Search
Понедельник 11 Декабрь 2023
  • :
  • :

Сергей МАСКЕВИЧ: «КОДЕКС — ЭТО «КОНСТИТУЦИЯ» В ОБРАЗОВАНИИ

13 января 2011 года Президент Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко подписал Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сделан важный шаг в совершенствовании национального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере образования. Как велась работа над кодексом, чем было вызвано его появление, рассказывает министр образования нашей страны Сергей Маскевич.

— Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, — подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось «примерять» его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…

— Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт ещё раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.

— Как велась работа над созданием кодекса?

— Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

— Каковы из них были основными?

— До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании» и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.

— И что это за вопросы?

— Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.

— Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?

— Совершенно верно. Кроме этого в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».

— Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?

— В кодексе сохранено концептуальное содержание объединённых в нём актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

— Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?

— Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдёт сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.

— Это всё в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?

— В общую часть проекта кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др. Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.

— До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодёжи и дополнительное образование взрослых.

— Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?

— В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.

— Сейчас всё чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?

— Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.

— Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?

— В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

— Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?

— Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель — это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самом. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.

Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.

Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

— Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?

— Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.

Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное медико-психолого педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.

Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своём здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях,  уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

— Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…

— Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение её другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок», определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

— Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.

— Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование — 9-летним.

Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1—2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений определять перспективы системы общего среднего образования.

Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.

В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определён колледж.

В разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закреплённые в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.

Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития  экономики.

Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.

Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодёжи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.

Система дополнительного образования взрослых (ранее повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.

Раздел «Специальное образование» кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения, с учётом специфики физических и (или) психических нарушений.

— Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?

— Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создаётся новая отрасль права — образовательное право. Кодекс — это «конституция» в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.

Беседовал
Виктор Ивченков

— Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, — подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось «примерять» его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…

— Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт ещё раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.

— Как велась работа над созданием кодекса?

— Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

— Каковы из них были основными?

— До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании» и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.

— И что это за вопросы?

— Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.

— Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?

— Совершенно верно. Кроме этого в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».

— Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?

— В кодексе сохранено концептуальное содержание объединённых в нём актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

— Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?

— Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдёт сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.

— Это всё в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?

— В общую часть проекта кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др. Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.

— До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодёжи и дополнительное образование взрослых.

— Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?

— В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.

— Сейчас всё чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?

— Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.

— Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?

— В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

— Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?

— Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель — это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самом. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.

Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.

Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

— Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?

— Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.

Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное медико-психолого педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.

Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своём здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

— Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…

— Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение её другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок», определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

— Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.

— Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование — 9-летним.

Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1—2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений определять перспективы системы общего среднего образования.

Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.

В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определён колледж.

В разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закреплённые в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.

Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития экономики.

Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.

Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодёжи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.

Система дополнительного образования взрослых (ранее повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.

Раздел «Специальное образование» кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использовани

— Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, — подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось «примерять» его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…

— Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт ещё раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.

— Как велась работа над созданием кодекса?

— Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

— Каковы из них были основными?

— До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании» и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.

— И что это за вопросы?

— Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.

— Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?

— Совершенно верно. Кроме этого в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».

— Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?

— В кодексе сохранено концептуальное содержание объединённых в нём актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

— Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?

— Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдёт сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.

— Это всё в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?

— В общую часть проекта кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др. Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.

— До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодёжи и дополнительное образование взрослых.

— Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?

— В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.

— Сейчас всё чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?

— Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.

— Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?

— В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

— Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?

— Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель — это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самом. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.

Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.

Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

— Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?

— Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.

Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное медико-психолого педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.

Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своём здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях,  уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

— Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…

— Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение её другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок», определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

— Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.

— Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование — 9-летним.

Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1—2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений определять перспективы системы общего среднего образования.

Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.

В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определён колледж.

В разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закреплённые в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.

Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития  экономики.

Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.

Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодёжи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.

Система дополнительного образования взрослых (ранее повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.

Раздел «Специальное образование» кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения, с учётом специфики физических и (или) психических нарушений.

— Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?

— Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создаётся новая отрасль права — образовательное право. Кодекс — это «конституция» в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.

Беседовал

Виктор Ивченков

е технологий дистанционного обучения, с учётом специфики физических и (или) психических нарушений.

— Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?

— Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создаётся новая отрасль права — образовательное право. Кодекс — это «конституция» в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.

Беседовал

Виктор Ивченков










antalya escort alanya escort fethiye escort ankara escort izmir escort bursa escort aydın escort konya escort manisa escort muğla escort kütahya escort trabzon escort istanbul escort şişli escort