Search
Суббота 27 Апрель 2024
  • :
  • :

Автоматизация звуков

Жанна ЛОМАЧЕНКО,

учитель-дефектолог

второй категории,

ясли-сад № 56 г.Могилёва

 

Если ребёнок посещал или посещает пункт коррекционно-педагогической помощи, а звукопроизношение до сих пор не исправлено, но на занятиях с учителем-дефектологом или по просьбе родителей повторяет правильно, звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, это говорит о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе автоматизации. Длительность прохождения данного этапа зависит от количества занятий. Их целесообразно проводить ежедневно.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок при продолжительном и многократном повторении произносит его изолированно правильно и чётко. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо, т.к. это будет способствовать закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация звука осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

— автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

— автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

— автоматизация звука в предложениях;

— автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

— автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

— автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. И наряду с развитием звуковой стороны речи на данном этапе происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков — постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку;

— подготовьте удобное и достаточно освещённое место для занятий;

— обращайте внимание, правильно ли ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш;

— формируйте положительную мотивацию на выполнение задания;

— сначала внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение;

— поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание;

— хвалите ребёнка, радуйтесь его успехам, не забывайте хвалить не только за удачи, но и за старание — это стимулирует усердие ребёнка, придаёт ему уверенности в себе;

— помогайте в выполнении задания только в том случае, если ребёнок в этом нуждается;

— не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий;

— сравнивайте ребёнка не со сверстниками, а только с ним самим на предыдущем этапе работы;

— не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда сделано предыдущее.

Работа над автоматизацией звука — это взаимодействие учителя-дефектолога, ребёнка и его родителей. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

При этом важно: ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику для постановки последующих звуков. Необходимо, чтобы ребёнок тренировал свою руку, готовил её к письму, развивал мелкую моторику — рисовал, штриховал, вырезал и др. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача учителя-дефектолога поставить звуки, автоматизировать в слогах, словах, предложениях, затем научить дифференцировать их на слух и в произношении, после чего вводить его в связную речь. Задача родителей — осуществлять контроль над поставленным звуком в свободной речи ребёнка (в играх, в его диалоге с окружающими, в свободной деятельности) и при необходимости консультироваться с учителем-дефектологом.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!