Search
Пятница 26 Апрель 2024
  • :
  • :

О системе дошкольного образования Екатеринбурга

Основные задачи системы образования определены в национальных инициативах Президента Российской Федерации. Они отражены в муниципальных программах «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании на 2014—2016 годы», «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании на 2014 год», «Развитие материально-технической базы загородных лагерей» и успешно реализуются.

Установки Президента Российской Федерации по достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет реализуются через муниципальную программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений». Это строительство детских садов, капитальный ремонт, увеличение мест в действующих детских садах и др.

В 2013 году открыто 31 новое муниципальное дошкольное образовательное учреждение, введено 5 955 дополнительных мест для детей в возрасте от 3-х до
7-ми лет. Построено восемь новых объектов — это 1 090 новых мест. Возвращено в муниципальную дошкольную сеть 23 ранее перепрофилированных здания детских садов — ещё 2 895 мест. Открыто 1 920 дополнительных мест в действующих детских садах и две дошкольные группы в школе № 184 «Новая школа» в Верх-Исетском районе.

В 2014 году было открыто 25 новых детских садов, с учётом всех мероприятий программы введено 9 245 дополнительных мест.

Объём финансирования мероприятий Программы 2014 года составил почти 3 млрд рублей. В том числе: из средств бюджета города — 1 млрд 316 млн 777 тыс. рублей, из федерального бюджета — 300 млн 000 тыс. рублей, из областного бюджета — 1 млрд 060 млн 965 тыс. рублей.

В 2015 году запланировано увеличить сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 5 200 мест. Из них: строительство 8—10 новых детских садов на 2 425 мест, возврат 13 ранее перепрофилированных зданий — 1 450 мест и открытие дополнительных 1 325 мест в действующих детских садах.

Доступность дошкольного образования является одним из приоритетных направлений муниципальной образовательной политики, которое активно реализуется Администрацией г.Екатеринбурга ещё с 2004 года.

За этот период количество муниципальных детских садов увеличилось с 225 до 385, количество детей, обеспеченных качественным бесплатным дошкольным образованием — с 36 тыс. до почти 59 тыс. человек.

Так, по итогам 2013 года обеспеченность детей от 3-х до 7-ми лет дошкольным образованием с учётом учреждений всех форм собственности достигла 90%. В трёх районах (Верх-Исетском, Железнодорожном, Чкаловском) фактически ликвидирована очередь в дошкольные учреждения детей от 4-х до 7-ми лет, в остальных четырёх — от 5-ти до 7-ми лет.

Стоимость содержания одного ребёнка в муниципальных образовательных учреждениях составляет: в дошкольном учреждении — 70,5 тыс. рублей, в общеобразовательном учреждении — 49,3 тыс. рублей, в учреждении дополнительного образования — 10,0 тыс. рублей.

Кроме того, в последние годы активно развивается негосударственный сектор детских садов. С целью снижения размера оплаты за содержание ребёнка пятнадцати негосударственным детским садам, расположенным в муниципальных зданиях на условиях аренды, установлена 80-процентная льгота по арендной плате.

Родители детей, посещающих негосударственные детские сады, имеют возможность также как и семьи детей, посещающих муниципальные детские сады, получать компенсацию части родительской платы за содержание ребёнка в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области.

По охвату населения дошкольным образованием Екатеринбург занимает достойные позиции в группе городов, сопоставимых с ним по социально-экономическим показателям.

Исполняется Указ Президента по увеличению заработной платы педагогов учреждений образования. В ежемесячном режиме ведётся мониторинг средней заработной платы в отрасли «Образование».

Средняя заработная плата педагогов школ составляет 37 717 рублей, детских садов — 30 502 рубля, учреждений дополнительного образования — 23 642 рубля (в 2013 году соответственно: 30 104 рубля, 24 400 рублей, 19 968 рублей).

Разумеется, введение новых механизмов совершенствования оплаты труда в сфере образования не является самоцелью. Оно должно привести к повышению качества предоставляемых населению образовательных услуг. Если зарплаты будут расти, а уровень качества образования останется прежним, то общество не получит того, на что рассчитывает, — умных и творческих выпускников школ, компетентных и инициативных специалистов.

Одним из эффективных механизмов регулирования повышения заработной платы педагогических работников является переход на автономный тип хозяйствования.

Доля автономных учреждений составляет 34%.

Одним из ресурсов улучшения условий труда и повышения статуса педагога является совершенствование финансово-экономических механизмов управления системой образования.

В феврале 2013 года была принята «дорожная карта», направленная на повышение эффективности образования. В числе приоритетных мероприятий «дорожной карты» — совершенствование и поэтапное повышение оплаты труда педагогических работников и обеспечение доступности дошкольного образования». «Дорожная карта» учреждения представляет собой план действий по обеспечению условий для реализации стандарта.

В соответствии с «дорожной картой» с сентября 2014 года на эффективный контракт перешли все руководители и педагоги муниципальных общеобразовательных организаций.

Наметилась тенденция и по качественному изменению кадрового состава воспитателей: в 2012 году доля воспитателей без педагогического образования составляла 16%, по итогам 2013 года — 13%. Произошло небольшое «омоложение» педагогических коллективов: на 6% уменьшилось количество воспитателей в возрасте старше 55 лет.

Кроме того, с января 2014 года Постановлением Администрации г.Екатеринбурга увеличена муниципальная надбавка для особо востребованных категорий обслуживающего персонала детских садов: для младших воспитателей — в два раза, для работников пищеблоков — в полтора раза (до 4 000 рублей и 3 500 рублей соответственно).

За последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В соответствии с Федеральным Законом от «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. В отличие от общего, дошкольное является необязательным. Изменилось отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Введено чёткое понятие качества образования.

Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В стандарте задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

Реализуя образовательную программу, разработанную в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы, коллективы детских садов проводили анализ имеющихся условий на соответствие требованиям стандарта.

Педагогические коллективы оценивали: кадровые, методические, материально-технические, информационные, финансовые условия учреждения. При этом, основным критерием оценки являлось соответствие представленных условий требованиям стандарта.

Основными проблемами при переходе детских садов на стандарт дошкольного образования стали:

  1. Отсутствие примерных основных образовательных программ.
  2. Отсутствие подготовленных руководящих и педагогических кадров по проблематике стандарта.
  3. Недостаточное материально-техническое оснащение развивающей среды дошкольных учреждений.

На основании анализа в каждом детском саду разрабатывались «дорожные карты» по переходу на ФГОС ДО, вносились изменения и дополнения в Уставы и другие локальные акты.

В соответствии со стандартом, необходимым условием качественной реализации Программы является её непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени её реализации.

Методическое сопровождение реализации программ дошкольного образования, которое осуществляют старшие воспитатели и методисты, доступно для дошкольных учреждений, в которых есть хотя бы один соответствующий работник. По итогам предыдущего учебного года в 377 детских садах работали 5 541 руководящих и педагогических работников, из них 510 человек — административные работники (заведующие, заместители заведующих, старшие воспитатели, методисты).

Детские сады на 100% обеспечены музыкальными руководителями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами.

Сложнее ситуация с поддержкой реализации программы со стороны пе-
дагогов-психологов. На практике только 135 детских садов (36% от общего количества) обеспечены педагогами-психологами. Прочие должности, в том числе социальные педагоги, педагоги дополнительного образования есть только в 16% учреждений.

Таким образом, можно говорить о существенном недостатке укомплектованности учреждений педагогическими работниками не только в количественном отношении, но и в части выполнения ими отдельных функций, необходимых для качественной реализации программ в соответствии со стандартом.

Для решения проблемы с педагогическими кадрами, руководителям дошкольных учреждений рекомендовано активнее рассматривать применение современных технологий кадрового менеджмента. Так, существует возможность привлечения к работе специалистов Екатеринбургского Центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог».

В прошлом учебном году была обучена почти половина работников детских садов. Самые высокие показатели в Чкаловском и Железнодорожном районах, самые низкие — в Верх-Исетском.

Курсовая подготовка по вопросам реализации ФГОС ДО организована в Уральском государственном педагогическом университете, институте развития образования, Екатеринбургском Доме Учителя, в том числе и дистанционно.

Наиболее востребованные программы повышения квалификации по вопросам внедрения стандарта: «Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада», «Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников», «Организация образовательной работы с детьми раннего возраста».

В стандарте дошкольного образования особое внимание уделено основным компетенциям, которыми должны обладать педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Среди факторов, влияющих на повышение профессиональной компетентности педагогических работников, особое место занимает инновационная деятельность.

Внедрение инновационного содержания стандарта в практику деятельности дошкольных образовательных учреждений осуществляется эффективней, когда в детских садах есть опыт инновационной деятельности, проведения исследовательских проектов детей, детско-взрослых проектов, новых форм работы с родителями, использования электронных образовательных ресурсов.

Развитие инновационной деятельности в муниципальной системе образования г.Екатеринбурга является одним из приоритетных направлений работы Управления образования.

В 2013 году был проведён конкурс проектов на присвоение статуса базового учреждения городской сетевой инновационной площадки по теме «Развитие вариативности содержания программ и моделей образовательных систем, способствующих развитию интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности ребёнка дошкольного возраста через внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс».

В состав городской сетевой инновационной площадки вошли 7 детских садов из пяти районов города.

В прошедшем учебном году впервые создана инновационная площадка по теме «Вариативные формы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с ФГОС и федеральными государственными требованими (ФГТ)», которая объединила образовательные учреждения дошкольного и общего образования. В состав сетевой инновационной площадки вошли 12 образовательных учреждений.

Создание сетевой модели базовых учреждений, объединённых общей темой — одна из форм развития инновационной деятельности с одной стороны, а с другой — это одно из условий развития содержания образования.

Планомерная работа по созданию и развитию сетевой модели базовых учреждений проводится Управлением образования с 2008 года. За прошедший период было создано пять инновационных площадок, которые объединили инновационной деятельностью 44 дошкольных учреждения (12%).

В период с января по май 2014 года ресурсными центрами были организованы семинары, мастер-классы по вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

По результатам работы в составе городской сетевой инновационной площадки по теме «Обеспечение преемственности в реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в решении задач социального развития детей дошкольного возраста» детскому саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 160 присвоен статус базового образовательного учреждения Уральского государственного педагогического университета.

Педагогический коллектив детского сада совместно с университетом разработал специальную программу для детских садов «Социальное развитие ребёнка-дошкольника».

Развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях является одним из условий повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

С целью создания необходимых социальных и научно-методических условий поддержки инновационной деятельности в детских садах в рамках мероприятий стратегического проекта «Городская школа-стандарт ”Пять звёзд“ проведён традиционный конкурс проектов «Инновации в образовании». Победителем которого в номинации «Лучшая инновационная разработка» 2014 года стал проект коллектива детского сада № 358 «Лесная полянка».

Сегодня инновационная деятельность дошкольных учреждений является механизмом развития содержания дошкольного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Поэтому одной из задач в развитии инновационной деятельности, является продолжение работы по созданию благоприятных условий для динамичного развития инновационной деятельности как приоритетного направления в развитии содержания дошкольного образования. Для этого необходимо:

  • активно использовать научный потенциал высших учебных заведений с последующим внедрением его в свою работу;
  • создать стажировочные площадки на базе городских ресурсных центров.

Одним из механизмов повышения профессиональной компетентности пе-
дагогических работников является участие в конкурсах профессионального мастерства. Осенью 2013 года состоялся финал второго городского конкурса «Воспитатель года-2013». Возможность продемонстрировать свой опыт и талант имели не только воспитатели детского сада, но и музыкальные руководители.

Третий городской конкурс «Воспитатель года-2014» проведён по двум номинациям: «Воспитатель», «Инструктор по физической культуре».

Впервые был проведён городской конкурс для старших воспитателей и методистов детских садов «Ступени профессионального роста».

Профессиональные конкурсы предоставляют возможность педагогу повысить свою компетентность не только в профессиональных вопросах, но и развить личностные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Самое важное, что проходит через весь стандарт, — поощрение инициативы ребёнка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу. Разработчики стандарта делают акцент не на том, чтобы ребёнок, идя в первый класс, уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, — к играм, рисованию, конструированию. В ФГОС ДО большое внимание уделяется развитию у ребёнка инициативности, его взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Наравне с индивидуализацией социализация утверждается в качестве основного критерия развития дошкольника.

Особая роль в социализации ребёнка отводится конкурсам и фестивалям для детей. Развитие конкурсного и фестивального движения на городском уровне создаёт условия для повышения качества дошкольного образования, демонстрации успехов и достижений детей, педагогов, родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста.

Состоялся второй городской фести-валь конструирования «Юный архитектор», который был посвящён году культуры.

Фестиваль организован в целях стимулирования инновационной деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений по интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста в совместной деятельности с семьями воспитанников.

Участниками фестиваля стали детско-родительские команды дошкольных учреждений города, которые представляли проекты, сделанные из различных видов конструкторов. В районных турах фестиваля приняли участие команды из 42 дошкольных образовательных учреждений.

С 1 февраля 2014 года стартовал XXI городской фестиваль «Здоровье» для воспитанников муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждений г.Екатеринбурга.

Фестиваль организован с целью обновления содержания и форм оздоровительной работы в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях, привлечения внимания педагогической и родительской общественности к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

На заключительном этапе фестиваля состоялся конкурс фильмов о физкультурно-оздоровительной работе учреждений и Всемирном дне здоровья.

ФГОС ДО не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании детей участвуют два социальных института, являющихся партнёрами в общем деле: семья и детский сад.

В 2013/2014 учебном году в рамках реализации программы апробации модели муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) было проведено пилотное исследование в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Цель исследования — проанализировать степень удовлетворённости родителей качеством образования, педагогических и руководящих работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Екатеринбурга.

В исследовании приняли участие педагоги и родители из 37 дошкольных образовательных учреждений г.Екатеринбурга (10% от общего числа). Опрос проводился с использованием электронных анкет, размещённых в сети Интернет. Общее количество опрошенных составило 5 562 человека или 85,2% от контингента родителей, 666 человек или 93% от контингента педагогов.

Проведение исследования предусматривало сбор, анализ и оценку информации для характеристики состояния условий и результата организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях города в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В целом, по результатам анализа данных анкетирования педагогов и родителей детей, являющихся воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, можно сделать следующие выводы:

  • в дошкольных образовательных учреждениях города создана развивающая предметно-пространственная среда, проблемной зоной которой, с точки зрения родителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, является недостаточная обеспеченность оборудованием, необходимым для развития оптимальной двигательной активности каждого ребёнка;
  • обеспечен высокий уровень воспитательно-образовательного процесса;
  • наиболее качественное образование дают муниципальные детские сады с приоритетным направлением развития детей.

После проведённого пилотного исследования сформирована городская группа по разработке критериев и показателей оценки качества дошкольного образования в рамках МСОКО. В состав рабочей группы вошли 28 представителей руководящих и педагогических работников всех районов города.

Работа по подготовке дошкольных образовательных учреждений к переходу на ФГОС ДО носит планомерный и целенаправленный характер. Отмечается положительная динамика изменений в муниципальной системе дошкольного образования, обусловленная мероприятиями модернизации программно-методических и материально-технических ресурсов, высоким уровнем кадрового потенциала, стимулированием и развитием инновационной деятельности.

Муниципальная система дошкольного образования в 2014/2015 учебном году решает следующие задачи:

  • продолжить работу по выполнению Указов Президента Российской Федерации в части обеспечения доступности дошкольного образования и повышения заработной платы педагогических работников;
  • продолжить работу по внедрению ФГОС ДО;
  • организовать прохождение курсовой подготовки по вопросам ФГОС ДО;
  • внедрить муниципальную систему оценки качества образования на уровне дошкольного образования.

Дошкольное детство — это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Евгения Умникова,
начальник Управления образования
Администрации г.Екатеринбурга