Search
Пятница 26 Апрель 2024
  • :
  • :

Общечеловеческие ценности и их формирование

В статье рассматриваются понятия общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций, раскрываются особенности их формирования у детей дошкольного возраста. Определена роль учреждения дошкольного образования в формировании общечеловеческих ценностей, основные компоненты: наблюдения в разных видах деятельности, беседы с детьми и родителями по проблемам индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, образцы поведения, взятые из сказок, художественных произведений, выявление причинно-следственных связей между поведением и поступками людей
в процессе игр и др.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, ценностные ориентации, формирование, осмысление, педагоги.

In this article we consider the ideas of common to humanity values and valuable orientation. We reveal the special feature of their forming
into under age schoolchildren. We define the role of preschool education system in forming of common to humanity values, basic components: observation in the different activities, holding discussions among children and their parents about individual and age group peculiarities, models of behavior from fairy tales, works of art, analyze the behavior and actions of people during the games and so on.

Key words: the ideas of common to humanity values, valuable orientations, forming, comprehension, teachers.

Система ценностей — основа для формирования образа жизни, от которой напрямую зависит мировоззрение человека о счастье и смысле жизни. Общечеловеческие ценности регулируют его повседневные действия, поведение и деятельность в разных сферах: преобразовательной, познавательной, художественной, общения и потребления. Общечеловеческие ценности словно подсказывают, как поступать в конкретных ситуациях в процессе взаимоотношений с другими людьми, дома и на улице. Таким образом, они определяют «лицо» человека и носят всеобъемлющий характер.

Разрушение духовно-нравственных ценностей, рост жестокости, алкоголизма и наркомании, суициды среди детей и молодёжи, доминирование материальных ценностей над духовными приводят к искажению представлений о добре, милосердии, человеколюбии, гражданственности. Вот почему проблема формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую актуальность.

В педагогике ценность понимают как субъективную значимость свойств и качеств предмета, явления, обстоятельств в конкретной ситуации. Ценность может быть только положительной и представляет собой культурный феномен социума, возникающий в процессе предметно-опосредованных отношений между субъектами, обладающий положительным смыслом и выступающий в качестве внутреннего регулятора человеческих действий [3, с. 396]. Личностные ценности — это устойчивые «консервированные» отношения с миром, запечатлённые в обобщённых и переработанных представлениях, установках [2, с. 38]. Ценностные ориентации являются единством ценностно-нормативных, социальных и рациональных начал и выступают в качестве основного показателя уровня развития духовности человека, способа его приобщения к общественной жизни, культуре через формирование внутреннего субъективного мира. Проще говоря, ценностная ориентация — это направленность личности на определённые ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т.д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них [1, с. 43].

Именно в дошкольном возрасте создаётся широкая основа для формирования первичных социально-значимых ценностей и нравственно-этических критериев. Ребёнок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Каждый индивид рождается в объективной социальной среде, в её рамках он встречает значимых людей, ответственных за его социализацию, — родителей, воспитателей, учителей. Именно они выступают в качестве посредников между ребёнком и окружающим миром благодаря идеалам, нормам культуры, которые соответствуют его социальному положению, индивидуальным особенностям. Ребёнок принимает роли и установки, интерпретирует их и делает своими собственными. Вместе с ними воспринимает и систему ценностей. Первоначально оценивает только чужие поступки (других детей, литературных героев), но в среднем дошкольном возрасте оценивает действия героев независимо от того, как он к ним относится, а также может обосновать свою оценку.

К четырём годам ребёнок приобретает способность оценивать своё поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые усваивает. Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения правил и норм поведения. Одновременно накапливается практический опыт непосредственного взаимодействия с окружающими. Социальные ценности становятся  значимыми для самого ребёнка посредством преобразования эмоциональной сферы, которую он начинает связывать с правилами поведения и взаимоотношений людей. К концу дошкольного периода осуществляется переход от эмоционально-непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Понимание такого непростого механизма формирования у ребёнка общечеловеческих ценностей важно и для педагогов, и для родителей.

Обозначенная проблема отражена в работах О. Широких, Н. Космачёвой, Н. Полковниковой, И. Комаровой, Н. Ершовой, Н. Султановой, Т. Галактёнок, В. Петровой, Т. Стульчик, Л. Подолинской, Е. Арнаутовой и других авторов. Нравственные ценности у них тесно связываются с нравственными качествами. Акценты делаются на таких главных моральных качествах, как трудолюбие, чувство любви к Родине, уважение к нравственным нормам, терпимость, человеколюбие, щедрость, послушание, честность, правдивость, доброта, ответственность, заботливость, физическое здоровье [4; 5].

О. Широких и Н. Космачёвой определена роль учреждения дошкольного образования в становлении ценностных ориентаций у детей. Указанные авторы выделяют следующие компоненты процесса формирования общечеловеческих ценностей.

Во-первых, важны наблюдения в различных видах деятельности, беседы с детьми и родителями по проблемам индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Во-вторых, необходимы образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Упор — на работу со сказками, притчами, обрядами, на игры, художественные произведения. Сопоставляя действия персонажей, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности; у них на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций.

В-третьих, следует способствовать осмыслению ребёнком ценностей, усиливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Игры «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города», «Больница» и на другие подобные темы призваны дополнительно формировать представления о нравственных ценностях, предлагать возможность нравственного выбора. Важно ориентировать детей на умение видеть доброе, положительное в действиях других сверстников, учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации вместе, а не смеяться над слабостями других [6, с. 43—44].

Н. Полковникова для формирования общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста предлагает использовать воображаемые ситуации, игры-драматизации, придумывание сказок, шутки и юмор, игровые упражнения, направленные на формирование доброжелательных отношений. Автор утверждает, что воображаемые ситуации помогают детям продумать и предложить собственное решение в случаях, когда их вымышленные сверстники проявляли следование ценностям или игнорировали их в словах и поступках [4, с. 98—99]. Метод воображаемых ситуаций использовался отдельно либо включался в рассказы воспитателя, индивидуальные и групповые беседы с детьми, в свободную деятельность старших дошкольников. Дети, опиравшиеся на эмоциональные проявления и словесные пояснения воспитателя, постепенно начинали самостоятельно эмоционально откликаться на описываемые обстоятельства, что выражалось в мимике, жестах и речевых реакциях.

Н. Полковникова пишет о важности оценивания действий персонажей. Дети под руководством педагога придумывали небольшие вымышленные истории, коллективно или самостоятельно их рассказывали по предложенной теме, соответствующей определённой ценности, например: «Как Витя другу помог», «Добрый поступок». Когда сходные воображаемые ситуации имели свои истоки в реальных событиях детской жизни, наблюдались воспитателем, становились причиной конфликтов среди детей, тогда они вызывали у воспитанников повышенный интерес. Это могли быть также сказочные герои, тесно связанные с литературным образом, свойственной им характеристикой. При разыгрывании сказок особое внимание педагогам рекомендуется обращать на эмоциональные проявления участников и зрителей, что расширяет возможности и развивает ценностные отношения у детей, т.к. образы героев несут в себе оценочное значение. Дети таким образом проявляют собственные ценностные отношения на основе стереотипов, а затем выражают личную оценку в соответствии с рассматриваемыми обстоятельствами [4, с. 99—100].

Успех формирования общечеловеческих ценностей в учреждении дошкольного образования, конечно же, напрямую связан с личностными и профессиональными качествами педагога. В первую очередь, он должен быть высоконравственным, культурным, творческим человеком, любить детей и свою работу, иметь высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Педагог сам должен ориентироваться на нравственные ценности, быть хорошим примером для воспитанников.

Проблему формирования общечеловеческих ценностей можно успешно решать только совместными усилиями работников учреждения дошкольного образования и семьи. При этом сотрудничество педагогических коллективов с родителями необходимо планировать по следующим направлениям: непосредственное воздействие педагога на совершенствование семейного воспитания; опосредованное воздействие — через детей и общественные организации. При этом должна действовать система педагогического всеобуча родителей через дома культуры, клубы, консультации. Не менее важно планомерно вовлекать родителей воспитанников в общественно полезную деятельность в учреждении дошкольного образования и по месту жительства (через родительские комитеты, в качестве тренеров, шефов). Актуальна систематическая работа по обобщению передового опыта семейного воспитания (на родительских собраниях,  заседаниях круглого стола с обсуждением проблемных тем, собраниях трудовых коллективов).

В заключение ещё раз подчеркнём, что только совместными усилиями педагогов учреждения дошкольного образования с родителями и близкими ребёнка можно добиться устойчивых результатов в формировании общечеловеческих ценностей у детей. При этом необходимы единые воспитательные задачи и методы педагогического воздействия. Педагогам также важно формировать у родителей ответственность за создание благоприятного психологического климата в семье, обогащать их знаниями детской психологии, педагогики и этики, раскрывать особенности формирования у детей нравственных ценностных ориентаций.

Поступила 07.04.2014 г.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вакульчик, И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников / И.В. Вакульчик, Н.Н. Сычевская // Сб. науч. статей молодых исследователей; редкол.: Л.Ф. Мирзаянова (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи: Баранов. гос. высш. пед. колледж, 2003. — 206 с.

2. Гавриловец, К.В. Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в нравственном воспитании / К.В. Гавриловец // Адукацыя i выхаванне. — 2010. — № 11. — С. 37—43.

3. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие / Н.В. Михалкович [и др.]; под ред. Н.В. Михалковича. — Минск: Тесей, 2006. — 400 с.

4. Полковникова, Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации / Н. Полковникова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 10. — С. 96—105.

5. Феоктистова, Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников / Т. Феоктистова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 30—32.

6. Широких, О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций / О. Широких, Н. Космачёва // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — С. 42—46.

Ольга КРАВЦОВА,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры общей и дошкольной педагогики,

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка