Search
Четверг 27 Июль 2017
  • :
  • :

Педагогическое сопровождение детей с признаками психомоторной одарённости

В статье рассматриваются научно-методические аспекты педагогического сопровождения детей с признаками психомоторной одарённости в учреждении дошкольного образования. Приведены основные направления профессиональной деятельности руководителей физического воспитания в развитии двигательного потенциала одарённых детей, указаны пути их реализации в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников и другими участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: дети с признаками психомоторной одарённости, физическое воспитание, учреждение дошкольного образования, направления деятельности.

The article deals with the scientific and methodological aspects of children with psychomotor talent signs pedagogical support at pre-school educational establishments. The articles gives the basic directions of physical traning educators’ professional activity connected with the development of activity potential in gifted children. The ways of its realization in close contact with pupils’ parents and other participants of the process of education are given.

Key words: children with psychomotor talent signs, physical training, pre-school educational establishment, activity directions.

Термин «одарённость» в различных научных и энциклопедических источниках трактуется неоднозначно. По мнению Б.М. Теплова, одарённость рассматривается чаще всего как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов [3]. Е.П. Ильин, анализируя сущность данного понятия в психолого-педагогических исследованиях А.Н. Леонтьева,
А.В. Либина, А.Р. Лурии, Э. Виннера и др., приходит к выводу, что «одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с. 130].

По мнению А.Н. Леонтьева, одарённость есть у всех, вопрос лишь в степени её выраженности у отдельных людей. Вместе с тем, по отношению к детям дошкольного возраста термин «одарённость» принято считать условным. Учитывая то, что ребёнок — это ещё несформировавшаяся личность, корректнее было бы говорить о признаках детской одарённости, которые проявляются в ярких, очевидных достижениях (или предпосылках для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В настоящее время психологи различают несколько видов одарённости: общая интеллектуальная, специфическая академическая, творческая, психомоторная, лидерская, социальная [2, с. 141]. Психомоторную одарённость характеризует своеобразный комплекс двигательно-координационных способностей, проявляющихся у детей дошкольного возраста в самостоятельной и организованной двигательной деятельности.

Актуальность педагогического сопровождения детей с признаками психомоторной одарённости в учреждении дошкольного образования подтверждается необходимостью:

l формирования адаптивной здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования, ориентированной на возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, предпочтения и возможности;

l обеспечения гибкости, непрерывности, преемственности системы физического воспитания на всех уровнях образования;

l определения эффективных путей, средств, форм и методов физического воспитания детей с признаками психомоторной одарённости.

Работа педагогов с одарёнными детьми (руководителей физического воспитания, воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов и др.) — это системный процесс, требующий постоянного профессионального роста специалистов, глубоких знаний в области дошкольной педагогики и психологии, теории и методики физической культуры. Нами выделены основные направления деятельности педагогов, в первую очередь, руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образования, связанные с педагогическим сопровождением детей с признаками психомоторной одарённости. К ним относятся:

1. Выявление детей c признаками психомоторной одарённости по результатам мониторинга физического состояния и развития воспитанников;

2. Рекомендации по взаимодействию с одарённым ребёнком для родителей и воспитателей дошкольного образования;

3. Развитие двигательного потенциала воспитанников с признаками психомоторной одарённости в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования;

4. Профессиональное общение со специалистами спортивных школ, клубов, центров физического воспитания и др.;

5. Информирование и рекомендации родителям в определении одарённого ребёнка в спортивную секцию.

Рассмотрим подробнее пути реализации каждого из указанных направлений.

Первое направление. Его специфика заключается в комплексном исследовании и анализе наиболее важных показателей, позволяющих найти верные пути и средства физического воспитания каждого ребёнка, создать для этого оптимальные условия на основе индивидуализации и дифференциации педагогического процесса. К этим показателям относятся: состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, двигательная активность, психологические особенности [1].

Для оценки указанных показателей применяются такие методы педагогической диагностики, как изучение медицинской документации, педагогическое наблюдение, тестирование уровня развития физических качеств и др. Следует отметить, что только комплексное применение методов педагогической диагностики способствует эффективному мониторингу целостной системы физического воспитания, который ориентирован не только на оценку педагогом полученных результатов, но и на их последующий компетентный анализ. Объективное выявление воспитанников, нуждающихся в педагогической поддержке по исследуемым показателям, а также детей с признаками психомоторной одарённости зависит, в первую очередь, от количественных и качественных результатов обследования физической подготовленности с учётом следующих составляющих:

степень сформированности основных видов движений. Предполагает определение качественных показателей техники ходьбы, бега, прыжков, лазания, ползания, бросания, ловли, метания методом контрольных наблюдений. Детей с признаками психомоторной одарённости отличают лёгкость и пластичность движений, способность быстро осваивать новые виды физических упражнений, удерживать нужный ритм, темп, точность и соразмерность двигательных действий в моменты передвижения в пространстве. Количество попыток, необходимое для овладения новым движением, гораздо меньше, чем у других детей;

уровень развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости). Выявление уровня строится на использовании специальных контрольных упражнений (тестов), позволяющих руководителю физического воспитания установить количественные показатели уровня развития физических качеств детей от четырёх лет и старше, сравнить их с возрастными нормами. Моторно-одарённых детей характеризует высокий уровень развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости), двигательных способностей (координационных, скоростно-силовых, силовых и др.), обеспечивающих быстроту в двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, двигательно-моторную координацию;

состав движений в самостоятельной деятельности. Основывается на специальных методиках наблюдения, дающих возможность охарактеризовать двигательный опыт каждого ребёнка, определить освоение необходимого для данного возраста минимума движений. По сравнению со своими сверстниками, дети, обладающие психомоторными способностями, имеют более разносторонний двигательный опыт, вырабатывают индивидуальный «почерк» при выполнении физических упражнений, стремятся занимать лидирующие позиции в подвижных и спортивных играх. Они проявляют настойчивость, азартность в решении двигательных задач, умеют находить нестандартные пути достижения цели, обладают ярко выраженными творческими способностями в изобретении новых вариантов движений.

Диагностика физической подготовленности имеет решающее значение для выявления детей с признаками психомоторной одарённости. Вместе с тем наряду с физической подготовленностью нельзя не учитывать показатели состояния здоровья и физического развития ребёнка, которые могут накладывать разного рода ограничения. Кроме того, по мнению В.Н. Шебеко, «выявление психомоторной одарённости неразрывно связано с обследованием личностных психологических особенностей ребёнка, среди которых наибольшее значение имеют мотивы двигательной активности и творческая составляющая (креативность) деятельности дошкольника» [4, с. 193—194].

Второе направление. Его цель — помочь педагогам и родителям создать благоприятную, «тёплую» атмосферу для дальнейшего развития способностей одарённого ребёнка как в условиях дошкольного учреждения образования, так и в домашней среде.

Развитие психомоторных способностей даст ребёнку возможность экспериментировать в двигательной деятельности, как можно чаще демонстрировать свои творческие идеи. Роль взрослого (педагога, родителя) — обращать внимание на ребёнка как на индивида с особыми возможностями, дарованиями, направлять и поощрять его творческие поиски. Воспитателям дошкольного образования можно порекомендовать организацию самостоятельной двигательной деятельности моторно-одарённых детей, направленной на предоставление свободы в выборе и решении различных двигательных задач в соответствии с их склонностями и интересами.

Сотрудничество с родителями лучше всего начинать с приглашения посетить физкультурно-оздоровительные мероприятия с участием их ребёнка. Именно они послужат наглядным свидетельством физкультурных достижений сына или дочери, о которых взрослые, возможно, и не подозревали. В ходе индивидуальных консультаций руководителя физического воспитания родителям будут полезны советы по приобретению необходимого спортивного инвентаря для физкультурных занятий в условиях семейного воспитания, рекомендации по выполнению специально разработанных для их ребёнка комплексов физических упражнений, проведению семейного активного отдыха и др.

Третье направление. В процессе его реализации педагогам следует помнить, что способностям одарённого ребёнка, в отличие от одарённого взрослого, только предстоит раскрыться. Поэтому в педагогических установках по отношению к моторно-одарённым детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит в том, что развитие такого ребёнка не требует никакого участия. Подобное невмешательство может оказаться пагубным для дальнейшего развития психомоторных способностей. Другая крайность — чрезмерное участие педагогов в совершенствовании двигательного потенциала одарённого воспитанника. Нервная система ребёнка неустойчива, физические и умственные возможности детского организма ограничены. Перегрузка, чрезмерное утомление могут не только негативно сказаться на состоянии здоровья воспитанника, но и изменить его внутренние потребности к занятиям физическими упражнениями.

Специфика физического воспитания в условиях учреждения дошкольного образования заключается в правильном индивидуальном подходе к моторно-одарённому ребёнку, основанном на его привлечении к:

l дополнительным занятиям физкультурно-оздоровительной направленности, которые нацелены на углубленное обучение детей определённым спортивным упражнениям и играм, современным оздоровительным видам гимнастики;

l активному участию в текущих физкультурно-оздоровительных мероприятиях (физкультурные занятия, досуги, утренняя гимнастика и др.), предусматривающих, например, демонстрацию сверстникам тех или иных физических упражнений, выполнение ответственных функций (капитанов команд, звеньевых, организаторов подвижных игр и др.);

l творческой деятельности, направленной на двигательное экспериментирование при обучении физическим упражнениям, исполнение ролей различных персонажей на физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

l соревновательной деятельности, связанной с проявлением и воспитанием целеустремлённости, воли к победе, формирующей психологическую готовность ребёнка и к спортивным успехам, и к неудачам.

Четвёртое направление. С одной стороны обеспечивает преемственность физического воспитания детей на разных уровнях образования, а с другой — способствует ранней спортивной специализации одарённых воспитанников. Сотрудничество руководителя физического воспитания с тренерами, педагогами дополнительного образования физкультурной направленности будет эффективным при условии их взаимной заинтересованности в отборе детей дошкольного возраста для занятий в спортивных секциях.

Специализацию в каком-либо конкретном виде спорта лучше начинать, когда ребёнок адаптирован к физическим нагрузкам, с удовольствием занимается на физкультурных занятиях в учреждении дошкольного образования и обладает определёнными задатками для занятий, например, спортивной или художественной гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, спортивной аэробикой и др. Именно эти склонности, способности выявляет руководитель физического воспитания учреждения дошкольного образования и обращает пристальное внимание коллег (тренеров, руководителей секций и др.) на дальнейшую спортивную ориентацию детей с признаками психомоторной одарённости.

Пятое направление. По данным республиканских информационных ресурсов, в секции спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания, акробатики, спортивной аэробики и др. детей набирают от трёх до пяти лет, а в секции футбола, хоккея, водных лыж, плавания, восточных единоборств и др. — от четырёх-пяти до семи лет. Ценной и аргументированной будет не только рекомендация конкретной спортивной секции, но и тренера.

Вместе с тем, в дошкольном детстве какой-то определённый вид спорта не всегда имеет решающее значение. Многие спортивные секции для детей, даже если они называются, например, горнолыжными или футбольными, в первую очередь ориентированы на общую физическую подготовку. Занятия там, как правило, строятся в игровой форме, часто проводятся весёлые эстафеты и командные игры. Детей учат координировать движения тела, воспитывают у них силу, гибкость, быстроту, выносливость, чувство коллективизма, товарищества, волевые и нравственные качества. Естественно, что этот процесс будет наиболее эффективным в работе с моторно-одарёнными детьми, имеющими высокие показатели физической подготовленности.

Если педагог затрудняется в рекомендациях по определению ребёнка в спортивную секцию ранней специализации, то можно посоветовать родителям один из самых полезных для здоровья видов спорта — плавание. Многие специалисты считают, что приобщение детей дошкольного возраста к спорту лучше всего начинать именно с плавания, т.к. оно гармонично развивает все группы мышц, обладает закаливающим эффектом и формирует жизненно необходимое умение держаться на воде. Занятия оздоровительным плаванием практически не имеют ограничений по состоянию здоровья, поэтому посещение бассейна можно рекомендовать как моторно-одарённым, так и ослабленным детям.

Таким образом, педагогическое сопровождение детей с признаками психомоторной одарённости в учреждениях дошкольного образования имеет свою специфику, ориентированную на целенаправленную реализацию руководителем физического воспитания рассмотренных выше направлений профессиональной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников и другими участниками образовательного процесса. Показатели результативности такой работы следущие: во-первых — посещаемость нынешними и бывшими воспитанниками учреждения дошкольного образования занятий физкультурно-оздоровительной направленности, спортивных секций; во-вторых — их личные спортивные достижения (например, призовые места на соревнованиях различного уровня — районного, городского, республиканского, международного). Владеть данной информацией руководителю физического воспитания будет несложно при условии искренней заинтересованности в дальнейшей судьбе своих воспитанников и поддержании педагогического контакта с их семьями не только в учреждении дошкольного образования, но и на последующих этапах учёбы.

Поступила в редакцию 11.06.2014 г.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Власенко, Н.Э. Технология мониторинга физического состояния и развития детей дошкольного возраста / Н.Э. Власенко // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием: в 2 т. / ФГБОУ ВПО ВГИФК; под ред. Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин [и др.]. — СПб.: Питер, 2012.

3. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избр. психол. тр. / Б.М. Теплов; под ред. [с предисл.] М.Г. Ярошевского; Рос. акад. образования, Моск. психол. -соц. ин-т. — М.: Изд-во МПСИ. — Воронеж: МОДЭК, 2004.

4. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. — Минск: Выш. шк., 2010.

Наталья ВЛАСЕНКО,
кандидат педагогических наук,
руководитель физического воспитания высшей категории,
ясли-сад № 273 г.Минска,
старший преподаватель Института повышения квалификации и переподготовки
руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма
Белорусского государственного университета физической культуры