Search
Sunday 16 November 2025
  • :
  • :

Научно-методическое обеспечение иностранного обучения как средство когнитивного и личностного развития детей дошкольного возраста

 

image description

Елена Смолер,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики
Белорусского государственного педагогического университета
имени Максима Танка

 

image description

Наталья Муродходжаева,
кандидат педагогических наук,
доцент института педагогики
и психологии образования
Московского городского педагогического университета

 

В статье характеризуется концепция организации обучения иностранным языкам на уровне дошкольного образования. Рассматривается научно-методическое обеспечение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)» учебной программы дошкольного образования. Описан учебно-методический комплекс «Wonderland» для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: концепция организации обучения иностранным языкам на уровне дошкольного образования, дети дошкольного возраста, учебно-методический комплекс, учебная программа дошкольного образования.
Concept of foreign language teaching in the process of preschool education is characterized in the article. Scientific and methodological support of educational sphere «Speech development and verbal communication culture (foreign language)» of the curriculum of preschool education is examined. A training complex «Wonderland» for teachers to teach preschool children is described.
Key words: concept of foreign language teaching in the process of preschool education, preschool children, training complex, the curriculum of preschool education.

Введение. Известно, что познавательное, интеллектуальное и речевое развитие начинается в период дошкольного детства. В связи с этим развитие личности детей дошкольного возраста в целом и их коммуникативно-познавательное развитие в частности всегда стояли в центре внимания психологов и педагогов (Л.C. Выготский, C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер). Включение иностранного языка в образовательный процесс учреждений дошкольного образования, обусловленное требованием времени и новым осмыслением социального заказа, может способствовать созданию условий для общего развития детей и их речевого развития средствами двух языков: родного и иностранного.

В учебной программе дошкольного образования отражены цели, задачи и формы работы по обучению детей иностранному языку [8]. Содержание конкретизировано на материале английского языка. Стало необходимым разработать систему современного научно-методического обеспечения для образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)» учебной программы дошкольного образования для детей от 5 до 7 лет.
Основная часть. Актуализация проблемы раннего обучения иностранным языкам обусловила необходимость разработки концепции обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам. Созданная концепция состоит из 5 разделов: «Введение», «Исходные методологические посылки и принципы обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам», «Цели обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам», «Дидактические основания, принципы и критерии конструирования содержания образования», «Состав и структура учебно-методического комплекса (УМК)».
Во «Введении» обосновывается актуальность обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам. Роль и место образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)» в системе дошкольного образования предопределяется особенностями социального заказа, ориентировано на изучение языков.
К числу основных задач, разрешение которых обеспечивает реализацию социального заказа, отнесены: формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию; воспитание интереса и уважение к культуре, традициям и нравам других народов; умение использовать общение на иностранном языке для удовлетворения потребности детей дошкольного возраста в самоутверждении и признании окружающими. Выдвижение обозначенных задач в число приоритетных предполагает подготовку детей дошкольного возраста к дальнейшему, более осознанному изучению иностранного языка.
Создание лингводидактических систем, отвечающих потребностям сегодняшнего дня, осуществляется с учётом того, что в Республике Беларусь владение иностранными языками рассматривается как важнейший фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Обучение иностранным языкам детей в дошкольном возрасте способствует формированию предпосылок к будущей учебной деятельности. Иностранные языки изучаются в целях их дальнейшего функционирования в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей. Возрастают потребности страны в специалистах, способных использовать иностранные языки для обеспечения различных видов коммуникации. Эти потребности, выражая сущности социального заказа в адрес сферы языкового образования, детерминируют содержание педагогической цели на социально-экономическом уровне.
В разделе «Исходные методологические посылки и принципы обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам» подчёркивается, что владение иностранными языками рассматривается как важное предусловие адаптации человека в глобальном мире. Главное — обеспечивать взаимодействие народов, исключать возможность негативного влияния на процесс национальной самоидентификации и культурного самоопределения личности; повышать готовность человека к личностной и профессиональной самореализации посредством использования иностранного языка наряду с родным языком в качестве материальной формы функционирования своего мышления. Таким образом, процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на подготовку к межъязыковому межкультурному общению.
При организации образовательного процесса следует оптимально учитывать возрастные особенности детей, рационально использовать динамику их развития и правильно определять цели, задачи, средства, методику и технологию обучения. Ведущими становятся принципы общения, мотивации, содержания деятельности, игрового моделирования жизненных ситуаций и их реализации.
Раздел «Цели обучения детей дошкольного возраста иностранным языкам» определяет основную цель, которая состоит в развитии лингвистических и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе изучения иностранного языка.
Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие, воспитание детей дошкольного возраста, что предполагает постановку целей обучения в единстве образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Образовательные цели состоят в овладении детьми начальными лингвистическими представлениями в области фонетического, идиоматического, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи.
Развивающие цели предполагают когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В процессе изучения иностранного языка дети овладевают элементами социального и речевого этикета, культурой поведения и общения на иностранном языке. При этом возникают возможности для развития образного мышления ребёнка, внимания, памяти, воображения, саморегуляции.
Воспитательные цели направлены на обогащение духовного мира и расширение кругозора детей дошкольного возраста, воспитание у них уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, разумное и обоснованное поведение при взаимодействии языков и культур.
В «Дидактических основаниях, принципах и критериях конструирования содержания образования» указывается, что содержание обучения иностранному языку в учреждении дошкольного образования должно обеспечить формирование такого набора языковых умений и навыков, которые необходимы для практического владения иностранным языком и соответствуют интересам и потребностям детей определённой возрастной группы.
Педагогу предоставляется широкое поле для творческой работы: он может отбирать, дополнять, конкретизировать тематический и языковой материал в зависимости от возрастного периода, года обучения, уровня развития детей и методического обеспечения. От педагогов зависит, чем станет для ребёнка первая встреча с иностранным языком, какой вклад внесёт это обучение в его воспитание и общее развитие.
Содержание обучения включает:
языковой материал (фонетический, лексический, грамматический);
предметно-тематическое содержание, включающее сферы, тематику и ситуации иноязычного общения.
Определяя языковое содержание обучения, необходимо учитывать:
частотность материала, его семантическую и грамматическую ценность;
простоту и доступность дошкольного возраста.
Ведущим принципом отбора языкового материала является принцип коммуникативной целесообразности. Характер языкового материала определяется возрастными этапами психического и речевого развития детей, т.е. используемый для обучения материал должен включать необходимые понятия, значения и обозначения, которые соотнесены с типичными ситуациями общения детей дошкольного возраста, их общей и игровой деятельностью.
Тематика по иностранному языку должна перекликаться с материалом, который используется в учреждениях дошкольного образования для развития речи на родном языке, но не опережать тематику по развитию родной речи и идти после того, как соответствующий материал будет усвоен на родном языке, чтобы не создавать детям дополнительных трудностей.
Задачи содержания обучения иностранному языку определяются возрастными особенностями детей дошкольного возраста и реализуются в разнообразных организационных формах.
Раздел «Состав и структура УМК» является микромоделью системы обучения и представляет собой набор органично взаимосвязанных учебных пособий. В нём на основании последовательного учёта положений личностно-ориентированного коммуникативно-когнитивного подхода педагогически интерпретированы и отражены цели, содержание и структура языкового образования, требования к организации образовательного процесса, методы, технологии и средства обучения.
В своей совокупности в компонентах УМК должен быть реализован ряд основных функций образовательного процесса (моделирующая, обучающая, управляющая, информирующая, мотивирующая, индивидуализирующая, компенсаторная, контролирующая, организационно-планирующая).
Полный комплект УМК включает следующие компоненты: печатные, аудитивные, визуальные, аудиовизуальные, компьютерные. Количество компонентов УМК определяется уровнями предъявления содержания образования, возрастом детей.
На основе разработанной концепции было определено научно-методическое обеспечение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)» учебной программы дошкольного образования.
У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли учёные, детские психологи и педагоги: А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина, М.М. Конина. Их идеи нашли отражение в исследованиях их учеников и единомышленников: Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, О.С. Ушаковой, Г.А. Тумаковой, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева и др.
Проблемы развития речи, речетворчества у детей дошкольного возраста отражены в трудах белорусских исследователей: Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, А.Л. Давидович.
Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) у детей дошкольного возраста протекает неравномерно и в определённой степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребёнка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.
Исследования Л.С. Выготского, Л.В. Щербы свидетельствуют о том, что изучение второго языка благотворно влияет на развитие родной речи. Раннее изучение иностранного языка благотворно сказывается на общем развитии ребёнка: способствует развитию памяти и мышления детей, формированию речевой культуры. В процессе правильно организованного обучения иностранному языку совершенствуется артикуляционный аппарат, формируются навыки произвольного внимания, целенаправленного восприятия, развивается воображение. Получаемые представления о строе иностранного языка помогают осознанию строя родного языка.
На занятиях по иностранному языку дети получают представления страноведческого характера, знакомятся с фольклором и детской литературой страны изучаемого языка. Развитию ребёнка также способствует овладение им речевым поведением на иностранном языке, которое неотделимо от овладения элементами иноязычной культуры.
Учитывая сензитивность ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Кроме того, раннее изучение иностранного языка чрезвычайно благоприятно для овладения аутентичным произношением. Организация раннего обучения иностранному языку накладывает определённые обязательства на педагогов по созданию условий, при которых обучение маленьких детей было бы наиболее эффективным и в наибольшей степени способствовало бы их речевому, интеллектуальному, эмоциональному, одним словом — всестороннему развитию.
Опыт, накопленный в России и других зарубежных странах, результаты экспериментального обучения детей дошкольного возраста доказывают правомерность, целесообразность и эффективность раннего обучения иностранным языкам. В мире существует много различных программ и методик для обучения детей иностранному языку. Среди них: A training program of volunteers. Young children; Bilingual Educational Project (Santa Clara Country, California); Child and Family Resource Program (Gering, Nebraska, Washington DC); «Kalinka» (Finland, Helsinki) и др.
В большинстве из них предлагаются способы организации раннего обучения иностранному языку. Каждая программа снабжена обширным методическим материалом, в который входят: пособие для педагога, аудио- , видеоматериалы, книги для чтения, книжки-раскраски и многое другое. К сожалению, очень часто программно-методические разработки, связанные с обучением детей иностранному языку, имеют очень слабое научное, теоретическое обоснование, не опираются на современные концепции обучения детей родному и иностранному языкам.
На основе этой научной концепции в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была разработана «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (М., 1985). Принципы и приёмы обучения, изложенные в ней, послужили основой для создания ряда программ обучения детей дошкольного возраста второму языку: в Литве (Т.М. Виноградова), Узбекистане (Ф.Р. Кадырова), Азербайджане (М.А. Байрамова) и других республиках бывшего Союза, а также программ по иностранным языкам (Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, И.А. Артамонова, Г.М. Андрочникова). Исследования доказывают, что при условии внедрения методик, основанных на знании психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста и закономерностей процесса усвоения детьми иностранного языка, раннее начало обучения приносит эффективные результаты.
Следовательно, результативность и эффективность реализации содержания учебной программы дошкольного образования будет обусловлена тем, насколько мы сможем вооружить педагогических работников учреждений дошкольного образования разнообразными средствами, методами и формами организации образовательного процесса, обеспечить их научно-методическими материалами, способствующими росту профессиональных компетенций и позволяющих реализовать образовательные стандарты дошкольного образования на основе применения современных образовательных технологий.
В наибольшей степени этому соответствует такая форма как учебно-методический комплекс. Рассматривая УМК как совокупность взаимосвязанных учебных изданий по дошкольному образованию с целью достижения требований образовательного стандарта, учебной программы дошкольного образования, методического обеспечения образовательного процесса и иных форм организации деятельности воспитанников в учреждении дошкольного образования, отметим такую значимую его особенность, как целостность. Ориентация на УМК позволит включить в общий состав УМК «Wonderland» любой другой УМК, как часть учебной программы дошкольного образования, что не нарушит его целостности.
В основу разработки состава, структуры и содержания УМК «Wonderland» (образовательной области «Развитие
речи и культура речевого общения (ино-
странный язык)») взято положение об УМК, предложенное Б.В. Пальчевским [6, с. 10]. Под моделью УМК «Wonderland» мы понимаем систему, включающую модуль, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет).
Таким образом, структурный состав модели УМК «Wonderland» отражает в первую очередь возрастную направленность блока. Содержательная направленность связана непосредственно с учебной программой дошкольного образования. Выбранный подход позволил выработать алгоритм для определения структуры и содержания блока модели УМК со следующими составляющими:
учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования УМК «Wonderland» (для детей от 5 до 7 лет) на материале английского, немецкого, французского языков;
комплект учебных наглядных пособий для педагогов учреждений дошкольного образования УМК «Wonderland» (для детей от 5 до 7 лет) на материале английского, немецкого, французского языков;
аудиопособие для педагогов учреждений дошкольного образования «Wonderland» на материале английского, немецкого, французского языков.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана одна из частей УМК «Wonderland» для детей от 5 до 7 лет, включающего:
—  учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку (английский, немецкий, французский);
— учебные наглядные пособия (рабочие тетради) для детей старшего дошкольного возраста (совместная деятельность педагога и детей) на материале английского, немецкого, французского языков;
— аудиопособие для педагогов учреж-дений дошкольного образования «Won-derland» на материале английского, немецкого, французского языков.
Содержание УМК «Wonderland» призвано обеспечить:
формирование интереса, положительного отношения к иностранному языку;
развитие языковых способностей, первичных умений и навыков речевого общения (понимание и говорение) в типичных для дошкольного возраста ситуациях, в таком объёме речевых единиц, которые бы позволили осуществлять реальное общение на иностранном языке;
приобретение детьми начальных лингвистических представлений (в области фонетического, словесного, идиоматического, системного, частично морфологического и синтаксического строения иноязычной речи);
воспитание интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке;
расширение общего кругозора;
использование общения на иностранном языке для удовлетворения потребностей детей в самоутверждении и признании окружающими;
формирование позитивной «Я-кон-цепции», уверенности в себе.
Содержание названного УМК ориентирует педагога на воспитание целостной личности ребёнка, способной к социально-психологической адаптации, самопознанию, вступлению в общение и разные виды взаимодействия со сверстниками и взрослыми. При этом основные и иные формы организации образовательного процесса будут разворачиваться в соответствии с принципами культурологического, личностно-ориентированного подходов, природосообразности и индивидуализации, амплификации и творчества всех участников общения.
Необходимо указать также, что УМК «Wonderland» предоставляет право выбора родителям при изучении с ребёнком иностранного языка.
Заключение. Разработанные в нашем исследовании концепции организации процесса обучения иностранным языкам на уровне дошкольного образования и научно-методическое обеспечение образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)» учебной программы дошкольного образования позволят повысить качество дошкольного образования по данному направлению.
Поступила в редакцию 09.02.2015 г.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ариян, M.А. Методика преподавания ино-странных языков: общий курс / M.А. Ариян, О.Г. Оберемко, А.Н. Шамов. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004.
2. Витоль, А.Б. Нужен ли дошкольникам ино-странный язык? / А.Б. Витоль // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 3. — С. 42.
3. Гомза, С.Х. Английский язык для дошкольников (с электронным приложением): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / С.Х. Гомза. — Минск: Выш. шк., 2011.
4. Гомза, С.Х. Английский язык для дошкольников: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / С.Х. Гомза. — Минск: Выш. шк., 2011.
5. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» // Образовательный портал www.adu.by / Национальный институт образования.
6. Пальчевский, Б.В. Модель готовности к разработке учебно-методических комплексов для системы образования / Б.В. Пальчевский // Веснік адукацыі. — 2007. — № 5. — С. 3—11.
7. Поддьяков, Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребёнка / Н.Н. Поддьяков. — М.: Перспектива, 1997.
8. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: НИО, 2012.
9. Хэгболдт, П.К. Изучение иностранных языков / П.К. Хэгболдт. — М.: Учпедгиз, 1963.