Search
Суббота 20 Апрель 2024
  • :
  • :

В детский сад — без слёз

Развитие детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания

 

Елена КОЛОШИЧ, заместитель заведующей
по основной деятельности,

Ирина КОЗЛОВСКАЯ, педагог-психолог
второй категории, ясли-сад № 291 г.Минска

 

Развитие ребёнка от одного года до трёх лет — необычайно важный этап в его жизни. В силу этого проблема социально-психологической защищённости ребёнка раннего возраста становится приоритетной в системе дошкольного образования.

В настоящее время для успешной реализации данной проблемы разрабатываются новые формы взаимодействия семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: стали появляться группы кратковременного пребывания, раннего развития, адаптационные, способствующие развитию у ребёнка новых адаптивных процессов и защитных механизмов к новым условиям.

На базе государственного учреждения образования «Ясли–сад № 291 г.Минска» в 2007 г. была создана группа раннего развития детей «Гномик». Занятия проводились в трёх направлениях:  эстетическом, физическом, познавательном.

Занятия музыкального руководителя направлены на приобщение малышей к музыке, формирование сенсомоторики, внимания, памяти, доречевых форм общения, а также на развитие музыкальной восприимчивости: музыкального слуха, чувства ритма и т.д.

Формированию двигательной активности, навыков здорового образа жизни способствуют занятия руководителя физвоспитания.

Педагог-психолог на занятиях уделяет внимание формированию познавательных процессов — памяти, внимания, мышления и воображения, развитию общей и мелкой моторики, навыков взаимодействия друг с другом.

Каждое занятие проходит на основе интеграции и содержит различные блоки: развитие речи, лепка, аппликация, рисование, подвижные игры, самостоятельную деятельность, направленную на развитие двигательных навыков либо развитие мелкой и общей моторики.

Все занятия строятся с учётом привлечения мам и пап к совместной деятельности с ребёнком. Роль родителей на данных занятиях огромна. Они являются помощниками детей, помогают выполнять задания, в случае если ребёнок отказывается, мама (папа) продолжает работать самостоятельно, показывая тем самым малышу, что следует завершать все свои действия. Постепенно ребёнок привыкает доводить начатые дела до завершения. Ещё один плюс данной формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи — приобретение родителями нового опыта для самостоятельной работы дома. Вместе с детьми они учатся лепить, рисовать, клеить, читать и повторять потешки, проводить пальчиковые и подвижные игры на базе детского сада и дома.

 КОНСПЕКТЫ  ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство с детьми и родителями, формирование ориентировки в игровой комнате, создание благоприятной атмосферы.

Игра «Давайте познакомимся».

Родители стоят в кругу вместе с детьми и рассказывают по очереди про своего ребёнка. Педагог подкрепляет слова мамы (папы) словами: «Давайте похлопаем Мишеньке», «Давайте покружимся для Настеньки», «Давайте потопаем для Сашеньки» и т.д.

Игра «Волшебный поезд» с музыкальным сопровождением.

Цель: знакомство с пространством игровой комнаты; снятие эмоционального напряжения.

Дети и мамы становятся друг за другом и отправляются в путешествие по комнате, по очереди «подъезжая» то к цветам, то к аквариуму, то к домику. У каждой остановки детей поджидает мягкая игрушка, которая там живёт. От лица игрушки ведётся диалог с детьми и родителями. Последняя остановка — стол для занятий. Там детей ожидает Колобок. Он рассказывает про себя сказку.

Сказка «Колобок».

Цель: развитие усидчивости, внимания, памяти.

Материал: герои сказки «Колобок».

После прочтения сказки педагог оставляет героев (волк, лиса, медведь, заяц, бабка, дед) на столе и предлагает слепить для них маленьких колобков.

Лепка «Колобок».

Цель: знакомство с солёным тестом, развитие умения скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.

Материал: солёное тесто жёлтого цвета.

Педагог берёт в руки солёное тесто и раскатывает его между ладонями в шар. Этот колобок он дарит лисичке из сказки. Затем предлагает детям слепить колобки и подарить животным из сказки.

После лепки Колобок предлагает детям потанцевать.

Подвижная игра «Колобок».

Цель: развитие у детей двигательных навыков.

Я от бабушки ушёл — очень хорошо.

(Дети хлопают в ладоши.)

Я от дедушки ушёл — очень хорошо.

(Хлопают себя по ногам.)

И пою я, между прочим,

(Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Тоже очень-очень хорошо.

(Кружатся вокруг себя.)

Рисование «Дорожка для Колобка».

Цель: обучение детей рисованию простейших элементов — линий.

Материал: гуашь коричневого цвета на тарелочках, поролоновая кисть, бумага.

Педагог обмакивает поролоновую кисть в краску на тарелочке и проводит ею линию — дорожку на листе бумаги.

Аппликация «Колобок на дорожке».

Цель: формирование первоначальных элементарных умений аппликационной деятельности.

Материал: колобок из цветной бумаги, клей, кисть.

Педагог переворачивает колобка на обратную (не цветную) сторону, обмакивает кисть в клей и наносит его на форму колобка, затем приклеивает его к рисунку «Дорожка для колобка».

После занятия Колобок приглашает детей поиграть с ним в игру.

Подвижная игра «Карусели».

Цель: развитие равновесия, умения согласовывать свои действия со словами текста.

Дети берутся за руки и под слова взрослого двигаются по кругу, сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два —

Вот и кончилась игра.

Развивающие игры: шнуровки, «умные тропинки», лабиринт «Бабочка», кубики «Цвет и форма», стучалка «Шарики», настольно-печатные игры, планшет «Замочки», вкладыши и др.

Колобок прощается с каждым ребёнком, мамой (папой), приглашает детей на следующее занятие.

Занятие 2. «НА ГРЯДКЕ»

Цель: обучение детей рассматриванию предметных картинок, ознакомление с овощами, сопоставление натуральных овощей с их изображением на картинке, развитие мыслительных операций сравнения, синтеза.

Приветствие. Музыкальная минутка.

Цель: создание благоприятной атмосферы; снятие эмоционального напряжения.

Подвижная игра «На грядке».

Цель: развитие двигательной активности.

Педагог опрокидывает из корзины каштаны, расстраивается и просит детей помочь собрать урожай картошки (каштанов).

Лепка «Капуста в огороде».

Цель: ознакомление детей с зелёным цветом, обучение умению соотносить цвет с его наименованием; развитие моторики руки.

Материал: пластилин зелёного цвета.

Педагог рассказывает детям потешку про капусту:

Мы капусту рубим, рубим,

(Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трём, трём,

(Трём кулаком о кулак.)

Мы капусту солим, солим,

(Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.)

Мы капусту жмём, жмём.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

Педагог показывает детям и мамам (папам), как нужно лепить капусту: размять пластилин и скатать между ладонями рук шар, от бруска пластилина отрывать маленькие кусочки, расплющить их и прикреплять к шару по кругу — должен получиться кочан капусты с листами.

Рисование «Картошка».

Цель: ознакомление детей с коричневым цветом; развитие моторики руки, умения пользоваться кистью.

Материал: лист с контурным изображением картофеля, кисть, гуашь коричневого цвета.

Далее педагог рассказывает потешку про картофель:

Грядку раскопай немножко,

Глядь — а там живёт картошка.

Раз картошка, два и три...

Всю в ведро её бери.

Е. Голубенко

Затем предлагает детям взять краску и «одеть» картошку в коричневый мундир.

После того как дети всё сделают, к ним в гости приходит ёжик с морковкой на колючках, рассказывает сказку.

Сказка «Пых» с морковкой.

Цель: ознакомление детей с оранжевым цветом, обучение соотносить цвет с его наименованием; снятие психоэмоционального напряжения.

Жили-были дед, бабка да внучка Алёнушка.

И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка.

Захотелось дедушке однажды морковки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к морковке, а под кустом кто-то: «Пы-ыхх! П-пы-ых!».

Испугался дед — и бежать.

Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унёс.

— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за морковкой! 

Пришла бабка на огород, только наклонилась морковку тащить, а под кустом кто-то: «Ппых-ых! Ппы-ых!».

Еле-еле бабка ноги унесла.

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:

— Я принесу морковку!

И пошла в огород. Только нагнулась морковку тащить, а под кустом кто-то: «Ппы-ых! Ппы-ых!».

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит — лежит на грядке колючий колобок, глазками поблёскивает и пыхтит. Да ведь это ёжик! Потянула Алёнушка морковку  и вытащила. Сладкую-пресладкую.

Взяла она морковку, ёжика, положила в передник — и домой!

А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:

— А где же морковка? А какой же этот зверь пых — страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник:

— Вот вам морковка. А вот вам и Пых!

Дидактическая игра «Посади морковку».

Цель: развитие координации движений рук.

Материал: морковка на картоне и картон коричневого цвета с прорезями.

Зайчик весел, бодр и ловок,

Съел он дюжину морковок.

Педагог просит детей посадить морковку для зайчика, которую отвезёт потом в лес ёжик.

Пальчиковая игра «Ёжик».

Цель: развитие скоординированных движений рук, обучение подражанию движениям взрослого.

Педагог показывает детям, как изобразить ёжика, собрав пальцы рук в замок. Читает стихотворение:

Ёжик маленький замёрз

(Сжимаем пальцы — убираем «иголки».)

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело —

(Выпрямляем пальцы — показываем «колючки».)

Ёжик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

Подвижная игра «Пузырь».

Цель: развитие двигательной активности, умения играть со сверстниками.

Дети и взрослые берутся за руки,  становятся близко друг к другу и говорят слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой

Да не лопайся!

Вместе со словами все потихоньку отходят назад, и получается большой круг. Педагог говорит: «Лопнул пузырь». Все вместе говорят «ш-ш-ш-ш» и сдувают пузырь (опять маленький круг). Игра повторяется.

Подвижная игра «Ёж».

Цель: обучение детей умению сочетать движения со стихотворным текстом.

Вот идёт колючий ёж,

(Топаем, идём по кругу.)

Он на ёлочку похож.

(Руки вверх, пальчики растопырены.)

Все грибочки ёж собрал

(Наклоняемся, «собираем грибочки».)

И домой он зашуршал.

(Идём, шурша по полу.)

Развивающие игры:  шнуровки, вкладыши, пирамидки, конструктор.

Ёж благодарит детей за морковку, прощается с каждым ребёнком и «шуршит» в лес.

Занятие 3. «ОВОЩИ: ЛУК, ПОМИДОР, РЕПА»

Цель: обучение детей рассматриванию предметных картинок, ознакомление с овощами: луком, помидором, репой, сопоставление натуральных овощей с их изображением на картинках; развитие мыслительных операций сравнения, синтеза.

Приветствие. Музыкальная минутка.

Цель: формирование способов взаимодействия друг с другом.

Чтение потешки «Петушок».

Цель: ознакомление детей с фольклорным произведением; формирование познавательной активности.

Педагог спрашивает у детей: «Кто поёт «ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт». (Ответы детей.) Позовём его: «Петушок, петушок. Иди к нам». А давайте расскажем потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

Появляется Петушок. Дети рассматривают его. Затем педагог приглашает всех к столу, где стоит тарелка с луком и помидорами, рассказывает, что можно из данных овощей сделать салат и угостить им своих друзей.

Лепка «Помидор».

Цель: ознакомление детей с красным цветом, обучение умению соотносить цвет с его наименованием; катание шара круговыми движениями между ладоней.

Материал: солёное тесто красного цвета, баночка.

Очень важный он синьор —

Ярко-красный помидор.

Педагог предлагает детям слепить помидоры и «закатать» их в банки, чтобы сохранить до зимы. Для этого солёное тесто раскатывается между ладонями в шар и кладётся в банку. После того как все дети слепят помидорчики, банка закрывается крышкой.

Подвижная игра «Курица и цыплята».

Цель: развитие внимания, умения повторять действия взрослых.

Педагог изображает курицу, приговаривает:

Куд-куда,

Куд-куда,

Разбежались вы куда?

Поскорей ко мне бегите,

Зёрна вкусные ищите.

Дети подбегают к педагогу и собирают зёрна (яйца от киндер-сюрприза) на полу.

Аппликация «Лук».

Цель: формирование элементарных умений аппликационной деятельности.

Материал: картон с контурным изображением лука, клей, кукурузная крупа.

Петушок рассказывает потешку:

Ходит по полю бычок:

«Вкусно пахнет, как лучок!

В носике щекочется —

Скушаю, раз хочется».

Педагог обмакивает кисточку в клей и наносит его на изображение луковицы, а сверху посыпает кукурузной крупой.

После того как дети справятся с заданием, педагог приглашает всех на просмотр сказки «Репка».

Сказка «Репка».

Цель: ознакомление детей с жёлтым цветом, обучение умению соотносить цвет с его наименованием.

Материал: фланелеграф, герои сказки.

Рисование «Репка».

Цель: ознакомление детей с разными способами рисования.

Материал: губка, жёлтая краска, картон с контурным изображением репки.

Педагог предлагает вначале поиграть с губкой: спрятать её в ладошке, показать, опять спрятать. Потом обмакивает губку в краску и наносит её на репку.

Развивающие игры:  шнуровки, вкладыши, пирамидки, конструктор.

Петушок прощается с детьми.

Занятие 4. «ОВОЩИ»

Цель: закрепление пройденного материала по теме «Овощи», развитие общей и мелкой моторики руки, мыслительных операций сравнения, синтеза.

Приветствие. Музыкальная минутка.

Цель: обеспечение эмоциональной поддержки, внимания и заботы со стороны взрослого.

Педагог в наряде осени даёт ребёнку из корзины какой-либо овощ, фрукт. Спрашивает, что это за дары осени. Потом приглашает детей к столу и рассматривает с ними картинки с овощами и фруктами, повторяет потешки.

Игра «Наш огород».

Цель: закрепление знаний об овощах, которые растут в огороде; расширение знаний об их пользе как продуктов питания; обучение умению узнавать овощи из множества изображений, развитие речи и мышления, умения сравнивать и обобщать предметы по существенным признакам.

Материал: картинки с овощами и фруктами.

Педагог показывает картинки с овощем или фруктом и откладывает те, что растут в огороде.

Аппликация «Корзина для овощей».

Цель: развитие общей и мелкой моторики руки, творческих способностей.

Материал: корзина, вырезанная из картона, клей, макароны, горох, фасоль, манная крупа для украшения корзины, пластилин.

Педагог предлагает детям украсить корзину для овощей. Для этого следует размять в руках пластилин, оторвать небольшие кусочки и прикрепить на корзину, затем на пластилин прикрепить горох, фасоль, макароны. В некоторых местах на корзину наносится клей и посыпается манная крупа.

Подвижная игра «Попади в корзину».

Цель: развитие координации движений.

Материал: корзина, мячи.

Педагог показывает, как следует держать мяч, чтобы он попал в корзину. Детям раздаются мячи, и по очереди все пробуют попасть в цель.

Игра «Сварим суп».

Цель: развитие воображения, памяти, внимания.

Материал: овощи, фрукты, кастрюля из набора детской посудки.

Посмотрите, это суп —

Овощи собрались тут:

Лук, морковка и капуста,

Чтоб ребятам было вкусно.

Педагог просит детей помочь сварить суп кукле. Но вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Взрослый просит детей вспомнить и выбрать необходимые овощи для его приготовления. Дети сами должны положить овощи в кастрюлю, посолить и помешать ложкой получившееся блюдо. Кукла пробует суп и восторгается тем, как дети его приготовили. Готовым супом можно угостить других кукол.

Лепка «Кукуруза».

Цель: формирование умения лепить из солёного теста предметы разной формы — колбаску; закрепление приёма раскатывания прямыми движениями ладони.

Материал: солёное тесто жёлтого цвета, горох.

Для начала педагог показывает, как правильно катать тесто между ладоней. Затем получившуюся колбаску «качают» в горохе и выкладывают на тарелочку.

Подвижная игра «Колокольчик».

Цель: обучение ориентировке в пространстве; развитие умения бегать в разных направлениях; вызывая чувство радости от совместных действий.

Педагог привлекает внимание звучанием колокольчика, показывает его детям, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет несколько раз). Дети могут приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звоню». Добежав до противоположной стороны комнаты, быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».

Ребёнок, прибежавший раньше других и нашедший колокольчик, звонит в него и отдаёт взрослому. Игра повторяется. Педагог позволяет всем позвонить в колокольчик.

Сказка «Репка» на фланелеграфе.

Цель: развитие внимания, памяти, усидчивости.

Материал: фланелеграф, фигурки героев.

Развивающие игры: шнуровки, вкладыши, пирамидки, конструктор.

Занятие 5. «ФРУКТЫ: ЯБЛОКИ»

Цель: ознакомление детей с фруктами; обучение умению узнавать их на картинках, сопоставление натуральных фруктов с их изображением на картинках; развитие мыслительных операций сравнения, синтеза.

Приветствие.

Цель: создание благоприятной атмосферы.

В гости к детям приходит ёжик и приносит яблоко, рассказывает про этот фрукт. А потом просит детей помочь сорвать яблоки.

Подвижная игра «Сорви яблоко».

Цель: овладение двигательными движениями в игровой деятельности.

Материал: бумажные яблоки на нитке.

Яблоки развешены по всей игровой комнате. Детям надо их найти, сорвать и принести ёжику.

Лепка «Яблоко».

Цель: закрепление умения лепить предметы круглой формы.

Материал: солёное тесто красного цвета, зелёный листик из бумаги.

Яблочко над головою,

Золотое, наливное!

Ты в росе купалось,

Солнцем утиралось!

А. Пысин

Педагог предлагает детям скатать шарик круговыми движениями между ладоней, слегка вдавить его нижнюю и верхнюю часть, вставить листик.

Подвижная игра «Собери яблоки».

Цель: развитие двигательной активности, координации движений.

Материал: овощи и фрукты.

Что за грохот — бум-бум-бум —

Яблочко упало!

В травке яблочко найдём,

Чтобы не пропало.

К. Авдеенко

Педагог опрокидывает корзину с овощами и фруктами, предлагает детям собрать только яблоки.

Аппликация «Яблоки в корзине».

Цель: развитие мелкой моторики, умения наносить клей на готовые формы.

Материал: картон с контурным изображением корзины, бумажные яблоки, клей, кисть.

Педагог намазывает яблоки (с обратной стороны) клеем и приклеивает их к корзине.

Подвижная игра «Повесь яблоко на дерево».

Цель: овладение двигательными движениями в игровой деятельности.

Материал: картонные яблоки с двухсторонним скотчем на обратной стороне, бумажное дерево.

Дети по очереди подходят к дереву и прикрепляют к нему яблоко.

Физкультминутка «Вот так яблоко!».

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Руки вперёд.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладони над головой.)

Пальчиковая гимнастика «Яблонька».

Яблонька, яблонька, где же твои яблочки? (Пальчики вверх, пошевелить, будто веточки.)

Заморозил их мороз?

(Кулачки.)

Или ветер их унёс?

(Плавные движения кистями.)

Или молния спалила?

(Закрыть глаза ладонями.)

Или градом их побило?

(Постучать подушечками пальцев по столу.)

Или птицы поклевали?

(Изобразить, как птицы клюют зёрнышки со стола.)

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс.

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!

(Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко.)

Рисование «Ёжик и яблоки».

Цель: ознакомление с разными способами рисования.

Материал: контурное изображение ёжика, тыкачики, гуашь красного цвета.

Педагог при помощи тыкачика наносит красные точки на иголки ёжика, таким образом, получается, что он несёт на себе яблоки.

Сказка «Теремок».

Цель: развитие внимания, памяти, усидчивости.

Материал: иллюстрированная книга.

Развивающие игры: рамки-вкладыши «Слон», «Телефон», «Найди гараж», «Подбери игрушку», конструктор-паровозик, головоломка «Шарики» и т.д.

Подвижная игра «Ёж» (см. занятие 2).

Ёж прощается с детьми и уходит в лес.

 Занятие 6. «ФРУКТЫ: АПЕЛЬСИН, ЛИМОН, БАНАН»

Цель: ознакомление детей с фруктами — апельсином, лимоном, бананом, обучение умению узнавать их на картинках, сопоставление натуральных фруктов и их изображений на картинке, развитие мыслительных операций сравнения, синтеза.

Приветствие.

Цель: развитие эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми.

В гости к детям приходит обезьянка Анфиса и приносит с собой банан, лимон, апельсин. Рассказывает, что она живёт далеко-далеко, в жарких странах, и у неё растут эти чудные фрукты.

Потом предлагает детям пройти к столу и познакомиться с ними  поближе.

Рисование «Апельсин».

Цель: обучение детей обращению с гуашью, правильно держать кисть в руке, ознакомление с оранжевым цветом.

Материал: листы с контурным изображением апельсина, гуашь оранжевого цвета, кисть.

Спелый, сочный апельсин —

В фруктах первый витамин.

До чего же он хорош

И на солнышко похож!

Детям раздаются заготовки с нарисованным контуром апельсина и оранжевая краска. Предлагается закрасить его.

Подвижная игра «Зеркало».

Цель: развитие внимания, координации движений.

Педагог с обезьянкой Анфисой предлагают детям повторять все их движения: поднять ногу, руку, попрыгать, присесть.

Педагог говорит, что после игры наша обезьянка проголодалась, надо приготовить ей обед. Спрашивает у Анфисы, что она любит. Обезьянка ответила, что ест бананы и пьёт чай с лимоном.

Лепка «Банан».

Цель: обучение приёмам лепки из солёного теста, развитие моторики руки, поощрение самостоятельности при лепке.

Материал: солёное тесто жёлтого цвета.

Я — заморский гость, банан,

Переплыл я океан.

Меня солнце попросило

Передать свою вам силу.

Дети вместе с обезьянкой лепят  продолговатые колбаски.

Аппликация «Чай с лимоном».

Цель: формирование элементарных умений аппликационной деятельности.

Материал: бумажные чашки и лимон, клей, кисть.

С жёлтой кожицей лимон,

Витаминов полон он.

В чай добавь его скорей —

Станешь выглядеть бодрей.

Педагог намазывает клей на лимон и приклеивает его к чашке. После угощает обезьянку и предлагает детям приготовить для своих мам компот.

Пальчиковая игра «Компот».

Будем мы варить компот.

(«Варят» — мешают пальчиком на ладошке.)

Фруктов нужно много — вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

(Ребром ладони стучат по другой ладошке.)

Отожмём лимонный сок,

(Сжимают кулачки.)

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот —

Угостим честной народ!

(Снова «варят».)

Подвижная игра «Колобок» (см. занятие 1).

Чтение Э. Успенского «Обезьянка Анфиса».

Обезьянка благодарит детей за помощь, за весёлое времяпрепровождение, прощается и уходит.

Развивающие игры.

Занятие 7. «ДЕРЕВЬЯ»

Цель: обучение рассматриванию предметных картинок; введение в активный словарь детей слова «дерево»; узнавание деревьев на картинках; развитие речи и мышления, умения сравнивать и обобщать предметы по существенным признакам.

Приветствие. Музыкальная минутка.

В гости прилетела птичка, поздоровалась с каждым ребёнком и рассказала о том, что она живёт на деревьях, прячется в их листве от дождя.

Педагог предлагает посмотреть, какие деревья растут в лесу, а какие — в саду.

Рассматривание картинок с деревьями.

Цель: обучение узнаванию деревьев на картинках.

Педагог предлагает детям сделать скворечник (домик) для птички.

Лепка «Домик для птички».

Цель: развитие моторики руки, ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия.

Материал: контурное изображение домика на листе бумаги.

Педагог показывает детям, как следует размять пластилин, затем от бруска отщипывать небольшие кусочки и заполнять ими пространство домика.

После лепки предлагает немного поиграть.

Подвижная игра «Зайка серенький».

Цель: развитие двигательной активности, внимательности.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Аппликация «Яблоня».

Цель: развитие моторики руки, умения работать с поролоном.

Материал: контурное изображение дерева, поролон красного цвета, клей.

На крону дерева намазывается клей и приклеивается поролон.

После аппликации педагог предлагает поиграть.

Подвижная игра «Пузырь» (см. занятие 2).

Рисование «Волшебный листок».

Цель: развитие творческих способностей и моторики руки ребёнка.

Материал: листья деревьев, краска жёлтого, зелёного и красного цвета, белый лист бумаги.

Дети разрисовывают лист с одной стороны краской, переворачивают его на чистый лист бумаги и сверху прижимают вторым листом.

Игра «Вкладыши».

Цель: развитие памяти, зрительного восприятия, ассоциативного мышления.

Детям предлагаются различные вкладыши, развивающие игры, соответствующие возрасту.

Птичка прощается, забирает подарки от детей и улетает.

Занятие 8. «ИГРУШКИ»

Цель: повторение названий знакомых игрушек; введение в речевую практику слова «игрушки»; развитие механической слуховой памяти, зрительного восприятия, речи, мышления.

Приветствие. Музыкальная минутка.

Цель: создание благоприятной атмосферы.

На занятие приходит Фея. Она рассказывает, что всегда наблюдает, как дети относятся к своим игрушкам, убирают ли их за собой, ломают или бережно складывают. Просит назвать свои любимые игрушки. Потом Фея достаёт из волшебного мешка сломанные игрушки, рассказывает об их хозяевах и предлагает детям пожалеть их.

Затем Фея приглашает детей рассмотреть картинки с игрушками дома и на детской площадке.

Рассматривание картинок.

Цель: повторение названий знакомых игрушек, заучивание новых.

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой —

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой —

Зайка косой.

Следом за ними —

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

В. Волина

Фея показывает игрушки, которые были на картинках, и предлагает сыграть с ними в игру.

Игра «Что пропало?».

Цель: развитие внимания, памяти.

Материал: кукла, машинка, мяч, пирамидка, платок.

Фея показывает игрушки, потом накрывает их платком, убирая одну из игрушек, снимает и спрашивает, что пропало.

Подвижная игра «Пылесос».

Цель: развитие двигательной активности, содействие развитию интереса к подвижным играм.

Материал: мусорный мешок, газета.

Фея предлагает детям скатать шары из газеты и бросить их на пол. Затем произносит волшебные слова, превращает детей в «пылесосов» и предлагает им собрать весь мусор. После того как всё будет убрано, Фея расколдовывает всех и показывает им куклу-неваляшку.

Лепка «Неваляшка».

Цель: обучение созданию образа игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху; развитие образного мышления.

Материал: пластилин.

Наклонилась неваляшка,

Но упасть — не упадёт,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнёт.

В бок толкнёт игрушку он

И в ответ услышит звон!

В. Степанов

Фея предлагает сделать для нашей неваляшки подружек, чтобы ей было с кем играть и дружить. Для начала показывает, как прямыми движениями ладони катать шары — большой и маленький; тот, что поменьше, прикрепляется к шару, который побольше.

Пальчиковые игры.

Долго, долго мы лепили,

(Руки сцеплены в замок, круговые вращения.)

Наши пальцы утомили;

(Встряхивания кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут

(Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведём

(Развести руки в стороны.)

И опять лепить начнём

(Хлопать в ладоши.)

Рисование «Пирамидка».

Цель: развитие умения пользоваться кистью.

Материал: картон с контурным изображением пирамидки, гуашь разного цвета, кисть.

Я собираю пирамидку,

Как нелегко её собрать!

Колечек много разноцветных —

Один, два, три, четыре, пять.

Э. Снирацук

Педагог показывает, как с помощью краски и кисти можно разрисовать кольца пирамидки, предлагает детям повторить за ним.

Подвижная игра «Зайка серый умывается».

Цель: развитие умения сочетать движения со стихотворным текстом.

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл ушки,

Вымыл хвостик

И попрыгал к деткам в гости.

Повторить несколько раз.

Подвижная игра «Зайка серенький» (см. занятие 7).

Игра-аппликация «Зайчик».

Цель: развитие умения аккуратно набирать клей на кисть, ориентироваться на бумаге.

Материал: лист с контурным изображением зайчика, манная крупа, клей.

Педагог набирает клей на кисть, наносит его на изображение зайчика, а дети посыпают манной крупой.

Сказка «Заюшкина избушка».

Цель: развитие внимания, памяти, усидчивости.

Материал: герои сказки из дерева.

Развивающие игры.

Фея прощается с детьми.