороной речи и развитием фонематического восприятия.

«Логопедическая беседка» также включает 3 комплекта: сюжетных картин «Наш дворик», чистоговорок в картинках «Чистоговорки в беседке», скороговорок в картинках «На поляне скороговорок», в которых представлены упражнения для автоматизации и дифференциации сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’] у детей 5–6 лет с нарушениями звукопроизношения.

 Детям дошкольного возраста легче даётся воспроизведение информации с помощью наглядных схем из последовательно расположенных изображений-символов, в них мы «зашифровали» текст чистоговорок и скороговорок. Благодаря символам воспитанники воспринимают информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить пройденный материал. Окошки бизиборда нам помогли представить речевой материал в виде мнемоквадратов и мнемотаблиц.

Разрезанные на части картины способствуют формированию у детей представлений о целостном образе, обучают соотносить представленный образ с целостным образом реального предмета. Мы дополнили их необходимым речевым материалом для автоматизации звуков [р], [р’], [л], [л’] в словах сложной слоговой структуры.

Вот примеры дидактических упражнений, которые можно использовать в работе с пособием «Логопедическая беседка»:

«Наш дворик»

Цель: формирование умений правильно произносить звуки [р], [р’], [л], [л’] в словах, предложениях, тексте, проводить звуковой анализ слов, совершенствование умения выполнять тонкие и дифференцированные движения пальцами рук.

Материал и оборудование: бизиборд «Логопедическая беседка», разрезанные на 6 частей сюжетные картины (5 шт.), карточки с изображением предметов из сюжетных картин, в названии которых есть автоматизируемые звуки, фишки для звукового анализа, мольберт.

Ход упражнения

Учитель-дефектолог демонстрирует сюжетную картину и предлагает её рассмотреть.

Затем дети по очереди подходят к «Логопедической беседке», открывают окошки, находят части предъявленной ранее сюжетной картины.

Составляют картину на мольберте.

После этого совместно с учителем-дефектологом дети находят на картине изображения с автоматизируемыми звуками и называют их: шары, барабан, труба, мухомор, цирк, кролик, грузовик. Затем произносят эти слова по слогам (отхлопывают их), определяют позицию заданного звука [р] в слове.

 На каждое слово выставляют на мольберт карточку с соответствующим изображением. Проводится совместный и самостоятельный звуковой анализ слов.

Усложнение: предложить детям придумать рассказ, используя карточки с изображением предметов картины.

«Чистоговорки в беседке»

Цель: формирование умения чётко произносить и дифференцировать звуки [р]–[р’], [л]–[л’], [р]–[л], [р’]–[л’] в словах и фразах, развитие интонационной стороны речи, умения выполнять тонкие и дифференцированные движения пальцами рук.

Материал и оборудование: бизиборд «Логопедическая беседка», образец чистоговорок в мнемотаблице, чистоговорки в мнемоквадратах.

Ход упражнения

Предварительно в окошки бизиборда помещаются мнемоквадраты с чистоговорками.

Учитель-дефектолог демонстрирует мнемотаблицу и даёт образец чистоговорок, затем совместно проговаривает их с детьми.

Лучи-ручьи —

Растопили снег ручьи, побежали ручейки.

Улыбка-рыбка —

Рыбка, рыбка! Где твоя улыбка?

Флот-рот —

Открывает рыба рот. Заплывает в рот к ней флот.

Крошка-плошка —

Крошка-Алёшка ел кашу из плошки.

Игра-игла —

Это не игра, когда в руке игла.

Затем дети по очереди подходят к «Логопедической беседке», открывают окошки, достают мнемоквадрат, самостоятельно проговаривают попавшиеся слова и фразы чистоговорок, правильно произнося дифференцируемые звуки.

Усложнение: предложить обменяться карточками.

«На поляне скороговорок»

Цель: формирование умения правильно, чётко и быстро произносить звуки [р]–[р’], [л]–[л’], [р]–[л], [р’]–[л’] во фразах со сложной артикуляцией, развитие образной памяти, умения выполнять тонкие и дифференцированные движения пальцами рук.

Материал и оборудование: бизиборд «Логопедическая беседка», образец скороговорок в мнемотаблице, скороговорки в мнемоквадратах.

Ход упражнения

Предварительно в окошки бизиборда в необходимой последовательности помещаются мнемоквадраты скороговорки. Учитель-дефектолог демонстрирует мнемотаблицу и даёт образец скороговорки, затем проговаривает её с детьми.

У Лилии розы. Поливает розы из любимой лейки на клумбе Лилия.

Затем дети по очереди подходят к «Логопедической беседке», открывают окошки, достают мнемоквадрат, проговаривают свою часть скороговорки, изображённой на нём.

Усложнение: помещать мнемоквадраты в окошки вразнобой, чтобы дети восстановили и воспроизвели текст скороговорки, правильно произнося звуки. Провести конкурс на лучшего чтеца скороговорки.