Search
Среда 18 Октябрь 2017
  • :
  • :

«Ребёнок и общество»

Научно-методическое обеспечение с новым содержанием

Рассматриваются вопросы организации научного исследования по проблеме разработки научно-методического обеспечения реализации образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования. Раскрыты объект, предмет, цель, предполагаемый результат исследования и его основные конструктивные характеристики. Анализируется содержание научно-методического обеспечения: учебно-методических, учебных наглядных пособий, методик развития, обучения и воспитания детей до 1 года, от 1 года до 7 лет в контексте образовательных компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: научное исследование, научно-методическое обеспечение, содержание научно-методического обеспечения, социально-нравственное развитие ребёнка, образовательная область «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования, содержание учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество».

Одной из задач современного дошкольного образования является социально-нравственное развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Учебная программа дошкольного образования акцентирует названную задачу в образовательных компонентах образовательной области «Ребёнок и общество» [9, с. 129—138]. Однако анализ литературы выявил недостаточное количество педагогических средств, способствующих эффективной реализации образовательной области «Ребёнок и общество» и удовлетворению потребностей социума и педагогической общественности [6].

Для успешного решения выявленной проблемы по заданию Министерства образования Республики Беларусь в лаборатории дошкольного образования Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь (научный руководитель Л.С. Ходонович) проводится научное исследование, направленное на разработку научно-методического обеспечения с качественно новым содержанием реализации всех компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

Актуальность исследования определяется противоречиями между:

l традиционным пониманием научно-методи-ческого обеспечения лишь как руководства к практической деятельности педагога и научным переосмыслением его возможностей как развивающей среды, в пространстве которой эффективно может осуществляться социализация детей раннего и дошкольного возраста, развиваться их самопознание, формироваться опыт гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, адаптивного социального поведения, навыки здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, предметной, предметно-игровой, игровой и трудовой деятельности;

l возросшей потребностью социума в раннем формировании у детей до 1 года, от 1 года до 7 лет основ самопознания, здорового, безопасного, гуманного взаимодействия с окружающими людьми в социуме и отсутствием научно-методического обеспечения для решения названной проблемы при реализации практиками образовательных компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования;

l требованиями, предъявляемыми к качеству дошкольного образования, и недостаточным количеством научно-методического обеспечения с содержанием, отражающим новые положения современной психолого-педагогической науки и способствующим эффективной реализации практиками образовательной области «Ребёнок и общество».

Объектом исследования является научно-методическое обеспечение ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет: «Самопознание», «Здоровье и личная гигиена», «Культура питания», «Безопасность жизнедеятельности», «Взаимодействие со сверстниками и взрослыми», «Адаптивное социальное поведение», «Познание социума», «Рукотворный мир», «Предметная деятельность», «Предметно-игровая деятельность», «Игровая деятельность», «Трудовая деятельность».

Предмет исследования состав содержания УМК «Ребёнок и общество» к образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года,
от 1 года до 7 лет.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать состав содержания учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

В исследовании применяются следующие методы: анализ и обобщение научной и методической литературы по теме исследования; конструирование; моделирование; компьютерное проектирование.

Исходными данными для проведения работы явились результаты научных исследований воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет дидактическими средствами, отражающими вопросы здоровья, культуры питания, безопасности жизнедеятельности, самопознания, гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, адаптивного социального поведения, предметной, предметно-игровой, игровой и трудовой деятельности с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет.

В результате исследования будет разработан состав содержания учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» к образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

Основными конструктивными характеристиками разработанного состава содержания УМК «Ребёнок и общество» ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет выступят:

1. Теоретическое обоснование состава содержания УМК «Ребёнок и общество» для детей до 1 года, от
1 года до 7 лет.

2. Макетные образцы пособий для педагогов учреждений дошкольного образования:

— учебно-методические пособия;

— учебные наглядные пособия.

3. Методики воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет.

Научная новизна исследования проявится в разработке качественно нового содержания научно-методического обеспечения реализации всех образовательных компонентов образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет:

l впервые будет выявлен состав содержания УМК «Ребёнок и общество» к образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет;

l научно обосновано дифференцированное по возрастам воспитанников практико-ориентированное содержание научно-методического обеспечения ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество», выявляющее его ориентацию на принцип тематизма, разные формы организации образовательного процесса и деятельности детей до 1 года, от 1 года до 7 лет;

l разработаны учебные наглядные пособия, отличающиеся наличием в их содержании игровых и творческих заданий, иллюстративного материала, кратких пояснений взрослого, способствующие проведению разных форм организации образовательного процесса и деятельности с детьми от 3 до 7 лет;

l разработаны учебно-методические пособия с содержанием, включающим игровые средства для проведения основных и иных форм организации образовательного процесса с детьми до 1 года, от
1 года до 7 лет;

l разработаны методики воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет с содержанием, отражающим общие и специфические методы и приёмы, методическую модель их последовательного применения, варианты тематического планирования занятий и иных форм организации образовательного процесса, игровые педагогические средства.

Практическое значение полученных результатов научного исследования будет заключаться в возможности использования разработанного состава содержания учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» в разных формах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования и в семье.

Внедрение результатов исследования будет способствовать эффективному оснащению образовательного процесса учреждений дошкольного образования разного вида пособиями, что позволит создать новую обучающе-развивающую среду и наиболее оптимальные условия воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет при реализации содержания образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования.

Прогнозируемый социальный эффект научного исследования проявится в успешном социально-нравственном и личностном развитии воспитанников до 1 года, от 1 года до 7 лет, повышении профессионализма специалистов и педагогической культуры родителей.

Экономический эффект заключается в том, что разработанное в результате исследования новое содержание научно-методического обеспечения может рассматриваться в качестве коммерческого продукта с последующим изданием и реализацией в системе образования Республики Беларусь, а также позволит выполнить мероприятия Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009—2014 гг. по созданию здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2008 г. № 1193).

Область применения результатов исследования. Разработанное научно-методическое обеспечение ко всем образовательным компонентам образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет будет востребовано в образовательном процессе учреждений дошкольного образования, учреждениями дополнительного образования взрослых, учреждениями высшего образования, осуществляющими подготовку педагогических кадров, органами управления образования, родителями.

Временный научный коллектив, выполняющий представляемое научное исследование, включает учёных и практиков системы дошкольного образования Республики Беларусь. Это кандидаты педагогических наук, доценты — М.Н. Дедулевич, И.В. Житко, Л.Н. Воронецкая, И.А. Комарова, Р.Р. Косенюк, Н.В. Литвина, Н.С. Мартынюк, Т.В. Поздеева, Е.И. Смолер, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина; кандидат медицинских наук, доцент — Е.О. Гузик; кандидаты психологических наук, доценты — А.Н. Белоус, Е.И. Комкова, Т.М. Недвецкая, В.Н. Шашок, аспиранты — Л.А. Горелова, В.Л. Пашко, Л.А. Пшеницына.

Содержание научно-методического обеспечения реализации образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования для детей до 1 года, от 1 года до 7 лет разрабатывается в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к материалам данного типа:

l светский характер образования;

l ориентация на общечеловеческие и национальные ценности;

l учёт возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей ребёнка;

l обеспечение эмоционального благополучия и психологического комфорта ребёнка;

l  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

l создание условий для интеллектуального, коммуникативного и творческого развития;

l предупреждение переутомления и дезадаптации;

l взаимодействие с семьёй.

Концептуальной основой содержания научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество» является сохранение уникальности, самоценности ребёнка до 1 года, от 1 года до 7 лет, развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства [11].

В новое содержание разрабатываемого научно-методического обеспечения заложены положения культурологического, индивидуально-дифференцированного, игрового и сценарно-тематического подходов, принципы тематизма, возрастной дифференциации, интеграции видов детской деятельности, а также ориентация на реализацию принципиально новых задач, заложенных в компоненты образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования [3; 4; 5; 7; 10].

Актуальным является заложенное в содержание положение о деятельности ребёнка и осознании им как конечного результата, который необходимо получить в ходе выполнения игровой задачи, так и способов его достижения (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков). Это обстоятельство играет решающую роль в развитии осознания ребёнком своего поведения, действий и их результатов. Переключение сознания детей на способы решения смодулированной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, что способствует появлению у них самоконтроля. Такая ориентировка закрепляет механическое выполнение задания однажды заученным способом, ребёнок уже может, по мнению Н.Н. Поддьякова, анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата.

Особую роль имеет большое количество разных видов и типов игр, включённых в содержание научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество». С их помощью педагоги смогут успешно решить такие актуальные позиции социализации воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования, как:

l обеспечение положительного эмоционального фона при формировании интереса к собственному здоровью, личной гигиене, закаливанию, культуре питания, организации безопасного пространства для жизнедеятельности, взаимодействию со сверстниками и взрослыми, соблюдению условий адекватного социального поведения, самопознания, к познанию социума, рукотворного мира, игровой и трудовой деятельности;

l развитие познавательной деятельности, наблюдательности, образного мышления, воображения, оригинальности, экспериментирования, сосредоточенности, внимания, эмоционально-волевых и нравственных качеств;

l обогащение представлений о приёмах общения в бытовых ситуациях, вариантах поведения, облегчающих вхождение в коммуникацию, в разные виды деятельности и ситуации социальной действительности;

l приобщение к ценностям, где основными объектами являются человек, здоровье, природа, национальная культура, труд, безопасность, содействие проявлению отзывчивости на эмоциональное состояние другого человека, окружающий мир.

Разрабатываемое научно-методическое обеспечение будет представлено в виде учебно-методического комплекса «Ребёнок и общество», включающего как учебно-методические пособия для педагогов учреждений дошкольного образования, так и учебные наглядные пособия для взаимодействия педагога и родителей с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет [2; 13].

Для педагогов учреждений дошкольного образования в содержание учебно-методических пособий введены:

l различные виды и типы развивающих игр для проведения основных и иных форм организации образовательного процесса с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет, которые помогут воспитанникам овладеть новыми знаниями в занимательной игровой форме;

l конспекты занятий с опорой на разработанные игры и содержание учебных наглядных пособий;

l примеры тематического планирования занятий и иных форм организации образовательного процесса с воспитанниками до 1 года, от 1 года до 7 лет со ссылками на новое научно-методическое обеспечение;

l методики воспитания, обучения и развития детей до 1 года, от 1 года до 7 лет, с ориентацией на общие и специфические методы и приёмы, методическую модель их последовательного применения.

Учебные наглядные пособия — планшеты с иллюстративным и раздаточным материалом разработаны как для взаимодействия педагога с ребёнком в образовательном процессе, так и для организации детской деятельности родителями в семье. С этой целью планшет включает:

1. методические рекомендации для родителей.

2. игровые и творческие задания.

3. словесные комментарии.

4. наглядный материал:

— сюжетные и образные иллюстрации;

— дидактические карточки-картинки;

— пиктограммы;

— поощрительная символика.

Доступное для родителей содержание учебных наглядных пособий позитивно отразится при обогащении его в семье яркими позитивными впечатлениями окружающего мира и социума, воспитания самостоятельности, инициативы, организованности и ответственности в поступках и поведении.

Новизна содержания разрабатываемых учебно-методических и учебных наглядных пособий проявляется также в учёте разнотемповости и разноуровневости развития воспитанников, в заложенной возможности предоставления им выбора широкого спектра видов деятельности, сочетания и постепенного изменения соотношения репродуктивной и продуктивной деятельности, позиций обучающего и развивающего характера, в доминировании практической интегрированной деятельности ребёнка, протекающей в игровой форме [1; 8; 12].

Выстроенное представленным образом содержание научно-методического обеспечения образовательной области «Ребёнок и общество» позволит педагогам учреждений дошкольного образования создать условия для постепенного погружения воспитанников раннего и дошкольного возраста в особенности окружающего мира, поможет им овладеть понятиями разных видов взаимодействия, познания себя, способами обращения к сверстникам и взрослым, накопить опыт самостоятельного самовыражения, адекватного социального поведения, ценностного отношения к труду, рукотворному миру, окружающим людям. Подчеркнём, что новое содержание научно-методического обеспечения образовательной области «Ребёнок и общество» может выступать в качестве развивающей образовательной среды, создающей условия для формирования у воспитанников психологической готовности к совместным действиям, потребности в безопасном и здоровом образе жизни, развития способности предвидеть результат собственного поведения, адекватно реагировать на различные ситуации, овладевать деятельностью на уровне самостоятельности, действуя по собственной инициативе без помощи взрослых.

Научно-методическое обеспечение образовательной области «Ребёнок и общество», разработанное в рамках представленного научного исследования, откроет практикам возможность его введения в разные формы организации взаимодействия с детьми до 1 года, от 1 года до 7 лет, будет способствовать грамотной реализации учебной программы дошкольного образования, разностороннему развитию и социализации ребёнка раннего и дошкольного возраста, повышению профессиональной компетенции специалистов системы дошкольного образования, качеству дошкольного образования в целом, укреплению связей с родителями.

Значимость научной разработки усиливается возможностью реализации её содержания, что будет способствовать воспитанию у детей нравственных чувств, в том числе сопереживания настроению окружающих, проявления к ним сочувствия, стремления прийти на помощь, а также волевых качеств, умений доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, выслушивать объяснения педагога или родителей, быстро действовать в соответствии со сложившейся ситуацией, налаживать положительные межличностные отношения.

Литература:

1. Гузик, Е.О. Образовательные материалы для педагогических работников в вопросах рационального питания / Е.О. Гузик // Актуальные проблемы гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины: материалы научно-практической конференции, посвящённой 90-летию санитарно-эпидемиологической службы Гомельской области; под ред. Е.С. Дубинина. — Гомель: государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», 2012. — С. 60—63.

2. Дедулевич, М.Н. Учебно-методический комплекс как фактор повышения уровня образовательного процесса в дошкольных учреждениях в области здоровья и личной гигиены / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина: материалы IV Международного фестиваля педагогических инноваций, 26—27 сентября 2012 г., г.Черкассы; ред. Г.А. Назаренко. — Черкассы: ЧОПОПП, 2012. — С. 23—26.

3. Комарова, И.А. К вопросу о содержании образовательного компонента «Безопасность жизнедеятельности» учебной программы дошкольного образования / И.А. Комарова, Л.Л. Габьева // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 55-летию педагогического факультета 3—4 октября 2012. — Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2012. — С.179—182.

4. Комкова, Е.И. Психологические закономерности когнитивно-личностного развития ребёнка в процессе социализации / Е.И. Комкова, Я.Л. Коломинский // Весці Беларус. дзярж. пед. ун-та. — 2012. — Серыя 1. — № 2. — С. 28—32.

5. Мартынюк, Н.С. Условия повышения степени закалённости организма детей старшего дошкольного возраста / Н.С. Мартынюк, В.С. Мартынюк // Вiстник Чернiгiвського нацiонального педагогiчного унiверситету iменi Т.Г. Шевченка [текст]. Вип. 91. Т. 1. —Чернiгiвський нацiональний педагогiчний унiверситет iменi Т.Г. Шевченка; гол. ред. М.О. Носко. — Чернiгiв: ЧДПУ, 2011. — С. 289—293. (Серiя: Педагогiчнi науки. Фiзичне виховання та спорт.)

6. Пшеницына, Л.А. Новое содержание социально-нравственного и личностного развития дошкольников / Л.А. Пшеницына // II Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном образовании», Минск, 15—16 ноября 2013 г.: сб. науч. ст. [Электронный ресурс]. — Минск: АПО, 2013. — С. 159—166.

7. Смолер, Е.И. Новые подходы к содержанию образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования / Е.И. Смолер // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов международной научно-практич. конф., Брест, 18—19 апреля 2013 г. — Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол. З.Р. Железнякова (отв. ред.) [и др.]. — Брест: БрГУ, 2013. — С. 153—155.

8. Смолер, Е.И. Особенности социализации детей младшего дошкольного возраста / Е.И. Смолер // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст.: Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Л.Н. Воронецкая, Т.В. Поздеева, И.Г. Добрицкая [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. — Минск: БГПУ, 2013. — С. 208—210.

9. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: НИО, 2012.

10. Ходонович, Л.С. Актуальные особенности социализации детей в игровой деятельности / Л.С. Хо-донович // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Междунар. науч. -практ. семинара, 18 апреля 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь; редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. — Барановичи; РИО БарГУ, 2013. — С. 163—166.

11. Ходонович, Л.С. Методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования / Л.С. Ходонович // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Междунар. науч. -практ. семинара, 18 апр. 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь; редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. — Барановичи: РИО БарГУ, 2013. — С. 69—71.

12. Ходонович, Л.С. Полифункциональные возможности игры как основной формы организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования / Л.С. Ходонович // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст.: III Междунар. науч. -практ. семинар, 29 марта 2012 г., г. Барановичи; редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.), Н.Г. Дубенко (отв. ред.) [и др.]. — 2012. — Барановичи: РИО БарГУ, 2012. — С. 210—213.

13. Ходонович, Л.С. УМК «Ребёнок и общество» как проявление модернизации содержания дошкольного образования / Л.С. Ходонович // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст.: Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: Л.Н. Воронецкая, Т.В. Поздеева, И.Г. Добрицкая [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. — Минск: БГПУ, 2013. — С. 232—234.

Любовь Ходонович,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования
научно-методического учреждения «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь