Search
Четверг 19 Октябрь 2017
  • :
  • :

Сергей МАСКЕВИЧ: «КОДЕКС — ЭТО «КОНСТИТУЦИЯ» В ОБРАЗОВАНИИ

13 января 2011 года Президент Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко подписал Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сделан важный шаг в совершенствовании национального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере образования. Как велась работа над кодексом, чем было вызвано его появление, рассказывает министр образования нашей страны Сергей Маскевич.

— Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, — подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось «примерять» его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…

— Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт ещё раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.

— Как велась работа над созданием кодекса?

— Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

— Каковы из них были основными?

— До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании» и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.

— И что это за вопросы?

— Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.

— Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?

— Совершенно верно. Кроме этого в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».

— Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?

— В кодексе сохранено концептуальное содержание объединённых в нём актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

— Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?

— Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдёт сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.

— Это всё в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?

— В общую часть проекта кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др. Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.

— До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодёжи и дополнительное образование взрослых.

— Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?

— В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.

— Сейчас всё чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?

— Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.

— Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?

— В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

— Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?

— Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель — это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самом. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.

Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.

Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

— Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?

— Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.

Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное медико-психолого педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.

Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своём здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях,  уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

— Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…

— Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение её другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок», определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

— Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.

— Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование — 9-летним.

Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1—2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений определять перспективы системы общего среднего образования.

Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.

В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определён колледж.

В разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закреплённые в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.

Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития  экономики.

Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.

Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодёжи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.

Система дополнительного образования взрослых (ранее повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.

Раздел «Специальное образование» кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения, с учётом специфики физических и (или) психических нарушений.

— Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?

— Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создаётся новая отрасль права — образовательное право. Кодекс — это «конституция» в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.

Беседовал
Виктор Ивченков

— Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, — подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось «примерять» его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…

— Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт ещё раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.

— Как велась работа над созданием кодекса?

— Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

— Каковы из них были основными?

— До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании» и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.

— И что это за вопросы?

— Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.

— Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?

— Совершенно верно. Кроме этого в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».

— Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?

— В кодексе сохранено концептуальное содержание объединённых в нём актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

— Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?

— Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдёт сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.

— Это всё в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?

— В общую часть проекта кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др. Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.

— До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодёжи и дополнительное образование взрослых.

— Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?

— В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.

— Сейчас всё чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?

— Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.

— Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?

— В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

— Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?

— Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель — это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самом. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.

Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.

Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

— Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?

— Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.

Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное медико-психолого педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.

Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своём здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

— Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…

— Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение её другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок», определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

— Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.

— Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование — 9-летним.

Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1—2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений определять перспективы системы общего среднего образования.

Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.

В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определён колледж.

В разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закреплённые в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.

Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития экономики.

Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.

Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодёжи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.

Система дополнительного образования взрослых (ранее повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.

Раздел «Специальное образование» кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использовани

— Сергей Александрович, позвольте поздравить Вас с событием, которого ждали многие, — подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Вам довелось «примерять» его на себе и в качестве профессора, в прошлом ректора одного из престижных вузов страны, и в качестве парламентария. Значение этого законодательного акта трудно переоценить. Тем более что аналогов в мире нет…

— Да. Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. Этот факт ещё раз указывает на приоритеты государственной политики в социальной сфере.

— Как велась работа над созданием кодекса?

— Работа над проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании носила плановый характер и не была вызвана какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

С момента обретения суверенитета в Республике Беларусь только на уровне Главы государства и Правительства Республики Беларусь было принято более 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования.

— Каковы из них были основными?

— До принятия кодекса основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. В том числе принятый в 1991 году Закон «Об образовании» и законы, регулирующие общественные отношения в сфере профессионально-технического (2003 г.), специального (2004 г.), общего среднего (2006 г.) и высшего образования (2007 г.), а также Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Ключевое место в национальном законодательстве об образовании занимал Закон Республики Беларусь «Об образовании», но в нём многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, остались вне сферы регулирования.

— И что это за вопросы?

— Несмотря на большую проделанную работу по созданию законодательной базы, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Например, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров.

Кроме того, отсутствовало законодательное регулирование вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др.

— Можно сказать, что принятие кодекса было продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс на всех уровнях образования?

— Совершенно верно. Кроме этого в сфере образования требовалось совершенствование законодательства для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, а также формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».

— Сергей Александрович, Вы отмечали, что основу нормативной базы сферы образования составляли пять законов. Скажите, они претерпели какие-то изменения, войдя в кодекс?

— В кодексе сохранено концептуальное содержание объединённых в нём актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке. Важно, что в кодексе согласованы нормы законодательства об образовании с нормами других отраслей права Республики Беларусь.

— Что даст вступление кодекса в силу с 1 сентября 2011 года?

— Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит успешно решить ряд взаимосвязанных задач. Он создаст единый механизм правового регулирования в области образования. Произойдёт сокращение количества действующих в этой сфере нормативных правовых актов. Регулирование части отношений в сфере образования будет повышено до законодательного уровня. Устранятся противоречия, дублирование в правовом регулировании отношений в сфере образования.

— Это всё в теории. Давайте поговорим о конкретике. По структуре кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Что это значит?

— В общую часть проекта кодекса включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование вопросов, общих для всех уровней образования.

В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем, послевузовском, дополнительного образования детей и молодёжи, дополнительного образования взрослых. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В общей части кодекса определены основы государственной политики в сфере образования. Например, такие как приоритетность образования, государственно-общественный характер управления, светский характер образования и др. Установлены государственные гарантии прав в сфере образования.

— До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.

— В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодёжи и дополнительное образование взрослых.

— Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?

— В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.

— Сейчас всё чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?

— Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.

— Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?

— В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

— Ваше вступление в должность министра образования в прессе обозначено тем, что Вы ратуете за повышение социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?

— Учитель во все времена у белорусов пользовался непоколебимым авторитетом. Он не только учил, но и был мудрым советчиком целым поколениям. Всегда стоял в центре общественной жизни. Как носитель духовной культуры, знания и высокой морали представлял для общества жизненно важную ценность. Учитель — это зеркальное отражение общества. И если ему плохо, то корни искать надо в себе самом. Призываю беречь учителя, уважать его труд. Именно от него зависит наше настоящее и будущее.

Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.

Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

— Это одна сторона образовательного процесса. Субъектом его является и обучающийся. Какое место в кодексе отведено этой категории?

— Установлены основные права и обязанности обучающихся. Они имеют право: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.

Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей психофизического развития учащегося, охрана жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное медико-психолого педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии.

Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Очерчен круг обязанностей обучающихся. Они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Нормой должна стать забота о своём здоровье, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учащийся должен выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях,  уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. В кодексе прописана норма бережного отношения к имуществу учреждения образования, а также индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

— Разработка кодекса, его широкий терминологический спектр должны были повлечь за собой уточнения понятийного аппарата всей системы образования…

— Это следует особо подчеркнуть. Разработка кодекса повлекла за собой уточнение понятийного аппарата всей системы образования и наполнение её другими понятиями. Например, впервые на законодательном уровне будут урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. В законотворческой практике впервые устанавливается понятие «дисциплинарный проступок», определяется порядок и меры дисциплинарной ответственности, компетенция и полномочия должностных лиц.

— Правовое регулирование будет касаться всех уровней образования. Назовите, пожалуйста, коротко основные особенности каждого из них.

— Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.

В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа становится 11-летней, а базовое образование — 9-летним.

Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1—2 учреждения на район). Главная задача этих учреждений определять перспективы системы общего среднего образования.

Нормы кодекса, регулирующие систему профессионально-технического образования, обеспечивают интеграцию профессионально-технического образования со средним специальным образованием и взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, с организациями различных отраслей экономики.

В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определён колледж.

В разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закреплённые в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В том числе двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования.

Нормы кодекса значительно расширяют правовое поле регулирования общественных отношений, на уровне высшего образования связанных с академической мобильностью, трудоустройством выпускников, привлечением иностранных абитуриентов, учитывают потребности инновационного развития  экономики.

Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.

Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодёжи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием. Значительное изменение претерпели виды учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, количество которых было сокращено в целях оптимизации и приведено в соответствие с реализуемыми образовательными программами.

Система дополнительного образования взрослых (ранее повышение квалификации и переподготовка кадров) также впервые закреплена законодательно. Необходимо отметить, что обобщение норм, регулирующих повышение квалификации и переподготовку кадров, установило правовые основы для обеспечения реализации принципов непрерывности образования на протяжении всей жизни.

Раздел «Специальное образование» кодекса расширяет нормы и принципы, заложенные Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Нормы кодекса регламентируют применение различных организационных форм, методов и средств обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения, с учётом специфики физических и (или) психических нарушений.

— Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?

— Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создаётся новая отрасль права — образовательное право. Кодекс — это «конституция» в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.

Беседовал

Виктор Ивченков

е технологий дистанционного обучения, с учётом специфики физических и (или) психических нарушений.

— Сергей Александрович, оценивая пройденный путь по созданию кодекса, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?

— Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создаётся новая отрасль права — образовательное право. Кодекс — это «конституция» в образовании. Несомненно то, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемого образования.

Беседовал

Виктор Ивченков