Search
Суббота 30 Май 2020
  • :
  • :

С песком играем — цифры, буквы изучаем

Ольга ТЕРЁХИНА,

практикующий детский психолог,

песочный терапевт,

психологический центр «Со-Бытие»,

г.Гродно

 

 

 

 

 

Есть дети, для которых обучение чтению, письму и счёту представляется трудным и совсем неинтересным занятием. Но только не с кинетическим песком! Его поверхность без труда может принять вид чистого, гладкого листочка, а палочка — «превратиться» в карандаш. Пиши, рисуй, черти сколько пожелаешь!

Буквы и цифры часто напоминают какой-то знакомый, яркий образ. Быстро запомнить названия и графические изображения как букв, так и цифр поможет ребёнку игра «На что похожа буква (цифра)?».

Взрослый рисует на песке букву или цифру, рассказывает забавные стихи-ассоциации, скороговорки, чистоговорки, загадывает загадки, например, про похожую на жука букву Ж:

Посмотри-ка, буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

                    В. Кожевников

Эта буква — точно жук,

Издаёт жужжащий звук.

                   С. Маршак

Буква Ж — пузатый жук,

Зажужжала громко вдруг.

Буковка, ты не жужжи,

Лучше сказку расскажи.

                    К. Зелёная

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском, —

Сноп пшеницы на меже

Превратиться в букву… (Ж).

                      В. Степанов

Много ножек у жука,

У буквы Ж их много тоже.

Буква Ж жужжит всегда,

На жука она похожа.

                     Л. Леонова

Буква Ж всех веселит,

Потому что всё жужжит.

Жук — жужжит,

Жужжит — оса,

А в ручье — журчит она.

В жмурки с нами поиграет,

Пожурит, коль проиграет,

Дружат с нею журавли,

Жаворонки и жуки,

Ей жираф приветы шлёт,

Хоть и далеко живёт.

                   А. Тесленко

От черты шесть лапок пишем:

Три — наверх и три — пониже.

Буква Ж, как паучок,

Словно азбучный жучок.

                   С. Рейн

Ребёнок с удовольствием будет повторять звук [ж] — жужжать, вращая указательный палец (или пальцы) в песке, изображая «полёт жука», создавать его образ, выкладывая палочками букву Ж на песке, или как-то по-другому.

Образы букв и цифр могут «прятаться» в постройках, действиях, эмоциях, которые появляются в процессе игры с песком. Взрослый говорит об этом ребёнку:

— Покажи следы от когтей тигра. Как страшно! Знаешь, у тебя получились следы передних лап, потому что у тигра на передних лапах по пять пальцев, а на задних — по четыре. Давай поиграем. Один из нас отвернётся, а другой в это время оставит на песке следы от когтистой тигриной лапы. Нужно отгадать, передней или задней. Только вместо слов будем писать на песке ответ: цифру 4 или 5...

— Ты так удивился, когда нашёл в песке пропавшего солдатика: «О, как он здесь оказался?!» Твой рот стал похож на букву О, круглый от удивления. Можешь нарисовать букву О на песке или слепить?..

Когда ребёнок усвоит буквы и цифры, пусть и не все, взрослый прячет в песке несколько разных букв или цифр. Ребёнок ведёт поиск, можно на ощупь или грабельками. Например, только согласные (только гласные; конкретную букву; гласную У и две любые согласные; цифры меньше 3; цифры больше 4, но меньше 6 и т.д.). Взрослый может заранее сказать, сколько согласных спрятано в песке. В случае, когда ребёнок демонстрирует больше букв или, наоборот, меньше, настойчиво утверждая, что больше согласных нет, взрослый получает возможность закрепить представления о буквах, обучить приёмам саморегуляции и способам бесконфликтного взаимодействия.

После того, как ребёнок завершил поиск букв, взрослый предлагает с ними «поиграть». Например, составить слоги и/или слепить предмет, в котором есть один из составленных слогов. Чтобы игра проходила более динамично и увлечённо, взрослый может ограничить время выполнения задания 2—3 минутами или одновременно с ребёнком создавать собственную постройку. В завершении игры ребёнок называет, в каком месте слова (начале, середине или конце) находится нужный слог или нужная буква.

В случае затруднения в придумывании слова взрослый может предложить ребёнку помощь «с загадкой»: нарисовать на песке не целый предмет, в названии которого есть нужный слог, а лишь части, по которым нужно восстановить целое. Например, взрослый задумал слово «мышка», но на песке рисует лишь верхний контур слегка вытянутой мордочки с маленькими круглыми ушками и усиками и длинный хвост. Глядя на фрагменты изображения, ребёнку нужно догадаться, что это мышка. Если он не может правильно ответить, взрослый дорисовывает спинку и лапки. Отгадав целое, ребёнок может дорисовать предмет самостоятельно.

Предлагаемые игры с буквами и цифрами предполагают совместную деятельность детей со взрослым, который является руководителем и организатором игрового пространства, в простой, интересной и доступной форме объясняет правила и следит за их выполнением.

Игра «Найди буквы (цифры)»

Взрослый рисует прямые, кривые, волнистые, ломаные линии, которые пересекаются между собой. Среди них ребёнку нужно найти буквы (цифры), выделяя их контур бусинами или камешками.

Игра «Угадай букву по фрагменту»

Взрослый лепит часть буквы, просит ребёнка угадать её и «долепить» отсутствующий фрагмент. Затем вместе придумывают, в какие предметы она может превратиться.

— Слепи букве С много ножек и головку, чтобы она превратилась в весёлую сороконожку и смогла участвовать в соревновании!

Игра «Назвал — букву забрал»

Посмотри по сторонам —
Буквы тут и буквы там.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы выходим их искать.

                  Л. Сорока

Взрослый прячет в шарики или горки из песка буквы. Ребёнок в поисках разрушает постройки: разбивает их кулачком, разрезает пластмассовым ножом или разгребает грабельками. Далее называет пять слов, которые начинаются (заканчиваются) на найденную букву: назвал — букву забрал, не назвал — спрятал её в шарик (горку) из песка.

Играть интереснее в компании. Выигрывает тот, кто соберёт больше букв.

Игра «Отгадай цифру»

Играть можно и вдвоём, но интереснее в большой компании.

Взрослый прячет пластмассовые цифры от 0 до 9 (или карточки с их изображением) в песок, который затем раскатывается.

Водящий протыкает песок палочкой в поисках цифры. Определив, в каком месте цифра, он разгребает песок и достаёт её так, чтобы другие не видели. (Взрослый может попросить остальных игроков закрыть глаза.)

Затем водящий говорит: «Отгадайте, какая у меня цифра?» и кладёт на ровную поверхность песка в центре песочницы карточку с вопросительным знаком.

Детям нужно отгадать, какую цифру нашёл в песке их партнёр по игре. Для этого они по очереди не только называют цифру, но и «пишут» её, выкладывают из счётных палочек, лепят. Водящий, чью цифру отгадывают, отвечает, больше или меньше его цифра названной. Кладёт карточку с вопросительным знаком слева или справа от названной цифры соответственно обычному порядку расположения цифр. Если цифра названа правильно, водящий на карточку с вопросительным знаком кладёт найденную цифру. Отгадавший становится водящим.

Перед тем как снова начать игру, нужно спрятать в песок названную цифру так, чтобы дети не видели, где именно её новое место.

Детям порой непросто разобраться между количественным и порядковым счётом, а также в понятиях «последний», «предпоследний», «средний». Для обучения порядковому счёту можно организовать следующую игру.

Игра «Подсказка»

Взрослый вместе с ребёнком делает из песка 5 горок. В одной из них прячет какой-либо предмет, а затем предлагает ребёнку найти его по подсказке, например: «Ищи во второй горке слева». Затем можно предложить ребёнку спрятать предмет и подсказать, где его искать.

Игра «Увлекательная геометрия»

Взрослый рисует на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс или в виде узора из пересекающихся фигур, задаёт ребёнку вопросы:

— Сколько всего фигур? Покажи.

Ребёнок может выложить контуры фигур камешками, бусинами и др.

— Сколько треугольников (квадратов, кругов)? Каких фигур больше (меньше)? Каких фигур поровну?

В случае пересекающихся фигур взрослый даёт задания. Например: положить каштан внутри большого круга и треугольника; воткнуть палочку внутри сразу двух квадратов; «посадить дерево» внутри квадрата и круга, но вне маленького круга; поставить машинку вне всех кругов в правом верхнем углу и др.

Игра «Три камешка»

Играть нужно вдвоём, потребуются по 3 камешка (можно заменить предметами небольшого размера). Каждый участник прячет в песке 1, 2 или 3 камешка. Чтобы запутать соперника, разрешается оставить песочницу пустой. Теперь задача — угадать, сколько камешков в игре. Игроки по очереди называют свой вариант — числа от 0 до 6, повторяться нельзя. Например, если первый игрок назовёт «пять», то второй выбирает из оставшихся чисел. Далее они ведут раскопки и смотрят, кто выиграл. Угадавший выбрасывает один свой камешек, и игра продолжается. Если никто не угадал, то играют дальше. Побеждает тот, кто раньше избавится от своих камешков.

Ещё увлекательнее играть втроём или вчетвером. Главное — не забыть изменить варианты ответов: от 0 до 9 или от 0 до 12.

Игра «Мост»

Взрослый сооружает в песочнице ров, через который выкладывает «мост» из десяти веточек (счётных палочек), и предлагает ребёнку «пройти по мосту через реку» к волшебному дереву. Для этого нужно отгадать слово, спрятанное в точках.

Для игры взрослый загадывает простое слово, например, «роза», «туча» и др. (В песок можно закопать карточку с соответствующим изображением, чтобы в конце игры найти её и убедиться, что именно это слово было загадано.)

Взрослый пишет на ровной поверхности песка первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв точками (самый сложный вариант, когда изначально все буквы слова неизвестны). Ребёнок называет букву, которая может быть в слове. Если она угадана правильно, то взрослый пишет её на месте соответствующей точки. За каждую неправильную букву убирает с моста одну веточку. Если веточек не станет прежде, чем слово угадано, значит, ребёнок проиграл.

Чтобы случайно не повторить уже названную букву, ребёнок записывает её палочкой на песке или находит среди лежащих на столе пластмассовых букв и вдавливает в песок. Взрослый в случае затруднения всегда готов прийти на помощь! Игра пройдёт ещё интереснее, если ребёнок по просьбе взрослого «оживит» слово — вылепит из песка загаданный предмет.

Нескучные игры с буквами и цифрами в «правильных пропорциях» смешивают игру и учебно-познавательную деятельность ребёнка, повышают его интеллектуальную активность, а значит, подготавливают к успешному преодолению трудностей дальнейшего обучения на I ступени общего среднего образования. Это очень важно для человека, ведь успехи в одном деле дают уверенность и в других, способствуют «реализации себя» не только в период обучения, но и вообще в жизни.