18 сентября 2021 года исполняется 893 года одному из старейших городов и важнейших историко-культурных центров Беларуси — Гродно. Вот как готовятся к празднованию в одном из городских учреждений дошкольного образования.
Лилия ХОЛЬКИНА,
музыкальный руководитель
высшей категории,
Ксения ХОЛОПОВА,
музыкальный руководитель
второй категории,
ясли-сад № 90 г.Гродно
С днём рождения, Гродно!
Развлечение для детей старшей группы (5–6 лет)
Программные задачи: формировать представления о родном городе Гродно, его достопримечательностях, развивать общие и специальные музыкальные способности, умения импровизировать, самостоятельно выразительно исполнять песни (соло, хором), танцы; развивать творческое воображение, внимание, память; воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание активно проявлять себя в театральной и музыкально-исполнительской деятельности.
Материал и оборудование: ложка большого размера, игровой цветной парашют, костюмы для Карлсона и персонажей сказки «Репка», мягкие модули, аудиозаписи: ритмичной, весёлой музыки, песен «Родны мой горад» (сл. В. Некляева, муз. В. Раинчика) и «Осень в городе» (сл. и муз. Е. Курячий); мультимедийная установка, музыкальный центр.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий достопримечательностей Гродно, экскурсии по городу, заучивание стихов о Гродно, разучивание песен.
Ход мероприятия
Ведущий (В.). Добрый день, друзья! Сегодня вы — самые дорогие и почётные гости, потому что у нас замечательный праздник — день рождения города Гродно! Ему исполняется 893 года! Скажите, а как называемся мы, горожане? (Гродненцы.)
1-й ребёнок.
В нашем городе ребята,
Я живу уже шесть лет.
Знаю лучше и прекрасней
Города на свете нет.
2-й ребёнок.
Мы очень любим город свой.
Солнце сияет над мостовой
Или дожди стучат в окно —
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём.
3-й ребёнок.
Город мой, дорогой,
Самый лучший и родной
Поздравленья принимай,
Хорошей и расцветай!
В. Буйницкая
Песня «Осень в городе»
Под весёлую музыку влетает Карлсон.
Карлсон. Посторониииись!!!! (Пробегает круг.) Посадку давай!!! Давай посадку, говорю!!! (Останавливается в середине площадки.) Здрасте! Я тут, сидя на крыше, услышал, что у кого-то здесь день рождения. Вот я и прилетел. (Садится на стул, достаёт ложку большого размера.) Всё, я готов! Где именинник? Пусть несёт мне варенье!
В. Подожди, Карлсон, у нас сегодня не простой день рождения, а день рождения нашего любимого города Гродно! Поэтому мы и собрались, чтобы отметить праздник и повеселиться!
Карлсон. Ооо, веселье я люблю! Только про Гродно я почти ничего не знаю, ведь я только по крышам летаю.
В. Наши ребята сейчас немного расскажут о Гродно.
Дети читают стихи, а на экране отображаются фото улиц и достопримечательностей Гродно.
4-й ребёнок.
На Нёмане город нарядный стоит,
Он в зелени парков, прибрежных ракит
И в пышных садах в летний день утопает,
Весной в белоснежных цветах расцветает,
Зимою наш город в снежинках искрится,
А осенью в яркой листве золотится…
5-й ребёнок.
Здесь солнце и радость, улыбки друзей,
Для гродненцев города нету родней,
Чем Гродно, нет сердцу дороже на свете,
Милее и краше, чем улицы эти.
6-й ребёнок.
Святая Каложа и парк Жилибера,
Театры, музеи, бульвары и скверы,
Проспекты широкие, улицы, улочки,
Витрины кафе, магазинов и булочных,
И птиц щебетанье над бором зелёным,
И новые яркие микрорайоны.
7-й ребёнок.
А старый центр Гродно преданья хранит,
И каждый здесь камень в стене говорит.
Два замка над Замковой тихой горой,
И старые липы над мостовой,
И Тизенгауза старая площадь,
Над Нёманом мост и дубовая роща.
Т. Сучкова
8-й ребёнок.
Музей чудесный под открытым небом,
Где рыцари сражались в старину
И город свой оберегали,
Чтоб не достался он врагу.
В. Буйницкая
9-й ребёнок.
А кольцевые дороги, что змейки,
Город наш моют машины, как лейки,
Умыты росою зелёные Пышки,
А в небо взметнулась стрелой телевышка.
И полон наш город волшебных чудес,
И вот каланча достаёт до небес.
10-й ребёнок.
Наш город прекрасный, научный, старинный,
Весёлый, приветливый, гостеприимный…
Наш Гродно нарядный, неповторимый.
Т. Сучкова
В. А давайте отправимся на экскурсию по Гродно.
Карлсон. Весёлою экскурсией по городу пройдём,
С музеями и парками мы дружбу заведём.
Музыкальная игра «Мы идём гулять по любимому городу»
Дети идут под ритмичную музыку по кругу и выполняют разнообразные движения (подпрыгивают, хлопают, топают и др.).
Карлсон. Как здорово мы прогулялись! Я узнал, что в Гродно есть зоопарк.
В. Это правда, Карлсон, сейчас наши ребята тебе расскажут про него.
11-й ребёнок.
По зоопарку я хожу
И аппарат в руках держу,
Фотографирую зверей
Птиц, черепашек и ежей,
И обезьянок, и зайчат,
И косолапых медвежат,
Орлов и зубра-великана,
Верблюда, льва и пеликана.
Потом куплю большой альбом
И помещу все снимки в нём,
Ребятам в группе покажу,
Про зоопарк наш расскажу.
В. Кудлачёв
Песня- игра «Танцующий зоопарк»
(автор — Е. Васильева)
Дети под текст песни превращаются в разных зверей и имитируют их движения.
Карлсон. Как же интересно! Можно целый день гулять по зоопарку!
В. Карлсон, зачем же целый день гулять только по зоопарку. В нашем городе есть ещё замечательный парк. В нём находится театр кукол, где показывают интересные спектакли.
Вот и наши ребята подготовили сказку «Репка».
Инсценировка сказки «Репка»
Карлсон. На улице такая отличная погода… Хочется прогуляться вдоль берега реки или озера… Но что-то я не замечал в Гродно ни речки, ни озера.
В. Ну как же, есть у нас река. Ребята, подскажите, как называется река в Гродно. (Нёман.)
12-й ребёнок.
Смотрит на синее небо,
Весь от тумана седой,
Нёман, наш батюшка Нёман,
Древний и всё ж молодой.
В. Буйницкая
Карлсон. Ну, раз такое дело, предлагаю поиграть в одну из моих любимых игр.
Подвижная игра «Ручейки и озёра»
Под ритмичную музыку дети врассыпную двигаются по площадке. Когда Карлсон произносит слово «ручейки», то детям необходимо построиться в колонну. Снова звучит ритмичная музыка — и игроки разбегаются. Когда Карлсон произносит слово «озёра» — дети образовывают круг.
Карлсон. Прекрасно поиграли! Ещё мне нравится слушать, как журчат ручейки. Вот бы песню послушать такую красивую, мелодичную. Может ребята знают такую?
В. Конечно знают!
Песня «Родны мой горад»
В. Ребята, мы с вами живём в городе, в котором много домов, магазинов, детских садов, школ и других зданий. Количество жителей Гродно увеличивается, для них нужно строить новые дома.
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
Каждым днём
Всё выше, выше новый дом.
В. Буйницкая
Давайте попробуем стать строителями.
Эстафета «Кто быстрее построит дом»
Дети делятся на две команды и из мягких модулей строят дома. Чья команда быстрее и аккуратнее построит дом, та и выигрывает.
В. Молодцы, хорошие дома построили.
Карлсон. А я тут узнал, что у вас есть очень-очень старые дома, это Старый замок и Новый, а соединяет их старинный мост. Поэтому предлагаю поиграть в интересную игру «Перебеги мост». Нужно быстро перебегать с одной стороны моста на другой.
Музыкальная игра
«Перебеги на другую сторону»
Дети стоят в шеренге, ведущий и Карлсон держат в руках игровой цветной парашют. По сигналу Карлсона детям необходимо перебежать на другую сторону площадки, чтобы не быть накрытым радугой (игровым парашютом).
Карлсон. Мы и пели и играли, только вот какой праздник без танцев! Дружно становитесь в круг, будем танцевать!
Под ритмичную музыку все исполняют танец «Заводной».
Карлсон. Какой прекрасный праздник получился! Сегодня я много узнал о городе Гродно! Но мне пора возвращаться домой!
Карлсон покидает праздник.
В. Наш праздник подошёл к концу.
На экране появляется поздравительная картинка «С днём рождения, Гродно».
В. С каждым годом молодей!
Город взрослых и детей!
Неразлучны мы с тобой
Город милый и родной!
В. Буйницкая
ЛИТЕРАТУРА:
- Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
Предлагаем познакомиться с творчеством педагогических работников яслей-сада № 90 г.Гродно.
Город Гродно мой родной!
Любимый город мой,
Ты старый добрый друг.
С тобою с радостью
Я по утрам встречаюсь.
И каждый день, любуясь на тебя,
Я красотой твоею восхищаюсь.
Ты молодеешь с каждым днём,
Загадочный мой город милый.
Гулять люблю я вечером и днём
По чистым улочкам твоим
И это придаёт мне силы.
Родиться в Гродно — это честь!
И я горжусь, и радуюсь всем сердцем,
Что ты, мой Гродно, на планете есть!
И называют меня гродненцем!
Л. Холькина
Букет васількоў
Як я люблю цябе, Радзіма!
Усё майму тут сэрцу міла —
Люблю рачулку і пясок,
І ў полі кожны каласок,
Лугі ў расе, рамонкі-кветкі,
Ад льну блакітныя палеткі.
І краявідаў далягляд —
Якому проста кожны рад.
Усё Радзіма увабрала
Ў сябе! І гэтым даражу!
Я васількоў букет сабрала
І Беларусі падару!
Вясёлка
Люблю цябе, мая старонка.
Люблю вясновы пах раллі.
Люблю лугі твае ў рамонках
І ў жытнім золаце палі.
Люблю свой гарадок і дом,
Вясёлку — сем дзівосных стужак
У небе, вымытым дажджом.
Люблю цябе, мая старонка,
Ў вянку бярозак і дубоў —
І кожны дзень спяваю звонка
Пра гэту вечную любоў!
Родная мова
Мова родная, ты выткана з кветак,
І з матылькоў, і чароўных палетак,
З сонца, вясёлкі, радасці светлай
І беларускай пяшчоты адметнай.
***
Родная мова!
Цудоўная мова!
Як жа нам, дзецям,
Цябе не любіць!
Кожны твой гук,
Тваё кожнае слова
Музыкай дзіўнай
У сэрцы гучыць!
В. Буйніцкая