Search
Четверг 27 Июль 2017
  • :
  • :

Ручной труд – увлекательное занятие

В настоящее время многие люди увлекаются вышиванием, изготовлением поделок из бисера и другими видами рукоделия. Однако не все знают, что основы ручного труда закладываются в дошкольном возрасте.

Ручной труд не только привлекателен, но и доступен, значим для развития творческих, конструктивных способностей старших дошкольников.

Когда гости нашего учреждения рассматривают фотогалерею, их внимание привлекают фотографии, на которых запечатлены дети, занимающиеся вышиванием. Многих удивляет то, что вышивают не только девочки, но и мальчики. По тому, как сосредоточено их внимание, как умело они владеют иглой, видно, что это занятие их по-настоящему увлекает. Мы, педагоги, понимаем, что за всем этим стоит огромная, планомерная работа творческого воспитателя. Такой педагог-энтузиаст работает в нашем дошкольном учреждении. Это воспитатель высшей категории Галина Ивановна Лишик, все воспитанники которой к выпускной группе овладевают навыками вышивания.

На семинаре-практикуме для воспитателей «Развитие творческих способностей старших дошкольников при организации ручного труда» Галина Ивановна поделилась своим опытом, рассказала, с чего начинала работу с детьми. Беседуя с воспитанниками, она выяснила, что большинство из них очень хотят научиться шить, вышивать, но родители не разрешают им трогать иголки. Только некоторые смогли показать, как надо вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на нитке.

После общения с родителями в группе был организован уголок для ручного труда, были собраны готовые работы по вышивке, оформлены альбомы с образцами различных пуговиц, швов, тканей, изготовлены картонные полоски с дырочками для обучения шву, деревянные иглы для обучения вдеванию нитки в иголку.

На первое занятие по знакомству с инструментами для ручного труда (иглой, ножницами) и правилами работы с ними воспитатель пригласила маму одного ребёнка, работающую в ателье, которая рассказала о правилах обращения с инструментами.

Вначале познакомили детей со швом «вперёд иголкой» (они шили мешочки). Многие не сразу научились завязывать узелок в конце шва, выполнять ровный шов. Чтобы линия получилась прямая, на ткань предварительно наносили наметки карандашом, закрепляли лоскут в пяльцы. Если шов не получался, просили перешить заново.

Следующим этапом было обучение пришиванию пуговиц, вначале с двумя, а потом с четырьмя дырочками. Дети пришивали их к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде.

Ребята относились к шитью по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков. Сразу выделилась группа детей, которые испытывали трудности не только потому, что работа была для них новой, но и потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни расстраивались, когда у них не всё получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело, потому что шили неуверенно, медленно. Были и такие, которые настойчиво старались довести начатую работу до конца.

Педагог стремилась создать у детей хорошее настроение в ожидании результата, оказывала им помощь, поддержку. Иногда это выражалось в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Трудную часть работы выполняла вместе с воспитанниками. Так, для медлительных и застенчивых уменьшала объём работы, чаще их подбадривала, поощряла. Несобранным, неусидчивым старалась показать, что только терпение и старание могут привести к хорошим результатам. Педагог садилась рядом с детьми, показывала, сравнивала, терпеливо объясняла, что и как нужно делать.

Чтобы ещё больше увлечь детей этим занятием, Г.И. Лишик провела экскурсию в ателье, познакомила их с работой швеи, закройщика. Ребята увидели, как из тканей можно получить различные красивые предметы одежды, как их можно украсить вышивкой, бисером. Со временем они уже сами могли предлагать темы для своих работ, выбирать материалы для рукоделия.

Большое удовлетворение дети стали получать от результата своего труда, от возможности сделать кому-то приятное, подарив поделку, сделанную собственными руками.

Светлана ИОДА,
зам. зав. по ОД, ГУО «Ясли-сад № 1
г.Дятлово» Гродненской области


История пуговички

Интегрированное занятие для детей старшей группы

Галина ЛИШИК,
воспитатель высшей категории

Задачи: расширить знания детей об истории возникновения пуговицы; формировать умения подбирать материал в соответствии с замыслом и назначением изделий; упражнять в умении пришивать пуговицу, завязывать узелок, отрезать нитку ножницами; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость, аккуратность, желание трудиться.

Предварительная работа: беседа воспитателя об истории возникновения пуговицы; заучивание пословиц о труде; индивидуальная работа по вдеванию нитки в иголку, завязыванию узелков, пришиванию пуговиц разных размеров; беседа о технике безопасности при работе с иглой.

Материал: игольницы, иглы, нитки, пуговицы разного размера и цвета, ножницы, ткань, пяльцы.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, мы с вами пришли в мини-музей. Вы знаете, что такое музей?

Дети. Это место, где выставляют различные интересные предметы: картины, оружие, изделия народных промыслов — посуду, игрушки...

В. Да, в музее находятся редкие или очень ценные предметы, сделанные руками человека. В нашем маленьком музее выставлены поделки, изготовленные детьми. Посмотрите, что здесь есть.

Дети рассматривают выставку, делятся впечатлениями.

В. Ребята, как вы думаете, что в этих работах есть общее?

Дети. Везде использовались пуговицы.

В. Правильно. А вы знаете, для чего нужны пуговицы?

Дети. Чтобы застёгивать одежду.

В. На самом деле пуговицы — необходимая часть нашей одежды. Посмотрите на себя, друг на друга. Что вы видите?

Дети. Пуговицы есть на рубашке, на манжетах, на платье, на брюках, ещё на них можно застегнуть куртку, пальто, плащ.

В. Но ведь было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них?

Дети. Когда не было пуговиц, одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали тесёмками или скрепляли заколками, которые были сделаны из деревянных палочек.

В. Правильно, а когда и где появилась пуговица? (Ответы детей.) Пуговица появилась очень давно, в 14 веке. Тогда она служила не только застёжкой, но и украшением костюма. А вы знаете, из чего делали пуговицы?

Дети. Пуговицы делали из золота и хрусталя. Только их  могли носить очень богатые люди.

В. Правильно, богатые люди украшали свои костюмы золотыми пуговицами. Так, например, король Франции Франциск украсил свой камзол 13 600 золотыми пуговицами. Герцог Орлеанский разместил на своём камзоле золотые пуговицы так, что можно было прочесть девиз: «Праведный путь». А какие пуговицы носили бедные люди?

Дети. Бедняки носили оловянные и деревянные пуговицы.

В. Верно! А из чего они сделаны?

Дети. Из олова и дерева.

В. Я вам сейчас покажу кусочки олова и дерева.

Дети рассматривают олово и дерево, трогают руками.

В. Музей пуговиц находится в Польше. Подойдите к карте, я вам покажу, где это. А теперь давайте пройдём в уголок творчества. Сегодня мы будем вышивать картины.

Дети подходят к столам и обнаруживают, что пуговиц и бисера нет.

Дети. Что же нам делать без пуговиц?

В. Не волнуйтесь, у меня есть знакомый Коробейник. Я ему сейчас позвоню, он всё принесёт. (Звонит по сотовому телефону: «Уважаемый Коробейник, у нас беда — пропали пуговицы, бисер!».)

Раздаётся песня «Ой, полна моя коробушка...». Заходит Коробейник.

Коробейник. Здравствуйте, дети! Что у вас случилось?

Дети. Вот решили сделать картину, а пуговицы пропали.

Коробейник. Ответьте мне, пожалуйста, из чего можно сделать пуговицы?

Дети. Из дерева — деревянные, из металла — металлические, из олова — оловянные, из стекла — стеклянные.

Коробейник. А какие по форме бывают пуговицы?

Дети. Круглые, треугольные, квадратные, многоугольные.

Коробейник. А на что они могут быть похожи?

Дети. На ягодку, карандашик, жучка.

Коробейник. А какие бывают по цвету?

Дети. Красные, синие, лиловые...

Коробейник. Молодцы! Вы заслужили в подарок пуговицы и бисер.

Воспитатель благодарит Коробейника за подарки.

В. Теперь посмотрите на подарки Коробейника и выберите для себя материал, который нужен для работы. А вы знаете, как надо работать с иголкой?

Дети. С иголкой нужно работать аккуратно, оставлять её в игольнице. Перед началом и в конце работы иголки нужно пересчитать.

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни

(смотрят на раскрытые ладошки),

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак

(потирают руки).

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопают)

Не сидится им опять

(встряхивают кистями).

Постучали

(стучат по столу),

Повертели

(круговые вращения кистью)

И работать захотели

(потирают руками).

Поработают немножко

(хлопают),

Мы дадим им отдохнуть

(сложили ладони вместе).

Постучали

(стучат по столу),

Повертели

(круговые вращения кистью)

И опять обратно в путь

(хлопают).

Педагог предлагает детям взять свои работы, выполненные ранее на занятии, и украсить их.

Самостоятельная трудовая деятельность детей. Воспитатель следит за работой, за безопасным обращением детей с ножницами и иглой.

Итоги занятия. Дети рассматривают сделанные подарки и рассказывают, кому их подарят. Затем вспоминают поговорки о труде.

Воспитатель предлагает детям навести порядок на своих рабочих местах.