Идея социализации всегда связана с развитием человека. Во все времена родителей волновало, каким вырастет их ребёнок: практичным, хватким, (т.е. социально адаптивным, как сказали бы сегодня) или мечтателем, художником, учёным...
Находились и те, которые задумывались не только о том, каким вырастет человечек, но и о том, как достичь нужного результата. Одни уповали на природу, которая «всё равно своё возьмёт», другие считали, что только наставления взрослых, строгие правила поведения помогут взрастить «правильную» личность.
Эти установки и ожидания, в той или иной степени, находили своё отражение в практике образования, где велись диспуты о важности социально обусловленного или свободного воспитания для подрастающего поколения. И сегодня эти рассуждения не только не потеряли своего значения, но и получили ещё большую актуальность, связанную такими тенденциями, как глобализация, интеграция, массовая информатизация, межкультурная коммуникация и т.д.
Социальное — это то, что связывает индивида с его ближайшим и отдалённым окружением. Определение «социальный» (от лат. socialis — общественный), согласно словарю Д.Н. Ушакова, толкуется именно как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный» [4]. Процесс же социализации понимается как «усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта» [3, с. 274].
Социальное развитие ребёнка является одним из востребованных направлений для исследования в образовательной науке и практике. В работах учёных-классиков, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др., подчёркивается, что образование в период детства оказывает особое влияние на вектор и динамику социального развития индивида в будущем.
Именно окружающая социальная среда делает индивида человеком «общественным», включённым в жизнь данного общества. И особое значение в процессе социализации имеет тот возраст, в котором был начат процесс знакомства ребёнка с социальным окружением. Всем известны так называемые дети-маугли, которые, даже став взрослыми, так и не научились говорить, не осознали себя частью той социальной группы, в которой оказались, так и не поняли норм и ценностей совместного бытия окружающих их людей. Это произошло потому, что в жизни этих детей не случилась первичная социализация, связанная с усвоением базовых основ жизненного опыта, социальных умений и навыков, составляющих основу цивилизованной жизни.
Л.И. Божович, изучая особенности социального развития ребёнка дошкольного возраста, придавала особое значение окружающей среде. Она отмечала: «Сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя её, взрослый вводит ребёнка в мир социальной действительности — общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в её традициях находят своё воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребёнок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфические социальные формы психики» [1, c. 175].
Изначально социализация происходит в семье, где ребёнок усваивает представления об обществе, об отношении к людям, о ценностях жизни и нормах поведения. Это называется первичной социализаций. К институтам вторичной социализации, т.е. среде, находящейся за пределами родного дома, прежде всего относят детский сад, школу, в которой ребёнок, подросток в течение одиннадцати лет узнаёт новые социальные роли, обязанности, учится действовать в соответствии с иными по сравнению с семейным окружением, социально обусловленными правилами и установками события.
Учитывая количество времени, проводимого ребёнком в детском саду, а также социальную направленность организации жизнедеятельности в нём, очевидно, что детский сад также выступает значимым агентом социализации для подрастающего поколения. Однако опыт показывает, что воспитатели детского сада зачастую относятся к целенаправленной работе по социальному развитию детей несколько формально, порой с осторожностью.
Как показала практика, программно-методическое обеспечение образовательного процесса дошкольных организаций в основном направлено на формирование интеллектуальной готовности детей к обучению; программы же, предполагающие целенаправленное социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, реализуются лишь в 10% детских садов. Это подчеркивает и Л. Любимов в статье «Не провалить социализацию», где он пишет: «Посетив в последние месяцы десятки московских школьных комплексов (в среднем, в каждом — 2—3 школы и 4 детских сада), я обнаружил, что конкретно ответить на вопрос о том, что такое социализация, ни в одном детском саду мне не смогли. А это большой набор устойчивых навыков поведения в микросоциумах: первым здороваться со взрослыми, уступать им дорогу; встать утром самому и быстро, с улыбкой, поцеловать домашних; беречь то, что дали, подарили, в том числе то, что принадлежит другому (т.е. уважать собственность)…» [2].
Между тем, согласно новым установкам в развитии практики дошкольного образования, сегодня на первый план выходит именно социально-коммуникативное развитие ребёнка. Другими словами, в детском саду необходимо обеспечить социальную подготовленность растущего человека для включения его в общую жизнь, в социум.
Однако проведённый опрос педагогов ряда дошкольных образовательных организаций показал, что подавляющее большинство полагает основной задачей в социальном развитии ребёнка его подготовку к школе. При этом из числа опрошенных 25% считают, что необходимо готовить детей к адаптации в новых условиях, к включению в детский коллектив, к развитию самостоятельности; 23% отмечают, что прежде всего внимание следует уделять формированию различных видов готовности к обучению в школе и предварительному освоению содержания учебных программ; 12% указывают на необходимость формирования мотивации к обучению. Другими словами, большая часть педагогов считает необходимым готовить детей к отдельным составляющим обучения как особой формы социализации, но не осознают целостность и многоаспектность этого процесса. И только 20% педагогов отметили, что работа с детьми старшего дошкольного возраста должна способствовать принятию новой социальной роли, формированию основ социальной зрелости, соответственной возрастным новообразованиям и необходимым компетенциям будущих первоклассников для адекватной интеграции в новый коллектив, в новую ситуацию развития.
Осознание определённой нерешённости проблемы целенаправленного социального развития ребёнка в дошкольной образовательной организации побудило преподавателей кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета (г.Екатеринбург) разработать специальную программу для детских садов «Социальное развитие ребёнка-дошкольника».
Цель программы «Социальное развитие ребёнка-дошкольника» заключается в последовательном знакомстве ребёнка с окружающим миром, введении его в социальное пространство и приобретение им соответствующего социального опыта по направлениям «Я и мой детский сад», «Я и Мы», «Я и моя семья», «Я — завтрашний школьник».
Основными принципами программы являются:
- природосообразность и культуросообразность: разумная интеграция индивидуальной (природной) и социальной (культурной, ценностно ориентационной) составляющих в процессе воспитания;
- оптимальное сочетание актуальности и перспективности в организации социального пространства ребёнка-дошкольника;
- интеграция социального развития с познавательным, художественно-эстетическим, речевым, физическим направлениями в развитии дошкольника;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, выражающийся в конструировании соответствующей образовательной траектории развития дошкольников;
- опора на активность самого ребёнка как ведомого субъекта системно-деятельностного подхода в процессе освоения социального поведения;
- открытость и диалогизация, определяющие методику и технологию совместной деятельности субъектов, включённых в образовательное простарнство.
Основные задачи программы:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по своему усмотрению использовать личное время);
- развитие коммуникативной компетентности ребёнка — распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям — уважения и терпимости к детям и взрослым, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- развитие у детей чувства ответственности за данное слово, другого человека, общее дело.
Реализация программы началась не с набора мероприятий, название которых «совпадало» бы с идеей социализации ребёнка, а с серьёзной подготовки самих педагогов-практиков: воспитателей, методистов, педагогов-психологов, руководителей дошкольных организаций. Для этого были проведены курсы повышения квалификации по программе «Социальное развитие ребёнка-дошкольника». В формате интерактивных занятий преподаватели актуализировали у слушателей представления и знания об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста, обсудили основные подходы к пониманию социализации в целом и трансформации общих положений применительно к выпускникам дошкольных образовательных организаций, предложили соответствующие диагностические материалы, обосновали базовые положения самой программы и т.д.
Стоит отметить, что в определении «социально-коммуникативный» заложены одновременно и цель, т.е. собственно социальное развитие, и условие, средство достижения этой цели — межличностная коммуникация детей дошкольного возраста. При этом не умаляется значимость остальных направлений развития — познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического. Однако именно в процессе коммуникации, общения с окружающими дети знакомятся с правилами поведения, нравственными нормами, социальными ролями, ожиданиями и т.д.
Содержание программы предполагает работу по четырём основным направлениям. Они выбраны как приоритетные в социально-коммуникативном развитии дошкольника, так направления способствуют расширению круга общения ребёнка: от себя (позиция центрации) — к окружающим людям, миру (децентрация). При этом детский сад сохраняет за собой ведущую роль как институт социализации на дошкольной ступени системы образования.
Каждое из направлений имеет ряд подготовительных и основных мероприятий.
Так, направление «Я и мой детский сад» включало: проведение экскурсий по детскому саду («внутренней» и «внешней») для освоения ближайшего пространства; встречи с детьми из других групп для создания предпосылок для разновозрастного общения; подготовка стенда рисунков и фотографий на тему «Мой детский сад» как формы диагностики отношения ребёнка к окружающему пространству; разработку «Методической копилки дошкольной образовательной организации», помогающей сохранять сценарии подобных социально ориентированных мероприятий для дальнейшей работы. Такая работа помогает задать «точку отсчёта» в актуальном социальном пространстве, передавая накопленный опыт, впечатления младшим ребятам, а также обозначить вектор дальнейшего развития — подготовку к школе.
Особое внимание было традиционно уделено направлению «Я и моя семья». Как известно, семья — это сфера первичной социализации ребёнка. Именно здесь он осваивает социальную зону, приобретает чувства близости и доверительности, умение тонко различать настроение и самочувствие других людей, учиться эмоционально реагировать с учётом правил и норм ближайшего социального окружения. В процессе освоения данного направления проводятся не только традиционные праздники, но и совместно с родителями, фото- или видеоинтервью с ближайшим кругом родственников, составление семейной родословной, подготовка специальной странички в портфолио ребёнка «Моя семья» и т.п. В одном из детских садов выпустили сборник детско-родительского творчества «Бабушкины рецепты здоровья», что особо запоминается как взрослыми, так и детьми.
Но, очевидно, что наиболее разработанным в практике является направление «Я и Мы», в осуществлении которого воспитатели во многом опираются на уже накопленный опыт: чтение, просмотр и обсуждение с детьми ситуаций общения, игры и элементы коммуникативных тренингов, способствующие установлению дружеских связей детей в группе. Общение и игра выполняют несколько функций: удовлетворение потребности в общении с другими людьми, раскрепощение ребёнка, раскрытие его как индивидуальности, знакомство и отработка социальных ролей, формирование готовности к совместной деятельности, умению делиться, уступать, или, напротив, настаивать на чём-либо, договариваться и т.д. Все эти умения становятся важными инструментами коммуникации для успешной социализации. Популярными для этого направления стали такие игры, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», где дети повторяют действия или слова партнёра, подстраиваются или уподобляются в своих действиях сверстнику, что помогает им лучше понять его настроение, замечать детали их движений, мимики, интонации и т.д. Завершением такой работы может стать составление общего коллажа группы «Ай да мы!», а также подготовка «письма-пожелания» от «лица» группы каждому выпускнику детского сада.
Направление «Я — завтрашний школьник» заслуживает отдельного внимания. Для старших дошкольников центральным жизненным событием становится предстоящее обучение в школе. Стоит учитывать, что детям с поступлением в первый класс необходимо адаптироваться к школе как в физиологическом, так и в социально-психологическом аспекте. При этом, как правило, ожидания детей по поводу школы не совпадают с реальной картиной школьной жизни.
Мы провели диагностику с целью выяснить уровень мотивационной готовности ребёнка к школе (в ней приняли участие 50 дошкольников). Результаты показали, что дети связывают своё «школьное» будущее прежде всего с отметками, причём, положительными, и практически не осознают социальную значимость самого процесса обучения.
Поэтому было принято решение уделить внимание именно формированию у детей представлений об общественной ценности учения. Прежде всего, опираясь на игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, педагоги усилили школьный акцент в сюжетно-ролевых играх: дети «примеряли» на себя роль ученика, обыгрывали ситуации «школьного дня», «попадая» на урок и перемену, в школьную библиотеку, спортивный зал и т.п. Таким образом, будущим школьникам предоставлялась возможность познакомиться в игровой форме с правилами и нормами поведения в школе.
Для того, чтобы способствовать осознанию детьми ценности учения, воспитатели стали использовать смысловой потенциал пословиц и поговорок: обсуждение, подготовка рисунков и коллажей и т.д. Такая работа с метафорой очень интересна, хотя и представляет определённую сложность для ребёнка — она позволяет ему проникать в переносный смысл народной мудрости, и, кроме того, переводит эти раскрытые смыслы в конкретные образы.
Педагоги стали привлекать заинтересованных родителей, готовых рассказать дошкольникам об особенностях работы труда врачей разных специальностей, учителей, военных и полицейских, строителей и представителей других профессий, сделав акцент на том, как им в работе пригодились полученные в школе знания.
Практически во всех детских садах в рамках данного направления были проведены: заочное знакомство со школой (видеоэкскурсия), выставка рисунков «Школа — это…» как одна из форм диагностики готовности ребёнка к школьному этапу, встреча с учителем начальных классов или учащимися младших классов (выпускников этого же детского сада) для формирования более определённого представления о школьном будущем, проведение «Праздника школьного портфеля» как точки перехода от одной ситуации развития к другой.
«Праздник школьного портфеля» следует выделить особо, поскольку он стал и определённым завершением пилотного этапа внедрения программы «Социальное развитие ребёнка-дошкольника».
Сценарии этого праздника во всех садах получились разными.
В одном детском саду главным героем праздника стал старенький портфель —
участник реальной школьной жизни 80-х годов прошлого века. Этот портфель одновременно хранит в себе память о школьных годах родителей и несёт образ современной школы, т.к. в нём находятся атрибуты школьников разных поколений. По мнению детей и родителей, наиболее интересными эпизодами праздника стал экскурс в историю школьного портфеля. Дети выстраивали «ленту времени», раскладывая школьные принадлежности разных времён в соответствующие этим историческим периодам портфели. Родители, соревнуясь между собой, «проверяли», как собран портфель будущего первоклассника.
В другом детском саду кульминацией праздника стала мини-пресс-конференция между выпускниками детского сада и учащимися начальной школы (в прошлом —
выпускниками данного сада). Такая встреча позволила будущим школьникам в живой беседе узнать ответы на разнообразные вопросы, касающиеся школьной жизни, получить опыт общения в деловой ситуации. Любопытно, что пресс-конференция, будучи формой общения взрослых, дала возможность детям почувствовать себя увереннее при взаимодействии со старшими ребятами.
В третьем детском саду детей ожидал сюрпризный момент — подарок в виде портфеля, в который были вложены странички индивидуального портфолио каждого ребёнка: «Это Я» (что о себе знает ребёнок), «Я и моя семья», «Я и Мы» (фотографии со сверстниками, показывающие каким видят его окружающие), «Пожелания в дорогу» (от родителей, друзей, воспитателей). Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, собрание его успехов, связанных с положительными эмоциями, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.
Самому ребёнку очень трудно сфокусировать своё внимание на положительных моментах жизни, осознанно запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому портфолио становится не только предметом его гордости, но и средством самопознания и самопрезентации в новых обстоятельствах.
В первые же дни в школе с помощью такого портфолио ребёнок уже может представить себя в новом коллективе. Учитывая такую возможность, мы рекомендовали воспитателям устроить встречу выпускников детского сада со своей будущей учительницей. Подобный сюжет как нельзя более точно вписывается в идею преемственности в социальном развитии ребёнка на смежных ступенях обучения — дошкольной и начальной школьной.
В целом стоит отметить, что и сама направленность «Праздника школьного портфеля» отличается от привычного выпускного в детском саду. Дело в том, что выпускной подводит определённую черту под пребыванием ребёнка в детском саду, а «Праздник…» как раз устанавливает связь между прошлым (детским садом) и будущим (школой). Отсюда — позитивное настроение участников, осознание устремлённости в будущее, готовность принять новое в жизни — всё это и есть составляющие процесса социализации.
Особенностью этой программы является то обстоятельство, что обозначенные выше направления социального развития ребёнка-дошкольника реализуются не линейно, последовательно, а интегрировано. В каждом направлении есть своя кульминация, особое событие, к которому готовятся и дети, и взрослые, и после этого действия направление не «сворачивается», а продолжается, хотя и не с прежней интенсивностью.
На конференциях «Социальное развитие ребёнка: вчера, сегодня, завтра» (2013, 2014 гг.) опыт внедрения этой программы был представлен для обсуждения педагогам дошкольного образования города и области. Как лейтмотивы на конференции звучали следующие педагогические высказывания: необходимым условием ведения программы является ценностное отношение педагогов к Детству, Ребёнку, детскому развитию; понимание педагогами того, что «год жизни ребёнка не равен году жизни взрослого человека». Поэтому значимость целенаправленного социального развития ребёнка в этот период трудно переоценить.
В качестве уже очевидных результатов программы «Социальное развитие ребёнка-дошкольника» можно назвать то, что педагоги-воспитатели убедились, что такие привычные формулировки, как «развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей» и др., действительно отражают моменты социального развития ребёнка в дошкольный период и, что не менее важно, они достижимы. Причём достижимы не только на словах, но и на деле.
В целом содержание программы «Социальное развитие ребёнка-дошкольника» ориентирует на осмысление нового личного опыта ребёнка (переживаний, коммуникации, выбора и принятия решений, деятельности и т.д.), на получение новых знаний и способов его порождения, на выработку новых умений и навыков, которые составляют основу социальной ситуации развития в его актуальном и перспективном жизненном пространстве.
Представленная программа является одной из значимых составляющих в области воспитания подрастающего поколения, направленных на решение общих задач воспитания: подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт, умение и желание трудиться); развить общественно ценные качества личности; нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; научить взаимодействию с другими людьми, и успешно реализуется на ступени дошкольного образования.
Литература:
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1995.
- Любимов, Л. Не провалить социализацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://izvestia.ru/news/578787#ixzz3I3zyL3Rs
- Словарь по социальной педагогике / Авт. -сост. Л.В. Мардахаев. — М.: изд. центр «Академия», 2002.
- Толковый словарь Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1037294
Евгения Коротаева,
профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства,
Марина Бывшева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства,
Уральский государственный педагогический университет г.Екатеринбурга





















