Search
Понедельник 11 Декабрь 2023
  • :
  • :

Автоматизация звуков

Жанна ЛОМАЧЕНКО,

учитель-дефектолог

второй категории,

ясли-сад № 56 г.Могилёва

 

Если ребёнок посещал или посещает пункт коррекционно-педагогической помощи, а звукопроизношение до сих пор не исправлено, но на занятиях с учителем-дефектологом или по просьбе родителей повторяет правильно, звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, это говорит о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе автоматизации. Длительность прохождения данного этапа зависит от количества занятий. Их целесообразно проводить ежедневно.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок при продолжительном и многократном повторении произносит его изолированно правильно и чётко. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо, т.к. это будет способствовать закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация звука осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

— автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

— автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

— автоматизация звука в предложениях;

— автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

— автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

— автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. И наряду с развитием звуковой стороны речи на данном этапе происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков — постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку;

— подготовьте удобное и достаточно освещённое место для занятий;

— обращайте внимание, правильно ли ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш;

— формируйте положительную мотивацию на выполнение задания;

— сначала внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение;

— поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание;

— хвалите ребёнка, радуйтесь его успехам, не забывайте хвалить не только за удачи, но и за старание — это стимулирует усердие ребёнка, придаёт ему уверенности в себе;

— помогайте в выполнении задания только в том случае, если ребёнок в этом нуждается;

— не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий;

— сравнивайте ребёнка не со сверстниками, а только с ним самим на предыдущем этапе работы;

— не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда сделано предыдущее.

Работа над автоматизацией звука — это взаимодействие учителя-дефектолога, ребёнка и его родителей. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

При этом важно: ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику для постановки последующих звуков. Необходимо, чтобы ребёнок тренировал свою руку, готовил её к письму, развивал мелкую моторику — рисовал, штриховал, вырезал и др. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача учителя-дефектолога поставить звуки, автоматизировать в слогах, словах, предложениях, затем научить дифференцировать их на слух и в произношении, после чего вводить его в связную речь. Задача родителей — осуществлять контроль над поставленным звуком в свободной речи ребёнка (в играх, в его диалоге с окружающими, в свободной деятельности) и при необходимости консультироваться с учителем-дефектологом.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!










antalya escort alanya escort fethiye escort ankara escort izmir escort bursa escort aydın escort konya escort manisa escort muğla escort kütahya escort trabzon escort istanbul escort şişli escort