Раннее начало изучения иностранного языка в настоящее время является одним из приоритетных направлений в теории и методике дошкольного образования. Особую актуальность данная проблема приобретает с точки зрения содержательного аспекта преемственности дошкольного и общего среднего образования.
В учебной программе дошкольного образования (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27.11.2012 г. № 133) развитие лингвистических и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе изучения иностранного языка представлено в образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей средней и старшей групп (на материале английского языка). Данное содержание образовательных услуг представлено как сверхбазовый компонент и реализуется в нерегламентированной деятельности детей (группы по интересам).
Эта образовательная услуга достаточно востребована у родителей. Так, на 05.09.2014 г. в Республике Беларусь была организована работа 1 942 групп по интересам (в городской местности — 1 738 групп, в сельской — 204 группы), где 20 679 воспитанников обучаются иностранным языкам, наибольшее их число в Гродненской области.
СПРАВОЧНО:
Брестская область — 198 групп, 2 134 ребёнка;
Витебская область — 219 групп, 2 366 детей;
Гомельская область — 261 группа, 2 576 детей;
Гродненская область — 525 групп, 5 671 ребёнок;
Минская область — 185 групп, 1 975 детей;
Могилёвская область — 222 группы, 2 503 ребёнка;
г.Минск — 332 группы, 3 454 ребёнка.
В 2013 г. таких групп было 1 224 единицы (13 022 воспитанника). Как правило, они функционируют на платной основе — 98,1% (1 905 ед.).
Из общего числа групп по интересам, где организовано обучение иностранным языкам, в 1 888 группах (97,2%) изучается английский язык, в 32 (1,6%) — немецкий, в 21 (1,1%) — польский (1,1%), в 1 (0,1%) — французский.
Изучение зарубежного опыта показывает, что в последнее время возрастает интерес к изучению китайского языка, начиная с дошкольного возраста.
СПРАВОЧНО:
На 01.09.2014 г. в 2 307 учреждениях общего среднего образования (75%) организовано изучение английского языка, в 1 991 (64,8%) — немецкого, в 389 (12,7%) — французского, в 84 (2,7%) — испанского и в 5 (0,2%) — китайского языка.
В учреждениях общего среднего образования (учащиеся 3—11 классов) 80,7% учащихся (583 659 детей) изучают английский язык, 15,4% (111 740 детей) — немецкий; 3,2% (23 233 ребёнка) — французский; 0,6% (4 673 ребёнка) — испанский и 310 детей — китайский язык.
В республике реализуется план мероприятий по совершенствованию организации образовательного процесса по иностранным языкам на уровнях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на 2010—2015 годы. В соответствии с планом осуществляется научно-методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранным языкам, подготовка учителей и преподавателей иностранных языков, работа с кадрами по совершенствованию педагогического мастерства и языковой компетенции, ресурсное и материально-техническое обеспечение учреждений образования, работа по повышению мотивации учащихся и студентов к изучению иностранных языков.
Во исполнение пункта 15 данного плана осуществлялась подготовка учебных изданий для учреждений дошкольного образования:
- Гомза С.Х. «Английский язык для дошкольников», пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования;
- Гомза С.Х. «Английский язык для дошкольников», учебное наглядное пособие, в которое включены иллюстративный материал и фонохрестоматия.
Вместе с тем количественный и качественный анализ учебных изданий, с точки зрения преемственности дошкольного и общего среднего образования, позволяет констатировать проблему недостаточного научно-методического обеспечения реализации образовательной области учебной программы дошкольного образования «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)», а также фактического отсутствия в учебной программе дошкольного образования содержания обучения немецкому, французскому и иным иностранным языкам (за исключением английского). Таким образом, с точки зрения научно-методического сопровождения, фактически не обеспечен образовательный процесс по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам в учреждениях дошкольного образования.
В целях решения данной проблемы в 2014 году по заданию Министерства образования Республики Беларусь была выполнена научно-исследовательская работа «Разработать научно-методическое обеспечение образовательной области “Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)”».
Результаты данной работы предлагаются вниманию читателей журнала «Пралеска».





















