Search
Понедельник 11 Декабрь 2023
  • :
  • :

«Ребёнок и общество»

Научно-методическое обеспечение с новым содержанием

Рассматриваются вопросы организации научного исследования по проблеме разработки научно-методического обеспечения реализации образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования. Раскрыты объект, предмет, цель, предполагаемый результат исследования и его основные конструктивные характеристики. Анализируется содержание научно-методического обеспечения: учебно-методических, учебных наглядных пособий, методик развития, обучения и воспитания детей до 1 года, от 1 года до 7 лет в контексте образовательных компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: научное исследование, научно-методическое обеспечение, содержание научно-методического обеспечения, социально-нравственное развитие ребёнка, образовательная область «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования, содержание учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество».

Одной из задач современного дошкольного образования является социально-нравственное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Учебная программа дошкольного образования акцентирует названную задачу в образовательных компонентах образовательной области «Ребёнок и общество» [9, с. 129—138]. Однако анализ литературы выявил недостаточное количество педагогических средств, способствующих эффективной реализации образовательной области «Ребёнок и общество» и удовлетворению потребностей социума и педагогической общественности [6].

Для успешного решения выявленной проблемы по заданию Министерства образования Республики Беларусь в лаборатории дошкольного образования Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь (научный руководитель Л.С. Ходонович) проводится научное исследование, направленное на разработку научно-методического обеспечения с качественно новым содержанием реализации всех компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

Актуальность исследования определяется противоречиями между:

l традиционным пониманием научно-методи-ческого обеспечения лишь как руководства к практической деятельности педагога и научным переосмыслением его возможностей как развивающей среды, в пространстве которой эффективно может осуществляться социализация детей раннего и дошкольного возраста, развиваться их самопознание, формироваться опыт гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, адаптивного социального поведения, навыки здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, предметной, предметно-игровой, игровой и трудовой деятельности;

l возросшей потребностью социума в раннем формировании у детей до 1 года, от 1 года до 7 лет основ самопознания, здорового, безопасного, гуманного взаимодействия с окружающими людьми в социуме и отсутствием научно-методического обеспечения для решения названной проблемы при реализации практиками образовательных компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования;

l требованиями, предъявляемыми к качеству дошкольного образования, и недостаточным количеством научно-методического обеспечения с содержанием, отражающим новые положения современной психолого-педагогической науки и способствующим эффективной реализации практиками образовательной области «Ребёнок и общество».

Объектом исследования является научно-методическое обеспечение ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет: «Самопознание», «Здоровье и личная гигиена», «Культура питания», «Безопасность жизнедеятельности», «Взаимодействие со сверстниками и взрослыми», «Адаптивное социальное поведение», «Познание социума», «Рукотворный мир», «Предметная деятельность», «Предметно-игровая деятельность», «Игровая деятельность», «Трудовая деятельность».

Предмет исследования состав содержания УМК «Ребёнок и общество» к образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года,
от 1 года до 7 лет.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать состав содержания учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

В исследовании применяются следующие методы: анализ и обобщение научной и методической литературы по теме исследования; конструирование; моделирование; компьютерное проектирование.

Исходными данными для проведения работы явились результаты научных исследований воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет дидактическими средствами, отражающими вопросы здоровья, культуры питания, безопасности жизнедеятельности, самопознания, гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, адаптивного социального поведения, предметной, предметно-игровой, игровой и трудовой деятельности с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет.

В результате исследования будет разработан состав содержания учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» к образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

Основными конструктивными характеристиками разработанного состава содержания УМК «Ребёнок и общество» ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет выступят:

1. Теоретическое обоснование состава содержания УМК «Ребёнок и общество» для детей до 1 года, от
1 года до 7 лет.

2. Макетные образцы пособий для педагогов учреждений дошкольного образования:

— учебно-методические пособия;

— учебные наглядные пособия.

3. Методики воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

Научная новизна исследования проявится в разработке качественно нового содержания научно-методического обеспечения реализации всех образовательных компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет:

l впервые будет выявлен состав содержания УМК «Ребёнок и общество» к образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет;

l научно обосновано дифференцированное по возрастам воспитанников практико-ориентированное содержание научно-методического обеспечения ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество», выявляющее его ориентацию на принцип тематизма, разные формы организации образовательного процесса и деятельности детей до 1 года, от 1 года до 7 лет;

l разработаны учебные наглядные пособия, отличающиеся наличием в их содержании игровых и творческих заданий, иллюстративного материала, кратких пояснений взрослого, способствующие проведению разных форм организации образовательного процесса и деятельности с детьми от 3 до 7 лет;

l разработаны учебно-методические пособия с содержанием, включающим игровые средства для проведения основных и иных форм организации образовательного процесса с детьми до 1 года, от
1 года до 7 лет;

l разработаны методики воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет с содержанием, отражающим общие и специфические методы и приёмы, методическую модель их последовательного применения, варианты тематического планирования занятий и иных форм организации образовательного процесса, игровые педагогические средства.

Практическое значение полученных результатов научного исследования будет заключаться в возможности использования разработанного состава содержания учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» в разных формах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования и в семье.

Внедрение результатов исследования будет способствовать эффективному оснащению образовательного процесса учреждений дошкольного образования разного вида пособиями, что позволит создать новую обучающе-развивающую среду и наиболее оптимальные условия воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет при реализации содержания образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования.

Прогнозируемый социальный эффект научного исследования проявится в успешном социально-нравственном и личностном развитии воспитанников до 1 года, от 1 года до 7 лет, повышении профессионализма специалистов и педагогической культуры родителей.

Экономический эффект заключается в том, что разработанное в результате исследования новое содержание научно-методического обеспечения может рассматриваться в качестве коммерческого продукта с последующим изданием и реализацией в системе образования Республики Беларусь, а также позволит выполнить мероприятия Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009—2014 гг. по созданию здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2008 г. № 1193).

Область применения результатов исследования. Разработанное научно-методическое обеспечение ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет будет востребовано в образовательном процессе учреждений дошкольного образования, учреждениями дополнительного образования взрослых, учреждениями высшего образования, осуществляющими подготовку педагогических кадров, органами управления образования, родителями.

Временный научный коллектив, выполняющий представляемое научное исследование, включает учёных и практиков системы дошкольного образования Республики Беларусь. Это кандидаты педагогических наук, доценты — М.Н. Дедулевич, И.В. Житко, Л.Н. Воронецкая, И.А. Комарова, Р.Р. Косенюк, Н.В. Литвина, Н.С. Мартынюк, Т.В. Поздеева, Е.И. Смолер, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина; кандидат медицинских наук, доцент — Е.О. Гузик; кандидаты психологических наук, доценты — А.Н. Белоус, Е.И. Комкова, Т.М. Недвецкая, В.Н. Шашок, аспиранты — Л.А. Горелова, В.Л. Пашко, Л.А. Пшеницына.

Содержание научно-методического обеспечения реализации образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет разрабатывается в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к материалам данного типа:

l светский характер образования;

l ориентация на общечеловеческие и национальные ценности;

l учёт возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей ребёнка;

l обеспечение эмоционального благополучия и психологического комфорта ребёнка;

l  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

l создание условий для интеллектуального, коммуникативного и творческого развития;

l предупреждение переутомления и дезадаптации;

l взаимодействие с семьёй.

Концептуальной основой содержания научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» является сохранение уникальности, самоценности ребёнка до 1 года, от 1 года до 7 лет, развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства [11].

В новое содержание разрабатываемого научно-методического обеспечения заложены положения культурологического, индивидуально-дифференцированного, игрового и сценарно-тематического подходов, принципы тематизма, возрастной дифференциации, интеграции видов детской деятельности, а также ориентация на реализацию принципиально новых задач, заложенных в компоненты образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования [3; 4; 5; 7; 10].

Актуальным является заложенное в содержание положение о деятельности ребёнка и осознании им как конечного результата, который необходимо получить в ходе выполнения игровой задачи, так и способов его достижения (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков). Это обстоятельство играет решающую роль в развитии осознания ребёнком своего поведения, действий и их результатов. Переключение сознания детей на способы решения смодулированной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, что способствует появлению у них самоконтроля. Такая ориентировка закрепляет механическое выполнение задания однажды заученным способом, ребёнок уже может, по мнению Н.Н. Поддьякова, анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата.

Особую роль имеет большое количество разных видов и типов игр, включённых в содержание научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество». С их помощью педагоги смогут успешно решить такие актуальные позиции социализации воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования, как:

l обеспечение положительного эмоционального фона при формировании интереса к собственному здоровью, личной гигиене, закаливанию, культуре питания, организации безопасного пространства для жизнедеятельности, взаимодействию со сверстниками и взрослыми, соблюдению условий адекватного социального поведения, самопознания, к познанию социума, рукотворного мира, игровой и трудовой деятельности;

l развитие познавательной деятельности, наблюдательности, образного мышления, воображения, оригинальности, экспериментирования, сосредоточенности, внимания, эмоционально-волевых и нравственных качеств;

l обогащение представлений о приёмах общения в бытовых ситуациях, вариантах поведения, облегчающих вхождение в коммуникацию, в разные виды деятельности и ситуации социальной действительности;

l приобщение к ценностям, где основными объектами являются человек, здоровье, природа, национальная культура, труд, безопасность, содействие проявлению отзывчивости на эмоциональное состояние другого человека, окружающий мир.

Разрабатываемое научно-методическое обеспечение будет представлено в виде учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество», включающего как учебно-методические пособия для педагогов учреждений дошкольного образования, так и учебные наглядные пособия для взаимодействия педагога и родителей с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет [2; 13].

Для педагогов учреждений дошкольного образования в содержание учебно-методических пособий введены:

l различные виды и типы развивающих игр для проведения основных и иных форм организации образовательного процесса с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет, которые помогут воспитанникам овладеть новыми знаниями в занимательной игровой форме;

l конспекты занятий с опорой на разработанные игры и содержание учебных наглядных пособий;

l примеры тематического планирования занятий и иных форм организации образовательного процесса с воспитанниками до 1 года, от 1 года до 7 лет со ссылками на новое научно-методическое обеспечение;

l методики воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет, с ориентацией на общие и специфические методы и приёмы, методическую модель их последовательного применения.

Учебные наглядные пособия — планшеты с иллюстративным и раздаточным материалом разработаны как для взаимодействия педагога с ребёнком в образовательном процессе, так и для организации детской деятельности родителями в семье. С этой целью планшет включает:

1. методические рекомендации для родителей.

2. игровые и творческие задания.

3. словесные комментарии.

4. наглядный материал:

— сюжетные и образные иллюстрации;

— дидактические карточки-картинки;

— пиктограммы;

— поощрительная символика.

Доступное для родителей содержание учебных наглядных пособий позитивно отразится при обогащении его в семье яркими позитивными впечатлениями окружающего мира и социума, воспитания самостоятельности, инициативы, организованности и ответственности в поступках и поведении.

Новизна содержания разрабатываемых учебно-методических и учебных наглядных пособий проявляется также в учёте разнотемповости и разноуровневости развития воспитанников, в заложенной возможности предоставления им выбора широкого спектра видов деятельности, сочетания и постепенного изменения соотношения репродуктивной и продуктивной деятельности, позиций обучающего и развивающего характера, в доминировании практической интегрированной деятельности ребёнка, протекающей в игровой форме [1; 8; 12].

Выстроенное представленным образом содержание научно-методического обеспечения образовательной области «Ребёнок и общество» позволит педагогам учреждений дошкольного образования создать условия для постепенного погружения воспитанников раннего и дошкольного возраста в особенности окружающего мира, поможет им овладеть понятиями разных видов взаимодействия, познания себя, способами обращения к сверстникам и взрослым, накопить опыт самостоятельного самовыражения, адекватного социального поведения, ценностного отношения к труду, рукотворному миру, окружающим людям. Подчеркнём, что новое содержание научно-методического обеспечения образовательной области «Ребёнок и общество» может выступать в качестве развивающей образовательной среды, создающей условия для формирования у воспитанников психологической готовности к совместным действиям, потребности в безопасном и здоровом образе жизни, развития способности предвидеть результат собственного поведения, адекватно реагировать на различные ситуации, овладевать деятельностью на уровне самостоятельности, действуя по собственной инициативе без помощи взрослых.

Научно-методическое обеспечение образовательной области «Ребёнок и общество», разработанное в рамках представленного научного исследования, откроет практикам возможность его введения в разные формы организации взаимодействия с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет, будет способствовать грамотной реализации учебной программы дошкольного образования, разностороннему развитию и социализации ребёнка раннего и дошкольного возраста, повышению профессиональной компетенции специалистов системы дошкольного образования, качеству дошкольного образования в целом, укреплению связей с родителями.

Значимость научной разработки усиливается возможностью реализации её содержания, что будет способствовать воспитанию у детей нравственных чувств, в том числе сопереживания настроению окружающих, проявления к ним сочувствия, стремления прийти на помощь, а также волевых качеств, умений доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, выслушивать объяснения педагога или родителей, быстро действовать в соответствии со сложившейся ситуацией, налаживать положительные межличностные отношения.

Литература:

1. Гузик, Е.О. Образовательные материалы для педагогических работников в вопросах рационального питания / Е.О. Гузик // Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины: материалы научно-практической конференции, посвящённой 90-летию санитарно-эпидемиологической службы Гомельской области; под ред. Е.С. Дубинина. — Гомель: государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», 2012. — С. 60—63.

2. Дедулевич, М.Н. Учебно-методический комплекс как фактор повышения уровня образовательного процесса в дошкольных учреждениях в области здоровья и личной гигиены / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина: материалы IV Международного фестиваля педагогических инноваций, 26—27 сентября 2012 г., г.Черкассы; ред. Г.А. Назаренко. — Черкассы: ЧОПОПП, 2012. — С. 23—26.

3. Комарова, И.А. К вопросу о содержании образовательного компонента «Безопасность жизнедеятельности» учебной программы дошкольного образования / И.А. Комарова, Л.Л. Габьева // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 55-летию педагогического факультета 3—4 октября 2012. — Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2012. — С.179—182.

4. Комкова, Е.И. Психологические закономерности когнитивно-личностного развития ребёнка в процессе социализации / Е.И. Комкова, Я.Л. Коломинский // Весці Беларус. дзярж. пед. ун-та. — 2012. — Серыя 1. — № 2. — С. 28—32.

5. Мартынюк, Н.С. Условия повышения степени закалённости организма детей старшего дошкольного возраста / Н.С. Мартынюк, В.С. Мартынюк // Вiстник Чернiгiвського нацiонального педагогiчного унiверситету iменi Т.Г. Шевченка [текст]. Вип. 91. Т. 1. —Чернiгiвський нацiональний педагогiчний унiверситет iменi Т.Г. Шевченка; гол. ред. М.О. Носко. — Чернiгiв: ЧДПУ, 2011. — С. 289—293. (Серiя: Педагогiчнi науки. Фiзичне виховання та спорт.)

6. Пшеницына, Л.А. Новое содержание социально-нравственного и личностного развития дошкольников / Л.А. Пшеницына // II Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном образовании», Минск, 15—16 ноября 2013 г.: сб. науч. ст. [Электронный ресурс]. — Минск: АПО, 2013. — С. 159—166.

7. Смолер, Е.И. Новые подходы к содержанию образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования / Е.И. Смолер // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов международной научно-практич. конф., Брест, 18—19 апреля 2013 г. — Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол. З.Р. Железнякова (отв. ред.) [и др.]. — Брест: БрГУ, 2013. — С. 153—155.

8. Смолер, Е.И. Особенности социализации детей младшего дошкольного возраста / Е.И. Смолер // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст.: Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Л.Н. Воронецкая, Т.В. Поздеева, И.Г. Добрицкая [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. — Минск: БГПУ, 2013. — С. 208—210.

9. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: НИО, 2012.

10. Ходонович, Л.С. Актуальные особенности социализации детей в игровой деятельности / Л.С. Хо-донович // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Междунар. науч. -практ. семинара, 18 апреля 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь; редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. — Барановичи; РИО БарГУ, 2013. — С. 163—166.

11. Ходонович, Л.С. Методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования / Л.С. Ходонович // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Междунар. науч. -практ. семинара, 18 апр. 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь; редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. — Барановичи: РИО БарГУ, 2013. — С. 69—71.

12. Ходонович, Л.С. Полифункциональные возможности игры как основной формы организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования / Л.С. Ходонович // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст.: III Междунар. науч. -практ. семинар, 29 марта 2012 г., г. Барановичи; редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубенко (отв. ред.) [и др.]. — 2012. — Барановичи: РИО БарГУ, 2012. — С. 210—213.

13. Ходонович, Л.С. УМК «Ребёнок и общество» как проявление модернизации содержания дошкольного образования / Л.С. Ходонович // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст.: Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: Л.Н. Воронецкая, Т.В. Поздеева, И.Г. Добрицкая [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. — Минск: БГПУ, 2013. — С. 232—234.

Любовь Ходонович,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования
научно-методического учреждения «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь










antalya escort alanya escort fethiye escort ankara escort izmir escort bursa escort aydın escort konya escort manisa escort muğla escort kütahya escort trabzon escort istanbul escort şişli escort