Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Лилия ЛУКЬЯНОВА,
учитель-дефектолог высшей категории,
ГУО «Ясли-сад № 548 г.Минска»
Задачи:
- упражнять в определении позиции звуков в словах (в начале, в конце слова), в нахождении длинных и коротких слов; учить делить слова на слоги;
- учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; упражнять в звуковом анализе слов и составлении схем слова с помощью цветовых символов;
- учить составлять предложения и обозначать их на наглядно-игровой модели.
Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
Учитель— дефектолог (Уч. — д.). Ребята, Волшебник прислал нам пять сундуков. Интересно вам узнать, что в них? И мне интересно. Но открыть сундуки мы не можем, потому что у нас нет ключей от замков. Волшебник приглашает нас в путешествие по Волшебной стране звуков, слов и предложений, в тайнах которой спрятаны ключи.
Раздаются музыкальные звуки. Дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу и останавливаются на первой станции «Королевская».
Уч. — д. Здесь мы с вами выполним несколько заданий и добудем первый ключ.
1а. Образование слов путём замены твёрдого звука мягким с помощью наглядно— игровой модели «Принцесса на горошине».
Уч. — д. Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине». В ней рассказывалось об изнеженной принцессе, которую уложили спать на перины, а она всё-таки почувствовала под ними маленькую твёрдую горошину.
А вот у меня другая принцесса. На горошинах какого цвета она лежит? (На синих горошинах.) Синие горошины обозначают слова с твёрдыми согласными звуками. Заменим их похожими словами с мягкими согласными звуками, и твёрдые синие горошины превратятся в мягкие зелёные подушки. Например, мел — мель.
Если слово названо правильно, учитель— дефектолог заменяет изображение горошины на панно с изображением подушечки.
Слова-горошины: угол, лук, галка, банка, шест.
Слова-подушечки: уголь, люк, галька, банька, шесть.
1б. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими начальными согласными с помощью наглядно— игровой модели «Обед короля».
Уч. — д. У принцессы было два дяди короля. Один из них правил в Королевстве твёрдых звуков, а другой — в Королевстве мягких звуков. И блюда они любили разные: один — слова, начинающиеся с твёрдых согласных звуков, другой — слова, начинающиеся с мягких согласных звуков. Накройте столы королей их любимыми блюдами.
На подносе: батон, мясо, пирог, мороженое, лимон, курица. Дети крепят трафареты блюд на столы королей.
Довольные обедом братья короли вручают детям первый ключ.
Звучат фанфары.
Уч. — д. Отправимся в путь. Нам необходимо добыть следующий ключ.
Звучит музыка, дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу, прибывают на станцию «Забавные существа» и занимают свои места за столом.
2. Упражнение в определении позиции звука в слове (в начале, в конце слова) с помощью наглядно— игровой модели «Забавные существа».
Уч. — д. Ребята, Волшебник отдаст нам ключ после того, как мы определим первый и последний звуки в словах. Помогут нам это сделать «забавные существа»: крокодильчики, лисички, рыбки, гусеницы.
Слова: «мяч», «лимон», «кукла» представлены предметными картинками. Дети с помощью наглядно— игровой модели «Забавные существа» определяют первый и последний звуки в словах.
Уч. — д. Мы заработали второй ключ!
Звучат фанфары.
Уч. — д. Путешествие продолжается, и нам пора отправляться в путь.
Звучит музыка, дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу и прибывают на станцию «Раздели меня».
3. Деление слов на слоги с помощью наглядно— игровых моделей «Арбуз», «Яблоко», «Лимон», «Тополь», «Берёза», «Тучка».
Уч. — д. Слова можно делить на части. Как можем разделить на части арбуз? Арбуз — целый, как целое слово, делим его на части-дольки, а слово делим на части-слоги. Волшебник отдаст нам ключ, когда мы разделим слова на слоги.
Слова «дом», «лимон», «банан», «сапоги», «мухомор», «черепаха» представлены предметными картинками. Дети делят предложенные слова с помощью наглядно— игровых моделей. После выполнения задания получают третий ключ.
Звучат фанфары.
Уч. — д. Ребята, у нас с вами три ключа. Продолжим наше путешествие и отправимся на следующую станцию.
Звучит музыка, дети выстраиваются друг за другом, движутся по кругу и прибывают на станцию«Расскажи обо мне».
4а. Расширение объёма предложения.
Уч. — д. Чем отличается слово от предложения? (Ответы детей.)
Слово только называет предмет, действие или признак, но ничего о них не сообщает. Когда мы хотим о чём-либо рассказать, мы говорим предложения.
Ребята, а теперь составьте очень короткое предложение. (Дети предлагают варианты.)
Из короткого предложения можно сделать длинное. Для этого в короткое предложение нужно добавлять слова. (Например: Дима строит. — Дима строит башню. —
Дима строит высокую башню. — Дима строит высокую башню из песка.)
4б. Составление предложения с помощью наглядно— игровой модели «Гусеницы».
Уч. — д. Выложить предложение «Дима строит высокую башню из песка» нам поможет модель «Гусеницы». (Дети выполняют задание.)
Сколько слов в предложении «Дима строит высокую башню из песка»? (Шесть.)
Какое слово самое длинное? (Высокую.)
Какое слово самое короткое? (Из.)
«Гусеницы» отдают нам четвёртый ключ.
Звучат фанфары.
Уч. — д. Остаётся последний, пятый ключ. Продолжим наше путешествие.
Физкультминутка.
Дети прибывают на станцию «Звуковая».
5а. Звуковой анализ слова «лимон» с помощью наглядно— игровой модели «Путешествие на корабликах».
Уч. — д. Ребята, загадка поможет вам назвать слово, которое отправится в Волшебную страну звуков на корабликах:
Ярко-жёлтый, ароматный,
Кислый, но на вкус приятный.
Как прекрасен с чаем он.
Называется… (лимон).
Уч. — д. Послушайте, как я произнесу слово «лимон». Назовите первый звук в этом слове.([Ль].)
Звук [ль] — твёрдый или мягкий согласный звук? (Мягкий согласный звук.)
Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелёным.)
Мы обозначим звук [ль] в слове «лимон» зелёным корабликом.
Какой следующий звук после [ль] в слове «лимон»? ([И].)
Звук [и] — гласный или согласный звук? (Гласный звук.)
Какого цвета возьмём кораблик, чтобы обозначить этот звук? (Красного.)
Какой следующий после [и] звук в слове «лимон»?([М].)
Аналогичная работа по проведению звукового анализа всего слова «лимон».
Сколько звуков в слове «лимон»? (Пять звуков.)
Сколько гласных звуков в слове «лимон»? (Два гласных звука.)
Назовите первый гласный звук. ([И].) Назовите второй гласный звук. ([О].)
Сколько согласных звуков в слове «лимон»? (Три согласных звука.)
Сколько твёрдых согласных звуков? (Два.)
Назовите твёрдые согласные звуки. ([М], [н].)
Сколько мягких согласных звуков? (Один.)
Назовите мягкий согласный звук. ([Ль].)
5б. Звуковой анализ слов «мяч», «дом», «кит» с помощью серии наглядно— игровых моделей (самостоятельное выполнение).
Учитель— дефектолог предлагает выполнить первой паре воспитанников звуковой анализ слова «мяч» с помощью наглядно— игровых моделей «Соберём ягоды», «Подарим букет», второй паре — звуковой анализ слова «дом» с помощью наглядно— игровых моделей «Соберём фрукты», «Соберём грибы», третьей паре — звуковой анализ слова «кит» с помощью наглядно— игровых моделей «Насекомые», «Удачная рыбалка». Один ребёнок выполняет задание, другой проверяет правильность выполнения, затем дети меняются. Учитель— дефектолог контролирует выполнение задания, исправляет ошибки.
Волшебник отдаёт пятый ключ.
Звучат фанфары.
Уч. — д. Ребята, у нас с вами пять ключей! И мы готовы открыть заветные сундучки.
6. Дидактическая игра «Составь слово».
Дети «открывают» сундучки. В каждом находится буква (а, ш, к, о, л). Учитель— дефектолог предлагает им составить из букв слово. Дети работают коллективно, составляют слово «школа».
Уч. — д. Какое слово получилось? (Школа.) Знания, полученные сегодня на занятии, несомненно, послужат успешному обучению в школе.
7. Рефлексия (наглядно— игро— вая модель «Дерево настроения»).
Уч. — д. «Дерево настроения» дарит нам свои плоды — яблочки, которые вы вырастили своим усердием и знаниями, полученными на занятии. Сорвите «яблочко своего настроения» и скажите, какое задание выполнять было легко, а какое оказалось для вас трудным?
Занятие окончено. Вы — молодцы!