Социально-бытовые народные сказки как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Автор считает, что одним из средств их развития является содержательное общение по сюжетам народных сказок, которое своим содержанием и композиционным построением направлено на взаимодействие рассказчика и слушателя.
Ключевые слова: общение, коммуникативные способности и умения, коммуникативная компетентность, социально-бытовые народные сказки.
В основе социальной сущности детей дошкольного возраста лежит их общение со взрослыми и между собой (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн). Умение дошкольников свободно общаться позволяет им взаимодействовать с другими людьми в разных видах деятельности. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной отмечается, что в процессе общения ребёнок не только познаёт своего партнёра по общению (взрослого или сверстника), но и самого себя. Общение со взрослыми и сверстниками выступает в качестве условия всестороннего развития ребёнка, усвоения им опыта социально-нравственного поведения, овладения моральными нормами и правилами.
В процессе развития общения изменяются его содержание, мотивы, развиваются коммуникативные способности, которые помогают детям различать ситуации общения и на основе понимания состояния других людей в данных ситуациях адекватно выстраивать своё поведение в них. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста требует от них умения пользоваться определённым речевым материалом в конкретных ситуациях общения.
Знакомство дошкольников с наиболее типичными ситуациями речевого общения, различными способами осуществления коммуникативных функций позволяет расширить и систематизировать репертуар языковых средств, выработать общую коммуникативную стратегию их использования в процессе овладения родным языком.
В исследованиях речевого онтогенеза детей, выполненных в рамках теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев), критерием качества речевой продукции субъекта являются не только личностные количественные запасы в речевом развитии (увеличение словарного запаса), но и существенные показатели, которые связаны с умением правильно, обстоятельно и точно выразить свою мысль, сделать речевое высказывание логическим и связным, понятным и доступным для партнёра по общению.
Значительным является не то, сколько слов использовалось ребёнком в высказывании, а то, какое воздействие оказали они на собеседника, соответствовало ли данное высказывание целям речевого поведения ребёнка. Именно это соответствие связного высказывания целям вербального поведения личности и определяет его коммуникативную ценность.
В связи с этим особую значимость для нас представляет развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных качеств речи, т.е. таких её особенностей и свойств, которые наилучшим способом обеспечивают потребности общения и свидетельствуют о совершенстве речевой культуры личности. К ним относятся: правильность, точность, понятность, богатство (разнообразие) речи, её чистота и выразительность. При этом правильность, чистота и богатство речи относятся к структурным коммуникативным качествам, а точность, понятность, выразительность — к функциональным (Б.Н. Головин).
В дошкольном возрасте у детей вырабатываются и структурные, и функциональные качества речи, включающие как ориентировку высказывания говорящего на собеседника и ситуацию общения, так и отбор языковых средств в соответствии с ними (А.А. Люблинская, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин).
Тесная взаимосвязь коммуникативных и речевых умений помогает элементарному осмыслению явлений языка и речи, усвоению опыта социального поведения, развитию общения детей дошкольного возраста. Наличие данных умений способствует формированию коммуникативной компетентности, ориентированности в разных ситуациях общения.
А.Г. Арушанова рассматривает коммуникативную компетенцию как базисную характеристику личности ребёнка дошкольного возраста, а развитие коммуникативной компетентности детей — как одно из определяющих направлений деятельности учреждения дошкольного образования.
Средством, способствующим формированию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, которая, как отмечает О.Н. Сом-кова, предполагает владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, является диалог. По мнению М.М. Бахтина, диалог выступает как неотъемлемый атрибут бытия личности. С точки зрения Ф.А. Сохина, «диалог — первая школа развития связной речи ребёнка (и вообще активизации его речи)» [8, с. 8].
Для того чтобы овладеть умением вести диалог, необходимо специальное обучение. Содержательный диалог — это не просто ситуативный разговор, это развёрнутое произвольное высказывание (контекстная речь), активизирующее общение.
Т.М. Чурекова и Е.В. Пензина рассматривают диалог и как способ познания действительности, и как особую дидактико-коммуникативную среду, которая обеспечивает «субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности». Как правило, личность стоит в центре диалогической ситуации. Именно поэтому диалог сможет состояться лишь в том случае, если полностью проявятся личностные функции ребёнка и педагога. Игнорирование субъектного опыта приводит к искусственности, к отчуждению ребёнка от процесса познания и общения.
Одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества. Речь героев литературных произведений даёт образцы вербального поведения носителей языка, принадлежащих к разным возрастным и социальным группам, обогащает речевую практику читателей (слушателей), совершенствует их коммуникативно-речевые умения.
Духовно-моральный потенциал устного народного творчества оказывает влияние на эмоциональную сферу, моральные, интеллектуальные, эстетические чувства детей, на повышение уровня их познавательного и личностного общения, эмоционально-ценностного отношения к себе, к другим людям, ко всему окружающему миру. Взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе диалога с использованием фольклорного материала содействует воспитанию внутренней культуры воспитанников (Н.А. Аксарина и др.), что способствует формированию их коммуникативной компетентности.
Народные сказки своим содержанием и композиционным построением рассчитаны на взаимное общение рассказчика и слушателя между собой. Они мастерски отражают искусство народа передавать не только чистое содержание своих мыслей, но и живую окраску чувств, без которой невозможны настоящее понимание и осмысление их основного смысла.
Устная форма передачи фольклорного произведения предусматривает обращение взрослого к личности ребёнка как к активному субъекту взаимного общения, равноправному участнику разговора. Чтобы донести до ребёнка основную мысль, которая определяет смысл высказывания, взрослому необходимо передать её не только правильно, но и выразительно.
Устная форма фольклора отработала выразительные и художественно красивые формы речи, которые способствуют не только его осмысленному восприятию, но и возникновению определённого переживания социального окружения, что сказывается на формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Содержательное общение по сюжетам народных сказок выступает в качестве одной из форм развития коммуникативных умений дошкольников. Осознанное восприятие фольклорного произведения влияет на становление у них адекватной самооценки, способствует регулированию поведения.
Подбирая народные сказки для эмоционально-познавательного общения с детьми дошкольного возраста, желательно руководствоваться требованием, выдвинутым ещё Л.Н. Толстым, который отмечал, что детские книги должны вмещать «разумную мораль», а не преобразовываться в перечисление правил. При этом моральный вывод, который следует из содержания произведения, дети могут делать самостоятельно. Это важно потому, что формирование коммуникативной компетентности личности осуществляется лишь в том случае, если моральные общечеловеческие ценности становятся внутренне отрефлексированными потребностями.
Морально-этическая беседа, развёрнутая на основе народной сказки, направлена на формирование у ребёнка мотивов поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках, на объяснение норм и правил человеческой морали. Как правило, содержанием этих бесед являются реальные жизненные ситуации, которые происходят с персонажами социально-бытовых сказок. С малых лет дети знакомятся с такими бытовыми сказками, как «Репка», «Каша из топора», «Мена», «Как мужик гусей делил», «Старый отец», «Два мороза» и др. Герои этих сказок — простые люди, которые не владеют сверхъестественной силой, но способны победить своих врагов благодаря сообразительности, уму, скромности, находчивости. Содержание социально-бытовых сказок чаще всего раскрывается не путём развёрнутого эпического описания, а через короткие сценки, эпизоды, в которых достаточно выразительно «рисуются» яркие художественные образы. Причём преувеличенный и гротескно-карикатурный показ отдельных явлений и черт персонажей нисколько не мешает восприятию детьми правдивости, отражённой в этих сказках жизни. Наоборот, помогает заострить внимание маленьких слушателей на тех отличительных моментах и качествах, которые с большей силой выделяют и подчёркивают главное в определённом моменте или явлении. Поэтому эти сказки и сегодня имеют большое морально-воспитательное значение.
В то же время социально-бытовые сказки являются основой для обсуждения морально-этических вопросов, которые в старшем дошкольном возрасте начинают волновать детей в большей степени. Они обсуждают со взрослыми различные социально-бытовые ситуации, которые происходят с персонажами сказки, пробуют определить, как нужно поступать в том или ином случае. В процессе проведения бесед осуществляется формирование личностного общения детей, их коммуникативных умений (ориентировка в ситуации общения, планирование содержания коммуникативного акта, реализация речевого действия, подбор вербальных и невербальных средств общения, оценка результативности общения). При этом характер бесед морально-этического плана зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Взаимодействие педагога и детей осуществляется под воздействием опережающей инициативы взрослого (Е.О. Смирнова). Руководствуясь ею, педагог стремится, чтобы ребёнок сам попробовал осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Педагогические комментарии после чтения необходимы, но главная его цель — пробуждать активность переживаний детей, глубокое осмысление обсуждаемых поступков и правил поведения в ходе этической беседы по содержанию народной сказки. Целью основной части диалогического общения выступает понимание конкретного содержания, определённой моральной категории, осмысление норм и правил морали. Реализация основной цели способствует возникновению у детей эмоциональных переживаний, соответствующих отношений к конкретным фактам и явлениям. Если ребёнок не в полной мере ориентируется в условиях внешней ситуации общения, если ему сложно подобрать вербальные средства общения, взрослый сам высказывает свою мысль и обосновывает её, после чего предлагает для обсуждения другой сказочный сюжет. Для оптимизации содержательного общения педагогу необходимо познакомить детей с двумя-тремя сказочными произведениями на одинаковую тему: лень, нежелание трудиться — «Горшок», «Лень да Отеть», «Ленивая Арина»; смекалка, ум, находчивость — «Дочь-семилетка», «Как мужик гусей делил»; жадность, скупость — «Каша из топора», «Жадная старуха». Тогда опредёленная моральная категория рассматривается с разных сторон и ребёнку легче высказать своё собственное к ней отношение.
При этом, как отмечает Е.О. Смирнова, педагог не только задаёт детям вопросы, но и активно участвует в разговоре, высказывает свою мысль относительно происходящих событий. С интересом дети старшего дошкольного возраста рассуждают о таких качествах человека, как лень, упрямство, глупость, жадность, мудрость. Длительность беседы определяет сам ребёнок, как только педагог ощутит, что ему неинтересно, разговор лучше прервать или перевести в другую деятельность.
Таким образом, народные социально-бытовые сказки целенаправленно и гармонично развивают коммуникативный и морально-ценностный потенциал ребёнка. Художественное слово фольклора для детей дошкольного возраста — образец морального поведения, сокровищница разных судеб и характеров, символ чистоты и милосердия, но оно выполняет своё назначение в развитии коммуникативных умений только в том случае, когда при восприятии произведения проявляются чувства, возникают мысли, если произведение приносит художественное удовлетворение.
Постпила 31.01.2014 г.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бодалёв, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалёв. — М.: Педагогика, 1993.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М., 1991.
4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец: в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1986.
5. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование: дисс. канд. психол. наук / А.А. Кидрон. — Ленинград, 1981.
6. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999.
7. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста; под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.
8. Чурекова, Т.М. Диалог — основа формирования коммуникативной компетентности дошкольников // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы Междунар. заочной науч. -практ. конф. / Т.М. Чурекова, Е.В. Пензина. — Новосибирск, — 2010. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info.
9. Эстетика словесного творчества / сост.: С.Г. Бочаров, М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979.
Дина ДУБИНИНА,
заведующая кафедрой методик дошкольного образования,
кандидат педагогических наук, доцент,
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка