Наталья ШЕБУЛДАЕВА,
воспитатель дошкольного образования
высшей категории,
Татьяна ПАНЬКОВА,
воспитатель дошкольного образования
высшей категории,
ясли-сад № 11 г.Рогачёва Гомельской области
Дети дошкольного возраста играют всегда и везде. Чтобы игра не только радовала, но и обучала, можно создавать специальные многофункциональные игровые пособия. Они будут развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время игры.
Мы создали многофункциональные игровые пособия «Волшебный куб» для детей старшего дошкольного возраста. Их цель — развитие любознательности, умственных способностей и речи, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Игровое пособие «Волшебный куб» — это коробка-куб с открывающимися гранями, на которых размещены дидактические игры по одной теме. Например, «Пожарная безопасность», «Культура питания», «Основы безопасного поведения» и т.д. Задания могут быть одинаковыми для всех или носить индивидуальный характер.
Таким образом, «Волшебный куб» представляет собой тематическую интерактивную коробку, содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию по разным разделам учебной программы дошкольного образования. Можно использовать для игры подгруппы детей (1–4 игрока). В ходе проведения игр каждый ребёнок выполняет свою часть игровых заданий, а затем дети могут поменяться.
Может быть предложено для использования в домашних условиях.
Тема «Продукты питания»
(образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»)
Игровое пособие состоит из четырёх разных дидактических игр, каждая из которых размещена на грани куба.
Цель: совершенствование умений употреблять названия продуктов питания, их характерных признаков и качеств, обобщающие понятия, называть слова с противоположным значением.
Игра «Супермаркет»
Цель: закрепление в речи названий продуктов питания, обобщающих слов по теме «Продукты питания».
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», карточки с изображением продуктов питания (молоко, сметана, творог, йогурт, сыр, колбаса, мясо, сосиски, бекон, хлеб, батон и др.) и корзин разного назначения (молочная, хлебобулочная, мясная, рыбная и др.).
Ход игры
Ребёнок открывает грань пособия и получает карточки с изображением продуктов питания и корзин разного назначения. Игроку нужно «наполнить» каждую корзину соответствующими продуктами. Например, молочная корзина — молоко, творог, сметана, сыр, йогурт, масло; хлебобулочная — хлеб, батон, сушки, булочка, пряники, пирог.
Игра «Какой, какая…»
Цель: закрепление и активизация в речи качественных прилагательных.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», 3 игровых поля с изображением тарелки, кастрюли, банки, карточки с изображением приготовленных блюд (гречневая, овсяная и рисовая каши, рыбный, мясной и картофельный супы, грушевое и сливовое варенье и др.).
Ход игры
Ребёнок открывает грань пособия и получает игровые поля, карточки с изображением различных блюд. Игрок поочерёдно заполняет игровые поля, проговаривая названия блюд. Игровое поле с изображением кастрюли — рыбный суп, картофельный суп, мясной суп и др.; игровое поле с изображением тарелки — гречневая каша, овсяная каша, рисовая каша и др.; игровое поле с изображением банки — грушевое варенье, сливовое варенье, клубничное варенье и др.
Игра «Вредные и полезные продукты»
Цель: закрепление в речи существительных, обозначающих названия продуктов питания.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», 2 игровых поля («Вредные продукты», «Полезные продукты»), карточки с изображением продуктов питания (сыр, пицца, чипсы, варенье, газировка, фрукты, овощи, йогурт, мёд, сухарики и др.).
Ход игры
Ребёнок открывает грань пособия, получает игровые поля и карточки с изображением продуктов питания. Игроку нужно сначала называть продукты питания на карточках, уточняя, что полезно, а что нет. Затем размещать их на соответствующем игровом поле.
Игра «Поварята»
Цель: закрепление в речи названий продуктов, входящих в состав блюд.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», игровые поля с пустыми клетками, в центре — изображение готового блюда (овощной или фруктовый салат, борщ, щи, компот, овощное ассорти, пирожки, торт и др.), карточки с изображением продуктов питания (мука, яйца, сахар, свёкла, капуста, масло, лук и др.).
Ход игры
Ребёнок открывает грань пособия, получает игровые поля и карточки с изображением продуктов питания. Игрок поочерёдно рассматривает игровое поле, называет изображённое на нём готовое блюдо, «подбирает продукты», которые необходимы для его приготовления.
Например, борщ — свёкла, капуста, морковь, лук, картофель; торт — мука, яйца, сахар, масло, молоко, сметана.
Тема «Пожарная безопасность»
(образовательная область «Ребёнок и общество»)
Игровое пособие состоит из четырёх одинаковых дидактических игр, которые размещены на гранях куба одна за одной (по типу матрёшки).
Цель: закрепление представлений о правилах пожарной безопасности.
Игра «Что нужно спасателю-пожарному»
Цель: закрепление умения узнавать спасателя-пожарного, называть его профессию и необходимые орудия труда.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», карточки с изображением снаряжения и одежды спасателя-пожарного (сапоги, шлем, комбинезон, краги, ремень, куртка, топорик).
Ход игры
Дети снимают крышку игрового пособия «Волшебный куб», рассматривают открывшиеся изображения, называют предметы снаряжения, одежды, определяют профессию спасателя-пожарного.
Игра «Правила безопасности»
Цель: закрепление умения соблюдать правила пожарной безопасности.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», иллюстрации с изображением правил пожарной безопасности (не прикасайся к плите, не включай электроприборы, спички не игрушки и др.), оформленные в виде книжки.
Ход игры
Взрослый предлагает снять следующую крышку у «Волшебного куба». Дети, листая поочерёдно иллюстрации в открывшейся книжке, рассматривают их и называют правила пожарной безопасности.
Игра «Правила поведения при пожаре»
Цель: закрепление умения соблюдать правила поведения при пожаре.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», оформленные в виде книжки иллюстрации с изображением правил поведения при пожаре (позвонить по номеру «101» или «112», в задымлённом помещении дышать через мокрую ткань, сообщить о пожаре соседям и др.).
Ход игры
Взрослый предлагает снять следующую крышку у «Волшебного куба». Дети, листая поочерёдно иллюстрации в книжке, рассматривают их и называют правила поведения при пожаре.
Игра «Составь номер пожарной аварийно-спасательной службы»
Цель: закрепление умения называть и составлять номер пожарной аварийно-спасательной службы.
Материал: игровое пособие «Волшебный куб», карточки с цифрами 1, 0, 2, игровое поле.
Ход игры
Взрослый предлагает снять крышку у следующего «Волшебного куба». Дети рассматривают полученные карточки с цифрами и составляют номер пожарной аварийно-спасательной службы («101» и «112»).