Search
Thursday 12 December 2024
  • :
  • :

Путешествие по волшебной стране звуков, слов и предложений

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР

 Лилия ЛУКЬЯНОВА,
учитель-дефектолог высшей категории,
ГУО «Ясли-сад № 548 г.Минска»

Задачи:

  • упражнять в определении позиции звуков в словах (в начале, в конце слова), в нахождении длинных и коротких слов; учить делить слова на слоги;
  • учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; упражнять в звуковом анализе слов и составлении схем слова с помощью цветовых символов;
  • учить составлять предложения и обозначать их на наглядно-игровой модели.

Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

Учительдефектолог (Уч. — д.). Ребята, Волшебник прислал нам пять сундуков. Интересно вам узнать, что в них? И мне интересно. Но открыть сундуки мы не можем, потому что у нас нет ключей от замков. Волшебник приглашает нас в путешествие по Волшебной стране звуков, слов и предложений, в тайнах которой спрятаны ключи.

Раздаются музыкальные звуки. Дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу и останавливаются на первой станции «Королевская».

Уч. — д. Здесь мы с вами выполним несколько заданий и добудем первый ключ.

1а. Образование слов путём замены твёрдого звука мягким с помощью наглядноигровой модели «Принцесса на горошине».

Уч. — д. Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине». В ней рассказывалось об изнеженной принцессе, которую уложили спать на перины, а она всё-таки почувствовала под ними маленькую твёрдую горошину.

А вот у меня другая принцесса. На горошинах какого цвета она лежит? (На синих горошинах.) Синие горошины обозначают слова с твёрдыми согласными звуками. Заменим их похожими словами с мягкими согласными звуками, и твёрдые синие горошины превратятся в мягкие зелёные подушки. Например, мелмель.

Если слово названо правильно, учительдефектолог заменяет изображение горошины на панно с изображением подушечки.

Слова-горошины: угол, лук, галка, банка, шест.

Слова-подушечки: уголь, люк, галька, банька, шесть.

1б. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими начальными согласными с помощью наглядноигровой модели «Обед короля».

Уч. — д. У принцессы было два дяди короля. Один из них правил в Королевстве твёрдых звуков, а другойв Королевстве мягких звуков. И блюда они любили разные: один — слова, начинающиеся с твёрдых согласных звуков, другойслова, начинающиеся с мягких согласных звуков. Накройте столы королей их любимыми блюдами.

На подносе: батон, мясо, пирог, мороженое, лимон, курица. Дети крепят трафареты блюд на столы королей.

Довольные обедом братья короли вручают детям первый ключ.

Звучат фанфары.

Уч. — д. Отправимся в путь. Нам необходимо добыть следующий ключ.

Звучит музыка, дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу, прибывают на станцию «Забавные существа» и занимают свои места за столом.

2. Упражнение в определении позиции звука в слове (в начале, в конце слова) с помощью наглядноигровой модели «Забавные существа».

Уч. — д. Ребята, Волшебник отдаст нам ключ после того, как мы определим первый и последний звуки в словах. Помогут нам это сделать «забавные существа»: крокодильчики, лисички, рыбки, гусеницы.

Слова: «мяч», «лимон», «кукла» представлены предметными картинками. Дети с помощью наглядноигровой модели «Забавные существа» определяют первый и последний звуки в словах.

Уч. — д. Мы заработали второй ключ!

Звучат фанфары.

Уч. — д. Путешествие продолжается, и нам пора отправляться в путь.

Звучит музыка, дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу и прибывают на станцию «Раздели меня».

3. Деление слов на слоги с помощью наглядноигровых моделей «Арбуз», «Яблоко», «Лимон», «Тополь», «Берёза», «Тучка».

Уч. — д. Слова можно делить на части. Как можем разделить на части арбуз? Арбузцелый, как целое слово, делим его на части-дольки, а слово делим на части-слоги. Волшебник отдаст нам ключ, когда мы разделим слова на слоги.

Слова «дом», «лимон», «банан», «сапоги», «мухомор», «черепаха» представлены предметными картинками. Дети делят предложенные слова с помощью наглядноигровых моделей. После выполнения задания получают третий ключ.

Звучат фанфары.

Уч. — д. Ребята, у нас с вами три ключа. Продолжим наше путешествие и отправимся на следующую станцию.

Звучит музыка, дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу и прибывают на станцию«Расскажи обо мне».

4а. Расширение объёма предложения.

Уч. — д. Чем отличается слово от предложения? (Ответы детей.)

Слово только называет предмет, действие или признак, но ничего о них не сообщает. Когда мы хотим о чём-либо рассказать, мы говорим предложения.

Ребята, а теперь составьте очень короткое предложение. (Дети предлагают варианты.)

Из короткого предложения можно сделать длинное. Для этого в короткое предложение нужно добавлять слова. (Например: Дима строит.Дима строит башню. —
Дима строит высокую башню. — Дима строит высокую башню из песка.)

4б. Составление предложения с помощью наглядноигровой модели «Гусеницы».

Уч. — д. Выложить предложение «Дима строит высокую башню из песка» нам поможет модель «Гусеницы». (Дети выполняют задание.)

Сколько слов в предложении «Дима строит высокую башню из песка»? (Шесть.)

Какое слово самое длинное? (Высокую.)

Какое слово самое короткое? (Из.)

«Гусеницы» отдают нам четвёртый ключ.

Звучат фанфары.

Уч. — д. Остаётся последний, пятый ключ. Продолжим наше путешествие.

Физкультминутка.

Дети прибывают на станцию «Звуковая».

5а. Звуковой анализ слова «лимон» с помощью наглядноигровой модели «Путешествие на корабликах».

Уч. — д. Ребята, загадка поможет вам назвать слово, которое отправится в Волшебную страну звуков на корабликах:

Ярко-жёлтый, ароматный,

Кислый, но на вкус приятный.

Как прекрасен с чаем он.

Называется… (лимон).

Уч. — д. Послушайте, как я произнесу слово «лимон». Назовите первый звук в этом слове.([Ль].)

Звук [ль]твёрдый или мягкий согласный звук? (Мягкий согласный звук.)

Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелёным.)

Мы обозначим звук [ль] в слове «лимон» зелёным корабликом.

Какой следующий звук после [ль] в слове «лимон»? ([И].)

Звук [и]гласный или согласный звук? (Гласный звук.)

Какого цвета возьмём кораблик, чтобы обозначить этот звук? (Красного.)

Какой следующий после [и] звук в слове «лимон»?([М].)

Аналогичная работа по проведению звукового анализа всего слова «лимон».

Сколько звуков в слове «лимон»? (Пять звуков.)

Сколько гласных звуков в слове «лимон»? (Два гласных звука.)

Назовите первый гласный звук. ([И].) Назовите второй гласный звук. ([О].)

Сколько согласных звуков в слове «лимон»? (Три согласных звука.)

Сколько твёрдых согласных звуков? (Два.)

Назовите твёрдые согласные звуки. ([М], [н].)

Сколько мягких согласных звуков? (Один.)

Назовите мягкий согласный звук. ([Ль].)

5б. Звуковой анализ слов «мяч», «дом», «кит» с помощью серии наглядноигровых моделей (самостоятельное выполнение).

Учительдефектолог предлагает выполнить первой паре воспитанников звуковой анализ слова «мяч» с помощью наглядноигровых моделей «Соберём ягоды», «Подарим букет», второй парезвуковой анализ слова «дом» с помощью наглядноигровых моделей «Соберём фрукты», «Соберём грибы», третьей парезвуковой анализ слова «кит» с помощью наглядноигровых моделей «Насекомые», «Удачная рыбалка». Один ребёнок выполняет задание, другой проверяет правильность выполнения, затем дети меняются. Учительдефектолог контролирует выполнение задания, исправляет ошибки.

Волшебник отдаёт пятый ключ.

Звучат фанфары.

Уч. — д. Ребята, у нас с вами пять ключей! И мы готовы открыть заветные сундучки.

6. Дидактическая игра «Составь слово».

Дети «открывают» сундучки. В каждом находится буква (а, ш, к, о, л). Учительдефектолог предлагает им составить из букв слово. Дети работают коллективно, составляют слово «школа».

Уч. — д. Какое слово получилось? (Школа.) Знания, полученные сегодня на занятии, несомненно, послужат успешному обучению в школе.

7. Рефлексия (наглядноигровая модель «Дерево настроения»).

Уч. — д. «Дерево настроения» дарит нам свои плодыяблочки, которые вы вырастили своим усердием и знаниями, полученными на занятии. Сорвите «яблочко своего настроения» и скажите, какое задание выполнять было легко, а какое оказалось для вас трудным?

Занятие окончено. Вымолодцы!